Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:17, курсовая работа
В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, с точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий.
Введение
Глава 1. Формирование ассортимента и управление товарными запасами
1.1. Сущность, структура ассортимента розничного торгового предприятия
1.2. Классификация товарных запасов
1. 3 Нормирование товарных запасов
1. 4 Средства автоматизации управления товарными запасами
Глава 2. Оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами
2. 1 Общая характеристика торгового предприятия «Шатура»
2.2 Характеристика и оценка ассортиментной политики и управления товарными запасами на торговом предприятии «Шатура»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Признаки ассортимента |
Их характеристика |
Ширина |
Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка. |
Насыщенность |
Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии. |
Глубина |
Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы. |
Гармоничность ассортимента |
Это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей. |
Рациональность |
Способность набора товаров
наиболее полно удовлетворять |
Устойчивость |
Способность набора товаров
наиболее полно удовлетворять потребност |
Новизна |
Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. |
Управление ассортиментом |
Деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. |
Ассортимент продукции буквально означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки и т.п.
Формируются ассортиментные признаки товарных групп, в пределах которых предметы имеют определенное сходство. И также можно различать ассортимент продукции (мыло производится предприятием) и ассортимент товаров (что предлагается потребителям, данным продавцом). [3]
1. Ассортиментные группы по местонахождению товаров:
В отношении промышленных
предприятий устанавливается
Торговый ассортимент - перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально - технической базы и специализации магазина.
2. Ассортиментные группы по широте охвата товаров:
Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.
Видовой ассортимент товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.
Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимент. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.
Простой - набор товаров представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.
Сложный - набор товаров представлен значительным количеством групп, видов разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.
Развёрнутый - набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.
Сопутствующий - набор
товаров, который выполняет
Смешанный - набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
3. Виды ассортиментов по степени удовлетворения потребителей:
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.
Оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.
4. разновидности ассортимента по характеру потребностей:
Реальный - действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.
Прогнозируемый - набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный - набор товаров для изучения и достижения учебных целей.
1. 2 Классификация и ассортимент товарных запасов
У каждого товара должно быть место и имя. Очень часто на предприятии процесс классификации никем не контролируется. Следствием такой бесконтрольности является огромный клубок проблем. Основы классификации помогут быстро и оперативно его распутать.
К вопросу классификации ассортимента некоторые относятся скептически, некоторые не понимают, какое непосредственное отношение классификация имеет к управлению бизнесом, некоторые вообще не воспринимают проблемы классификации как серьезные, решение которых может принципиально изменить положение компании на рынке. Что же такое классификация? Насколько непродуманная классификация товаров, услуг, контрагентов может повлиять на управление процессами в компании? Какой круг вопросов может помочь решить правильно построенная классификация? Можно с уверенностью утверждать, что каталог товаров, построенный с учетом логических правил классификации позволит не только абсолютно правильно вести учет движения товаров внутри компании, но и даст неоспоримые преимущества в решении маркетинговых задач.
Классификация – это один из разделов логики, которая в настоящий момент изучается только в очень специализированных учебных заведениях. Однако в повседневной жизни мы сталкиваемся с необходимостью классификации того или иного множества объектов на каждом шагу. Например, названия отделов в магазине – это классификация товаров, продающихся в этом магазине. [4]
Итак, по Рисунок 4, мы видим, что товарно-материальные запас делятся на 3 вида.
ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ
по месту нахождения
Рисунок 4. Товарно-материальные запасы
Теперь мы отдельно изучим каждый вид запасов.
Логистика, имея целью, повышение эффективности функционирования организаций и экономики в целом, занимается управлением потоками материальных ресурсов. Предметом изучения являются не сами материальные ресурсы как таковые, а их движение в пространстве и во времени. Под движением при этом понимается непрерывное изменение состояния материальных ресурсов по количеству, качеству, месту нахождения. Именно движение как предмет исследования позволил логистике занять место самостоятельной науки.
Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов, необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока, в рамках которого эти запасы создаются.
В предыдущем разделе
было показано, как материальные потоки
в логистической системе
Фиксация места нахождения запаса не ограничивает второго параметра движения — времени. Особенностью логистики является изучение запаса как постоянно меняющегося во времени объекта. Актуален и вопрос трансформации запасов из одного вида и другой, связанный с изменением их пространственного положения.
Таким образом, вопрос классификации запасов необходим для решения, по крайней мере, двух задач:
1) конкретизации объекта изучения в рамках заданного материального потока
2) управления запасами в рамках заданной логистической системы.
Критериями классификации могут стать два параметра, определяющих понятие движения. Это — пространство и время. Параметр количества запаса неотделим от параметра времени. Параметр качества запаса связан с конкретной потребностью и не приводит к выделению видов запасов.
Прежде чем приступить к описанию видов запасов, необходимо дать определение запасов.
Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.
Введение такого определения приводит к трем выводам:
1. Не существует
принципиального различия в
2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.
3. Вид запаса
зависит от потребности,
Первый вывод связан с критерием классификации по месту нахождения запаса. Мы не будем делать оговорки о виде продукта, из которого создается тот или иной запас, так как это несущественно.
Второй вывод связан с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Мы не будем говорить о конкретных размерах запасов, определяющих границы того или иного вида, а ограничимся описанием возможных категорий, так как более детальное изучение запаса связано с особенностями его потребления.
Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации — это функция запаса.
Итак, мы определили, что критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков — пространство и время, а также функция запаса.
Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы, основные и вспомогательные, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства.
Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки. Так же в свою очередь совокупные запасы производства делятся на два вида – это показано ниже, на Рисунке 5.
Совокупные запасы производства
производственные
Рисунок 5. Совокупные запасы производства
2. По исполняемой функции
Классификация по исполняемой функции запасов позволяет расчленить
производственные и товарные запасы на несколько групп. В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции.
Производственные запасы предназначены для производственного потребления.
Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса.
Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.
Товарные запасы необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие.
Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя поставками, а также организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется. [5]
Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка леса, например).
Подготовительные запасы товарных средств производства формируются в случае
необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям.
Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов — величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.
Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции.
Информация о работе Формирование ассортимента товаров и управление товарными запасами