Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:07, дипломная работа
Копчёные колбасы занимают существенное место в структуре питания населения. Отмечается, например, что в общей структуре потребления колбасных изделий полукопчёные и варёно-копченые колбасы занимают около 27%. По оценке аналитиков прогнозируется рост спроса россиян на этот вид продукции [9]. Во многих странах мира именно копчёные колбасы имеют давние традиции праздничного потребления. Например, в Испании большая часть январских праздников предполагает в качестве обязательных праздничных блюд копчёные колбасы, хлеб, собрасанду (особый вид вкуснейшей майорской колбасы), а в Чехии даже существует специальный ежегодный праздник, посвящённый копчёным мясным изделиям − Костелецкий фестиваль [8].
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА И ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС 8
1.1 Конъюнктура рынка колбасных изделий в РФ 8
1.2 Классификация ассортимента и пищевая ценность копчёных колбас 12
1.3 Факторы, формирующие качество копчёных колбас 13
1.3.1 Сырьё и рецептуры 13
1.3.2 Технология производства 23
1.4 Факторы, сохраняющие качество копчёных колбас 29
1.4.1 Оболочки колбасного производства 29
1.4.2 Применение антимикробных препаратов и стартовых культур 32
1.4.3 Маркировка, хранение и транспортирование 34
1.5 Показатели качества и безопасности копчёных колбас 36
ГЛАВА 2. АССОРТИМЕНТ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС РЕАЛИЗУЕМЫХ МАГАЗИНОМ № 1 ООО «ОМСКИЙ ТОРГОВЫЙ АЛЬЯНС» 44
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 44
2.2 Объекты исследования, отбор проб и методы испытаний 47
2.3 Анализ ассортимента копчёных колбас 54
2.4 Результаты экспертизы качества образцов копчёных колбас 59
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ АССОРТИМЕНТА КОПЧЁНЫХ КОЛБАС 71
3.1 Пути совершенствования ассортимента копчёных колбас 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Широта ассортимента копчёных колбас определялась как общее число наименований колбас, представленных в магазине на момент регистрации. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями − действительной и базовой широтой, а также относительным показателем − коэффициентом широты. Действительная широта (Шд) − фактическое количество наименований копчёных колбас, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) − широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты было принято число наименований копчёных колбас по ассортиментному перечню магазина. Согласно этого документа, базовая широта для копчёных колбас, имеющихся в ассортименте магазина, должна включать не менее 30 наименований. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение показателя действительной широты к показателю базовой широты. С учётом того, что на момент регистрации ассортимента, число наименований копчёных колбас составляло 34, то коэффициент широты составил 113,3%:
Кш=100% = 100%=113,3% (4)
Таким образом, нарушений со стороны требований ассортиментного перечня в отношении числа наименований копчёных колбас не было отмечено.
Полнота ассортимента определяется способностью набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты также бывают действительными и базовыми.
Действительная полнота определялась как число наименований копчёных колбас в каждой из подгрупп: полукопчёные, варёно-копчёные и сырокопчёные. Базовая полнота нами не определялась.
Структура ассортимента копчёных колбас определялась удельным весом (долей) каждой подгруппы колбас в общем итоге.
Структура ассортимента копчёных колбас в натуральном выражении отражена в таблице 2.1.
Таблица 2. 1
Структура торгового ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс»
Подгруппа колбас | Число наименований на момент регистрации, ед. | Удельный вес, % к итогу |
Полукопчёные | 15 | 44,1 |
Варёно-копчёные | 12 | 35,3 |
Сырокопчёные | 7 | 20,6 |
ИТОГО | 34 | 100 |
Данные таблицы 2.1. показывают, что наибольшую долю в ассортименте копчёных колбас магазина на момент регистрации занимали полукопчёные колбасы (44,1%), на втором месте варёно-копчёные колбасы (35,3%), удельный вес сырокопчёных колбас составил 20,6% от общего числа наименований копчёных колбас.
Детализация развёрнутого ассортимента копчёных колбас с указанием наименований и нормативного документа (ГОСТ или ТУ), по которым изготовлены колбасы, приведена в таблице 2.2.
Таблица 2. 2
Развёрнутый ассортимент копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс»
Подгруппа колбас | Наименование колбас | Документ, по которому вырабатывается продукт | |
ГОСТ | ТУ | ||
Полукопчёные | Краковская | + |
|
Одесская | + |
| |
Байкальская |
| + | |
Брауншвейгская |
| + | |
Европейская |
| + | |
Казачья |
| + | |
Крестьянская |
| + | |
Лукьяновская |
| + | |
Салями испанская |
| + | |
Салями классическая |
| + | |
Сервелат городской |
| + | |
Сервелат пряный |
| + | |
Колбаски венгерские |
| + | |
Колбаски к пиву |
| + | |
Колбаски с сыром |
| + | |
Варёно-копчёные | Бергштайн |
| + |
Венская |
| + | |
Мускат Пренцлау |
| + | |
Пряная с сыром |
| + | |
Салями варёная |
| + | |
Салями Лузинская |
| + | |
Салями по-французски |
| + | |
Сервелат зернистый |
| + | |
Сервелат финский |
| + | |
Сервелат элитный |
| + | |
Шварцвальдер |
| + | |
Колбаски омские |
| + | |
Сырокопчёные | Брауншвейгская | + |
|
Столичная | + |
| |
Московская | + |
| |
Гусарская |
| + | |
Российская золотая |
| + | |
Зернистая золотая |
| + | |
Сервелат золотой |
| + |
Данные таблицы 2.2. наглядно показывают, что из 374 наименований копчёных колбас, представленных в ассортименте магазина, только 5 наименований из числа полукопчёных и сырокопчёных колбас: Краковская, Одесская, Брауншвейгская, Столичная и Московская изготовлены в соответствии с ГОСТ, остальные − по технологическим условиям. Широкая представленность колбас, изготовленных по ТУ, связана с расширением производственного ассортимента предприятий - изготовителей для повышения их конкурентоспособности.
Структура ассортимента копчёных колбас по предприятиям - изготовителям представлена в таблице 2.3.
Таблица 2. 3
Структура ассортимента копчёных колбас магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс» по предприятиям-изготовителям
Предприятие-изготовитель (место производства) | полукопчёные | варёно-копчёные | сырокопчёные | |||
---|---|---|---|---|---|---|
число наименований, ед. | удельный вес, % к итогу | число наименований, ед. | удельный вес, % к итогу | число наименований, ед. | удельный вес, % к итогу | |
ОАО «Мясокомбинат «Омский» | 9 | 60,0 | − | 0,0 | − | 0,0 |
МПЦ № 47, с. Лузино, Омской обл. | 6 | 40,0 | 12 | 100,0 | − | 0,0 |
ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский», Г. Тольятти | - | 0,0 | − | − | 7 | 100,0 |
ИТОГО | 15 | 100 | 12 | 100 | 7 | 100 |
Данные таблицы 2.3. наглядно показывают, что весь ассортимент сырокопчёных колбас изготовлен на ООО «Мясокомбинат «Тольяттинский». Следует также отметить, что 3 наименования сырокопчёных колбас изготовленных в соответствии с ГОСТ 16131-86, имеют торговую марку «Омский бекон». Дело в том, что отдельные наименования сырокопчёных и варёно-копчёных колбас мясокомбинат «Тольяттинский» производит специально для ОАО «Мясокомбинат «Омский», ранее входивший в группу предприятий «Омский бекон». Об этом в маркировке сделана соответствующая ссылка. Эти наименования колбас представлены в форме порционной нарезки по 175 г в вакуумной упаковке и пользуются большим спросом у покупателей. Остальные 4 наименования сырокопчёных колбас, изготовленные по техническим условиям, имеют фирменный товарный знак комбината «Добрый продукт».
Все 12 наименований варёно-копчёных колбас, отмеченных в ассортименте магазина, также изготовлены на одном предприятии − мясоперерабатывающем цехе № 47, расположенном в с. Лузино омского района. Для дополнительного позиционирования этих наименований колбас была создана фирменная торговая марка «Золотая серия Омского бекона». Некоторые рецептуры и технологические инструкции колбас («Бергштайн», «Мускат Пренцлау», «Венская», «Пряная с сыром») были разработаны при участии немецких специалистов. На МПЦ № 47 также изготовлены 6 из 15 наименований полукопчёных колбас. На самом предприятии ООо «Мясокомбинат «Омский» были изготовлены 9 наименований полукопчёных колбас, в том числе 2 наименования − «Краковская» высшего сорта и «Одесская» первого сорта в натуральных оболочках, производимых по ГОСТ 16351-86.
Таким образом, в торговом ассортименте магазина № 1 ООО «Омский Торговый Альянс» представлены все подгруппы ассортимента копчёных колбас, которые изготавливаются на трёх мясоперерабатывающих предприятиях. Можно проследить тенденцию потоварной специализации изготовителей в отношении торгового ассортимента копчёных колбас, представленных в магазине.
2.4 Результаты экспертизы качества образцов копчёных колбас
Экспертизу качества образцов начинали с проведения идентификации по маркировке. Современные предприятия производят продукцию с обязательным указанием (на упаковочном ярлыке или непосредственно на оболочке батонов) необходимой информации по ГОСТ Р 51074, что существенно облегчает идентификацию. Все необходимые сведения изучались по маркировкам этикеток, наклеенных на оболочку батонов. При проведении идентификации руководствовались требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в части информации по мясным продуктам х24ъ. Согласно п. 4.2. указанного стандарта, информация для колбасных изделий должна содержать:
– наименование продукта;
– сорт (при наличии);
– наименование и местонахождение изготовителя, при несовпадении с ним − адрес производства;
– товарный знак (при наличии);
– состав продукта;
– пищевые добавки, ароматизаторы, БАДы, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;
– пищевая ценность;
– дата изготовления;
– условия хранения;
– срок годности;
– обозначение документа, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
– информация о подтверждении соответствия.
Дополнительно указывается термическое состояние мяса, из которого изготовлены колбасы. Результаты идентификации отражены в таблицах 2.4. − 2.7.
Таблица 2. 4
Результаты идентификации образцов колбасы полукопчёной «Краковской»
Информация на ярлыке | Соответствие НД | |
---|---|---|
маркируемая по ГОСТ Р 51074 | Фактическое наличие | |
Наименование | колбаса полукопчёная «Краковская» | соответствует |
Сорт | высший | соответствует |
Состав | свинина, говядина, грудинка свиная, пряности, фиксатор окраски Е-250 | соответствует |
Пищевая ценность | в 100 гр. продукта: белок не менее 16,2 г, жир не более 44,6 г, калорийность 466 ккал | соответствует |
Дата изготовления | 16.10.07 (указана на вкладыше в ящике) | соответствует |
Условия хранения и срок годности | указаны | соответствует |
Обозначение НД | ГОСТ 16351-86 | соответствует |
Информация о сертификации | имеется знак соответствия российскому стандарту и шифр лаборатории | соответствует |
Наименование и адрес изготовителя | 644073, Россия, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, 42-а ОАО «Мясокомбинат «Омский» | соответствует |
Товарный знак | Омский бекон | соответствует |