Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа
В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий.
Введение
Глава 1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами
1.1. Сущность, структура ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Классификация товарных запасов
1. 3 Нормирование товарных запасов
1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами
Глава 2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами
2. 1 Общая характеристика торгового предприятия «Шатура»
2.2 Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Переходящие запасы — это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.
3. По времени
Классификация по времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов.
Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой запасом функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.
Можно также выделить неликвидные запасы — так называют длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы.
1. 3 Нормирование товарных запасов
Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
Нормой запаса называется расчетное минимальное количество предметов труда, которое должно находиться у производственных или торговых предприятий для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров.
При определении
норм товарных запасов
Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса.
В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов. Используемый в этом случае метод решения задачи (из группы эвристических) называется опытно-статистическим.
Сущность метода технико-экономических расчетов заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонные запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Например, страховой запас на случай повышения спроса или нарушения сроков завоза материалов (товаров) от поставщиков.
Нормирование текущего
запаса заключается в нахождении
максимальной величины
ТЗ = RСУТ
( J,
где ТЗ – текущий запас;
RСУТ – среднесуточный расход материалов;
J – интервал поставок, дни.
В свою очередь среднесуточный
расход находится путем деления
общей потребности в материале
RСУТ
= ПГ (ПКВ, ПМ) / 360 (90, 30).
В зависимости
от конкретных условий производства,
обращения и потребления материалов
интервал поставки
В тех случаях, когда интервалы поставки завися от минимальной нормы отпуска данного материала В (транзитной или заказной), их величина находится делением этой нормы на среднесуточный расход:
Во многих случаях партия поставки определяется грузоподъемность транспортных средств, которыми осуществляется перевозка грузов, в связи с необходимостью их полной загрузки. В этом случае интервал поставки находится делением грузоподъемности Г на среднесуточный расход:
Интервал поставки часто определяется периодичность производства данного материала у поставщика. В таких случаях он будет равен, как правило, длительности перерыва в производстве данного материала у поставщика.
В тех случаях, когда поступающие материальные ценности не удовлетворяют требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку создается технологический (подготовительный) запас.
Технологический (
Страховой
запас в самом общем
виде определяется как произведение
среднесуточного расхода
где СЗ – страховой запас;
JФ, JПЛ – соответственно фактический и плановый интервал
поставок.
При укрупненной оценке он может приниматься в размере 50% текущего запаса. В случае, когда промышленное предприятие расположено вдали от транспортных путей либо используются нестандартные, уникальные материалы, норма страхового запаса может быть увеличена до 100%.
Возникновение страхового запаса обусловлено нарушением в поставках материала со стороны поставщика. В случае если это нарушение связано с транспортной организацией, создается транспортный запас, включающий те оборотные фонды, которые отвлекаются со дня оплаты счета поставщика и до прибытия груза на склад. Транспортный запас рассчитывается так же, как и страховой запас:
(6)
где ТРЗ– транспортный запас.
Величина
сезонных запасов
Таким образом, норма запаса конкретного материала определяется по
формуле:
Н = ТЗ + СЗ + ПЗ,
где Н – совокупная норма запаса материала;
ПЗ – норма подготовительного запаса;
Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
Суть
экономико-математических
Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики.
Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле:
Y5 = 0,5 ( (2 ( Y4 + Y3 ( Y1),
где Y1, Y3, Y4 (уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
Y5 нормативный
уровень запаса на предстоящий,
Прогноз уровня запасов для шестого периода (Y6) можно сделать,
используя формулу:
Y6 = 0,5 (2 ( Y5 + Y4 ( Y2),
Международная практика управления запасами свидетельствует, темп роста
запасов должен несколько отставать от темпа роста спроса. Математически это
выглядит следующим образом:
Т3 = [pic],
где Т3-темп роста товарных запасов;
Т0-темп роста спроса.
Такое соотношение между запасами и спросом обеспечивает возможность ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Таким
образом, определив
1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами
ЭВМ оказывает неоценимую помощь в управлении товарными запасами, как в отдельных предприятиях, так и в масштабе целой торговой фирмы. Например, в магазинах специализированные контрольно-кассовые машины выдают магнитные ленты, а также прочие носители информации, на которых записана информация о номере товарного отдела, сумме, виде и разновидности товара и т. д. По окончании торгового дня через ряд промежуточных устройств информация с этих магнитных лент вводится в ЭВМ; в машину вводится также информация с других носителей, с которых она считывается сканирующими устройствами или читающими автоматами. К утру следующего дня руководители торговли получают краткие справки об итогах за предыдущий день, а затем и расчлененные подробные отчеты, построенные по товарным отделам, секциям и закупщикам. Периодически (обычно еженедельно) ЭВМ выдает аналитический отчет, в котором объем реализации, сопоставлен с имеющимися товарными запасами. Подобные аналитические отчеты машина может вырабатывать и по разовым запросам. Вводя в ЭВМ кодовые номера отдельных наименований товаров, можно получить подробные данные о движении их запасов и динамике реализации. Прежде было очень трудно анализировать реализацию модных товаров; ныне ЭВМ контролирует их движение и даже выдает предупреждение о необходимости снять товар с продажи или, наоборот, заказать дополнительную партию. Некоторые торговые фирмы экспериментируют даже в таком направлении: они присваивают кодовые номера отдельным потребителям, оптовым покупателям, и по прошествии определенного времени ЭВМ выдает анализ, характеризующий покупательские привычки и структуру потребления. ЭВМ в некоторых АСУ вырабатывает и впечатывает заказы на поставку товаров. Машинным способом успешно составляются прогнозы реализации на предстоящий период.
Технические средства для внутримагазинных и других торговых АСУ стоят недешево, но в настоящее время на рынке имеются различные типы и модели аппаратуры, которые, вообще говоря, отвечают требованиям и возможностям различных по величине организаций. Обычно крупные предприятия стремятся иметь собственные ЭВМ. Но как мелким, так и крупным предприятиям предоставляется и альтернативная возможность: арендовать соответствующую аппаратуру.
Возможности крупных
АСУ, охватывающих целые торговые сети,
намного расширились с
Однако ценность результатов, даваемых АСУ, целиком зависит от достоверности, надежности, подробности и своевременности информации, которой она оперирует. [6]
2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами
Производственное мебельное объединение «Шатура» начинает свою историю с июля 1961 года, когда была выпущена первая партия шкафов для платья в одном из действующих цехов мебельной фабрики № 2. Со дня своего основания «Шатура» зарекомендовала себя как крупнейший в России производитель корпусной мебели и продукции для мебельной промышленности - древесностружечной плиты, ламинированной плиты, текстурированной бумаги и высококачественных плёнок.
После преобразования компании
в акционерное общество в «Шатуре»
совместно с крупнейшими
Сегодня главной целью мебельной компании «Шатура» является становление ее как компании мирового уровня, способной конкурировать с ведущими мебельными компаниями мира не только на российском, но и на зарубежных рынках.
В настоящее время на предприятии работает более 3500 человек. Средняя заработная плата сотрудников ОАО МК «Шатура» в 2010 году составила 7670 руб. (без учета заработной платы контрактников), что на 18,1% превышает аналогичный показатель прошлого года и на 73% выше среднемесячной зарплаты по России в 2010 году (по данным Госкомстата РФ). На оказание благотворительной помощи детским образовательным учреждениям, организациям здравоохранения, культовым учреждениям (храмам, церквям и т.п.), пенсионерам Шатурского района и другим лицам, а также на развитие социальных проектов мебельная компания "Шатура" направила более 15 млн. рублей.
Информация о работе Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами