Исследование организации приемки и контроля качества товаров на примере ООО «Самбери»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Совершенствование организации различной торговли охватывает весь технологический процесс товародвижения, в том числе ее составную часть - приемку товаров. Рационализация организации приемки товаров по количеству и качеству обеспечивает сокращение затрат времени на вспомогательные операции, увеличивая тем самым время на продажу и обслуживание потребителей, предотвращает материальные потери, а качественная приемка продовольственных товаров ставит прочный заслон проникновения в продажу некачественных и фальсифицированных товаров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1. Порядок осуществления контроля качества 6
1.2. Виды контроля качества 12
1.3. Организация приемки товаров по количеству 15
1.4. Организация приемки товаров по качеству 19
1.5. Использование прогрессивной технологии товароснабжения 21
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия и его ассортимент 24
2.2 Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству 27
2.3. Товарные потери в магазине и пути их сокращения 32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 34
ЛИТЕРАТУРА 37

Работа содержит 1 файл

Кур.р. Теор-ие основы тов-я и экспертизы.docx

— 70.18 Кб (Скачать)

     8. Метапроверка (проверка проверки).

     9. Сообщение решения (устное, письменный  отчет).

     10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление  ответственности, исследование возможностей  исправления, меры по устранению  недостатков)[14, c. 160].

     Виды  контроля различают по следующим  признакам:

  • по принадлежности субъекта контроля к предприятию: внутренний и внешний.
  • по основанию для проведения контроля: добровольный; по закону; по Уставу.
 
     
  • по объекту  контроля: контроль над процессами; контроль за решениями; контроль за объектами; контроль за результатами.
  • по регулярности: системный; нерегулярный; специальный.

      Контроль  качества – проверка соответствия количественных и качественных характеристик  товаров или процесса установленным  требованиям, которые определены в  соответствующих документах. Контроль качества проводится на разных стадиях  жизненного цикла товара – при  изготовлении товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации[6, c. 48].

      На  стадии изготовления товара контроль качества осуществляет производитель. Целью такого контроля является отбраковка некачественной продукции, а также  установление причин возникновения  брака.

      На  стадии реализации контроль качества осуществляется для проверки сохранности  товаров при хранении, транспортировании, а также продаже. Наиболее важен  контроль качества при передаче товара от одной стороны к другой, например, при сделках купли-продажи. Эти  операции осуществляются на предприятиях торговли в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления  по количеству» и «О порядке приемки  продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по качеству».

      Контроль  качества в процессе приемки осуществляют на складе получателя или на складе поставщика в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение  о качестве, счет-фактура).

      Сроки приемки по качеству могут быть предусмотрены  договором поставки, установлены  стандартами или техническими условиями. В остальных случаях в соответствии с инструкцией установлены следующие  сроки поставки: при иногородней  поставке – не позднее 20 дней, при  одногородней поставке – не позднее 10 дней.

      Если  в результате контроля обнаружено, что качество товаров и их комплектность  и маркировка не соответствуют установленным  требованиям, то приемку приостанавливают и составляют акт.

      В случае поставки некомплектных товаров (отсутствие деталей мебели и др.) поставщик обязан их доукомплектовать в течение 20 дней после получения  требования. Поставляемые товары должны иметь соответствующую маркировку, на них должны быть проставлены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке.

      Поставщики  несут имущественную ответственность  за поставку некачественной продукции, за нарушение сроков поставки и недопоставку.

1.2. Виды контроля качества

 

      По  месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.

      Входной контроль для входящей продукции  осуществляется при изготовлении, ремонте  и эксплуатации. Приемку товаров  по качеству на предприятиях торговли можно отнести к входному контролю. Приемка продукции по качеству в  торговых организациях осуществляется партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству в  торговле носит выборочный характер[3, c. 83].

      Операционный  контроль проводится только при производстве продукции. Цель такого контроля –  предотвращение появления дефектов и выявление причин их возникновения.

      Приемочный  контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается  решение о ее пригодности к  поставкам или использованию. На предприятиях торговли к приемочному  контролю можно отнести проверку качества товара (внешний осмотр) при  его отпуске покупателю (например, при продаже товара в аэрозольной  упаковке проверяется сохранность  и качество упаковки, а также ее функционирование).

      Приемо-сдаточный  контроль. Такой контроль является результирующим этапом, подводящим итог всего производственного процесса. По нему можно давать оценку эффективности  действующей на предприятии системы  качества. Именно он обладает наиболее полной информацией для совершенствования  системы управления качеством на предприятии. При этом, могут использоваться две формы проверки готовой продукции, которые могут применяться как вместе, так и по отдельности:

      а) приемочный контроль или приемочные испытания для подтверждения  соответствия готового товара установленным  требованиям. Может быть сделана  ссылка на заказ на поставку для  проверки соответствия типа и количества поставляемого товара. Сюда можно  отнести сплошной контроль всех единиц товара, выборочный контроль партий товара и непрерывный выборочный контроль;

      б) проверка качества товара, осуществляемая на выборочных единицах, представительных для укомплектованных партий, на непрерывной  или периодической основе.

      В целом, приемочный контроль и проверка качества продукции могут использоваться для обеспечения оперативной  обратной связи с целью проведения корректирующих воздействий в отношении  товаров, процесса или системы качества. Товары, не удовлетворяющие установленным  требованиям, необходимо заносить в  акты и анализировать, ввозить или  анализировать, ремонтировать, принимать  с разрешением на отступление  от требований или без такового, переделывать, пересортировывать или  превращать в лом. Отремонтированные  и/или переделанные товары должны подвергаться повторному контролю или повторным  испытаниям.

      Одним из компонентов системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процессов  и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как  инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций  отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.

      Разрешение  на отгрузку продукции, отчеты о проверках  и испытаниях (регистрация данных). Продукция может быть отправлена только после того, как будут успешно завершены все работы, оговоренные в программе качества или документированных процедурах, и будет получена и официально утверждена соответствующая информация и документация.

      По  полноте охвата контролируемых изделий  контроль разделяется на сплошной и  выборочный.

      При сплошном контроле проверяется каждая единица продукции в партии. К  сплошному контролю, например, относится  разбраковка продукции в партии, оценка дефектности штучных изделий.

      При выборочном контроле проверяют выборку  из партии для получения информации о показателях товара в партии. Использование выборочного контроля приводит к уменьшению затрат. Однако процедура выборочного метода должна строиться на научной основе, иначе  результаты будут недостоверны. Для  этого необходимо применять статистические методы выборочного контроля, которые  позволяют учесть риски поставщика и потребителя, определяемые ошибками первого и второго рода[11, c. 95].

      Ошибка  первого рода имеет место, когда  партия кондиционной продукции, соответствующая  нормативным документам, оценивается  по выборке как негодная. Ошибка второго рода возникает, когда бракованная  продукция оценивается по выборке  как хорошая и принимается.

      Иногда  используется комбинация выборочного  и сплошного методов контроля, когда забракованные по выборке  партии изделий подвергаются сплошной проверке.

      Важной  частью коммерческой работы является организация учета поставки и  контроль за закупками. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок  является осуществление повседневного  наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения  своевременного и бесперебойного поступления  товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям стандартов на продукцию.

1.3. Организация приемки товаров по количеству

 

     Приемка товаров является одной из важных организаций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться  лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию  подлежат только доброкачественные  товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

     Приемка товаров по количеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными инструкцией «О порядке приемки  продукции производственно –  технологического назначения и товаров  народного потребления по количеству», утвержденный постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. вП – 6 с изменениями, внесенными в 1973г., 1974., 1975г.[1] Установленные этой инструкцией нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрено другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать документы, регулирующие приемку товаров по количеству и уметь ими пользоваться. Приемка товаров по количеству проводится в 2 этапа.

     В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству.

     При централизованной доставке товара без  тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу  же в момент доставки товаров в  магазин.

     Если  товар доставлен в исправной  таре, кроме проверки массы брутто, количество тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки массы нетто и  количества единиц в каждом месте.

     По  массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются  одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся  товарам и 10 дней – по нескоропортящимся  с момента поступления товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48ч после поступления[4, c. 207].

     Количество  поступивших товаров определяется в тех же единицах измерения, которые  указаны в сопроводительных документах.

     Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно–транспортных накладных, счетов – фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного  акта, в котором указываются отсутствующие  документы. [12, c. 73]

     При поступлении товаров, которые нельзя перевесить без тары (сельдь, масло  растительное и др.) необходимо в  момент получения принять их по массе  брутто, а после продажи товаров  проверить массу тары. В случае расхождения фактической массы  тары с трафаретными данными результаты проверки оформляются актом.

     Акт о массе тары из-под влажных  товаров должен быть составлен немедленно после ее освобождения.

     Проверка  массы тары в остальных случаях  производится одновременно с проверкой  массы нетто товара.

     При обнаружении в процессе приемки  недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую  партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших  товар. Магазин обязан по скоропортящимся  товарам немедленно после обнаружения  недостачи, по остальным не позднее 24ч направить поставщику по средству срочной связи вызов – уведомление. В нем указывается наименование товара, номер товарно–транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

Информация о работе Исследование организации приемки и контроля качества товаров на примере ООО «Самбери»