Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 01:41, курсовая работа
Цель работы: исследовать ассортимент молока в розничной торговой сети Иваново, оценить качество наиболее распространенных видов молока.
Задачи работы:
Изучить теоретические и методологические вопросы формирования ассортимента и оценки качества молока;
Оценить качество молока в розничной торговой сети ;
Разработать рекомендации по формированию оптимального ассортимента молока.
Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. Они могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, яркости изображения и т. п.
Психолого-физиологические свойства – способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.
Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств.
Безопасность – состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.
Эстетические свойства – способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.
Экологические свойства - способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.
Эргономические свойства – способность товаров создавать удобство и комфорт человеку в соответствии с антропометрическими (размерными), психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя.
Пищевая ценность – обуславливается физиологической ценностью и зависит от состава веществ, оказывающих воздействие на организм человека.
Функциональные свойства – соответствие изделия своему назначению, то есть способность товара удовлетворять основную функцию.
Экономичность – связана с затратами потребителя при эксплуатации товаров.
Экономические свойства – это цена товара (цена должна соответствовать разным категориям потребителей, которые различаются уровнем доходов).
Для многих пищевых продуктов экологические свойства могут быть выражены через возможность утилизации отходов, упаковки или товаров, опасных для пищевых целей [10].
Таблица 1 - Потребительские свойства молока
Группа потребительских свойств | Потребительские свойства |
1 | 2 |
Назначение | Удовлетворение физиологических и социальных потребностей |
Сохраняемость | Способность молока в течение определенного срока сохранять различные свойства, такие как, энергетическая, биологическая ценность, быть безопасными для здоровья человека и окружающей среды |
Психологические свойства | Молоко характеризуется привлекательным внешним видом, приятным ароматом и вкусом |
Психолого-физиологические свойства | Снятие состояния утомления, стрессов, депрессий |
Эргономические свойства | Антропометрические, физиологические, гигиенические, психологические |
Эстетические свойства | Товарный вид, художественная выразительность. |
Экологические свойства | Вредное воздействие на окружающую среду |
Безопасность | Токсикологическая, радиационная, микробиологическая, химическая безопасность |
Пищевая ценность | Физиологическая, биологическая, энергетическая, органолептическая, усвояемость, доброкачественность |
Функциональные свойства | Функциональное, социальное, универсальность применения |
Окончание таблицы 1
1 | 2 |
Экономичность | Затраты потребителей |
Экономические свойства | Социальные возможности потребителей |
1.4 Требования к качеству молока
Приемка молока заключается в определении его качества, в проведении контроля качества и сортировки. Контролю подвергают каждую партию молока, поступившего на производство. Под партией понимается молоко одного сорта, сдаваемое одновременно, в однородной таре, оформленное одним сопроводительным документом.
Оценка качества пастеризованного молока производится по ГОСТ Р 52090-2003. Экспертизу молока проводят по органолептическим показателям: внешний вид и консистенция, вкус и запах, цвет и физико-химическим. Важнейшие физико-химические показатели: массовая доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты, температура. По микробиологическим показателям пастеризованное молоко подразделяется на 3 группы: А, Б и пастеризованное во флягах и цистернах, общее количество бактерий, в котором 50, 100 и 200 тыс. в 1 см3 соответственно.
Отбор проб, подготовка их к анализам и органолептической оценке при приемке, хранении и реализации в торговой сети производится в соответствии со стандартами.
Каждая принимаемая партия молока и молочных продуктов должна иметь сопроводительные документы: о количестве — счет-фактуру, товарно-транспортную накладную предприятия-изготовителя и удостоверение о качестве. При приемке молока обращают внимание на внешний вид тары, состояние поверхности, наличие деформации или ржавчины на металлической таре; загрязнений, сколов на стеклянных бутылках на герметичность бумажной или полимерной тары. Сопоставляют сроки хранения по маркировке и сопроводительным документам. Определяют температуру поступившего молока. Приемку молока по количеству проводят путем сплошной проверки всей партии.
Под однородной партией молока или сливок понимают различные их виды, выпущенные с одного предприятия, одинаково обработанные, одного наименования, выработанные в одну рабочую смену, расфасованные в однородную тару из одного молокохранительного резервуара.
При приемке молока по качеству проверяют соответствие качества молока сопроводительным документам поставщика.
Качество молока устанавливают для каждой однородной партии осмотром средней пробы и среднего образца по ГОСТ 26809
Средней пробой называют часть товара, отобранного от контрольных единиц упаковки однородной партии в одну посуду. Единицей упаковки считают ящик, флягу, отсек цистерны и др.
Средний образец — это определенная часть средней пробы, выделенная для лабораторного испытания.
От поступившей партии товаров отбирают определенное количество единиц упаковки в соответствии с требованиями ГОСТ 26809.
Органолептические показатели молока и молочных продуктов оценивают по каждой контролируемой единице упаковки отдельно.
Для определения физико-химических показателей из средних проб выделяют средний образец, который помещают в чистую тару и опечатывают или пломбируют пломбами получателя и предприятия (поставщика), приславшего представителя для отбора образцов. Пробы для исследования должны направляться в лабораторию, не входящую в систему получателя или поставщика.
Пробы для лабораторных исследований снабжают сопроводительными документами с указанием наименования предприятия, выработавшего продукт, ГОСТ или ТУ на продукт, наименования и сорта продукта, температуры продукта в момент отбора средней пробы. Исследования должны быть проведены не позднее 4 ч со времени отбора пробы. [1]
1.5 Обзор рынка молока в России
В настоящее время в России существует два различных по структуре рынка молока: московский и региональный. Сегмент продуктов с высокой добавленной стоимостью, отмеченный специалистами как наиболее динамичный и перспективный, активнее растет в столице. Его дальнейшее развитие в России зависит от экономической ситуации и доходов населения. Именно в Москве в первую очередь появляются новые продукты, здесь динамично развивается сегмент “премиум”, сюда стремятся наладить поставки производители из субъектов Федерации. Региональные производители основной упор делают на пастеризованное молоко, занимающее порядка 80% всего оборота. Однако процветание как отдельных сегментов, так и рынка в целом определяет не только покупательная способность. Краеугольным камнем молочной отрасли специалисты называют проблему качества исходного сырья. И ее нельзя решить без инвестиционных вливаний в обескровленное сельское хозяйство. По мнению экспертов, молоко самого высокого качества в России находится на уровне второго сорта молока, например, в Финляндии. Это не позволяет в полной мере конкурировать с продуктами иностранных производителей. Пути решения — это развитие собственной сырьевой базы, что требует немалых инвестиций. Эффективность инвестирования в агропромышленный комплекс можно проиллюстрировать на примере программы компании “Вимм-Билль-Данн” под названием “Молочные реки России”, которая была начата в 1999 году. Сейчас проект охватил уже 50 крупных сельскохозяйственных предприятий в Московской, Вологодской, Костромской, Рязанской, Смоленской и Воронежской областях. Компания организовала для хозяйств поставки доильных установок, кормоуборочной техники, кормов и холодильного оборудования, оказала помощь в закупке племенных животных. В результате был достигнут рост надоя и повышение качества молока, укрепление связей с сельхозпроизводителями, и все это позволило компании обеспечить себя сырым молоком нужного качества в необходимом объеме. Однако далеко не все могут последовать примеру крупных игроков, поэтому многие специалисты считают необходимым условием решения сырьевого вопроса государственную поддержку молочной отрасли на уровне бюджетного финансирования. Специалисты предлагают и другие пути поиска средств для выхода молочных хозяйств из кризиса: привлечение сторонних инвесторов, объединение в холдинги.
Российский рынок молочной продукции достаточно консолидирован, несколько крупнейших игроков контролируют более 50% рынка, при этом на рынке достаточно сильна конкуренция, в том числе из-за прихода западных игроков. Тем не менее, существенную долю занимают более мелкие игроки, представленные в основном региональными производителями, ориентированными на выпуск традиционных молочных продуктов. Однако в связи с ростом доходов населения происходит повышение спроса на обогащённую молочную продукцию, а также более рентабельную инновационную молочную продукцию.
Согласно данным экспертов, сегодня лидерами молочного рынка России являются компании: “Вимм-Билль-Данн Продукты Питания”, “Планета Менеджмент”, “Арта”, Очаковский и Останкинский молочные комбинаты а так же Danone. Крупнейшие игроки российского рынка – «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и Danone; их суммарная доля в 2006 году, по подсчетам ACNielsen, составила 39% в объемном выражении. Также крупными игроками являются Казанский, Воронежский, Кировский, Пискаревский и Вологодский молочные комбинаты. При этом существует достаточно весомая ниша, занятая региональными заводами, позиционирующими себя как производители качественных натуральных продуктов, доступных по цене. Сегмент стерилизованного молока гораздо более концентрирован, и среди лидеров появляются зарубежные производители. Анализируя розницу в 24 крупнейших городах, эксперты ACNielsen выявили, что на долю компаний “Вимм-Билль-Данн”, “Планета Менеджмент”, Очаковский и Останкинский молочные комбинаты приходится 91% розничных продаж этой категории по стоимости. Аналитики также констатируют сокращение доли зарубежных производителей. Это соответствует тенденциям рынка молочных продуктов в целом, где доля иностранных компаний невелика, а в некоторых категориях она вообще отсутствует. Большие доли интернациональные марки занимают и в категории молочных десертов, масла и маргарина, питьевых йогуртов.
По данным экспертов, сегодня в регионах
пастеризованное молоко в общем объеме
потребления занимает 80%, стерилизованное
— всего 15%, десертное (фруктовое) — 1%,
топленое — 4%. Для Москвы структура потребления
пастеризованного и стерилизованного
молока совершенно иная. От общего объема
потребления стерилизованного молока
в этой выборке на столицу приходится
77%. Несмотря на то, что пастеризованное
молоко занимает твердые позиции в регионах,
стерилизованное молоко является перспективным
направлением. Отмечалось, что в группах
“стерилизованное молоко” и “сливки”
появилось минимальное число новинок.
Рост продаж в этих категориях происходил
за счет существующих продуктов. В пастеризованном,
ситуация обратная: продажи растут за
счет новых наименований. Объем российского
рынка молока и молочной продукции составляет
$4,3 млрд. По данным ACNielsen, темпы его роста
снижаются: 7% в 2006 году против 13% в 2005-м
в объемном выражении и 16% против 30% в денежном.
По прогнозам специалистов компании
«Вимм-Билль-Данн», возрастающий спрос
на продукцию с высокой добавленной стоимостью,
а также усиливающаяся консолидация рынка,
увеличивающая доли основных игроков,
будут способствовать стабильному росту
производства молочной продукции в России
на 3% в год в период с 2007 по 2013 годы. В то
же время, растущая конкуренция на рынке
приведёт к увеличению затрат компаний
на рекламу и маркетинг, а также стимулированию
сбыта продукции, что положительно скажется
на росте потребления продукции населением.
При этом специалисты прогнозируют дальнейшее
увеличение доли «Вимм-Билль-Данна» на
рынке. По расчётам, исходя из данных Росстата,
производство молочной продукции «Вимм-Билль-Данна»
составляет порядка 13,5% от общероссийского
производства цельномолочной продукции,
увеличившись по сравнению с 2005 годом
на 1,2 п.п. Эксперты прогнозируют увеличение
этого показателя к 2013 году до 17%, при этом
объёмы производства молочной продукции
в России достигнут 12,4 млн. кг. По прогнозам
специалистов компании «Вимм-Билль-Данн»,
среднегодовой темп роста рынка молочных
продуктов в 2007-2013 годах составит 3%.
Российский молочный рынок активно расширяет
ассортимент предоставляемой молочной
продукции.
Сегодня практически все производители имеют в своем портфеле варианты молока или молочных продуктов, обогащенных витаминами или минералами. Столь активный рост этого рынка в России имеет свои проблемы, и главная из них — отсутствие четкого позиционирования витаминизированных продуктов, как это существует в более развитых странах. Производители должны не просто добавлять премиксы в уже существующие продукты, но также разрабатывать специальные для определенных категорий населения. Естественно, это ведет к дополнительным затратам, и далеко не все производители готовы инвестировать в необходимые для этого научные исследования. В основном, этим могут заниматься крупные мультинациональные компании.
Сегодня рынок характеризуется усилением
конкуренции. Усиление конкуренции эксперты
объясняют как наступлением мощных компаний,
так и увеличением активности местных
предприятий, которые налаживают работу
в области маркетинга и пытаются создавать
собственные торговые марки. Во многих
регионах отношение к московской продукции
не очень благожелательное, что помогает
местным производителям завоевать свой
рынок, несмотря на отсутствие значительных
рекламных вложений. Также развивается
конкуренция и на качественном уровне.
Производители уходят от лобовых столкновений
друг с другом и ищут незанятые ниши. Эксперты
убеждены, что молочный рынок будет развиваться
по указанным направлениям. В результате
на рынке останутся марки-лидеры, принадлежащие
отдельным холдингам, и местные, которые
будут занимать от 30% рынка. Единственным
путем дальнейшего развития для региональных
предприятий будет поиск и занятие свободных
ниш [18].
1.6 Законодательно – нормативная база обеспечения качества и безопасности молока
Безопасность пищевых продуктов по содержанию ксенобиотиков, а также по микробиологическим, биологическим и радиационным показателям определяется требованиями, установленными гигиеническими нормативами безопасности для продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые сформулированы в СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", введенном в действие на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании с 1 июля 2002 г. Санитарно-эпидемиологические правила устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов для человека. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.
Информация о работе Исследование ассортимента и потребительский свойств молока