Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 04:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение способов фальсификации и идентификации соков, а также разработка предложений по улучшению ситуации, связанной с фальсификацией данной продукции, и по борьбе с недобросовестными производителями.
Задачами данной курсовой работы являются проведение анализа источников по данному вопросу, изучение способов фальсификации и идентификации соков и разработка предложений по совершенствованию ситуации.
Введение 3
Глава I : Характеристика соков 4
1.1. Ассортимент соков 4
1.2. Состав и пищевая ценность соков 8
1.3. Упаковка и маркировка соков 11
Глава II : Анализ проблемы фальсификации и идентификации соков 14
2.1.Предложения и мероприятия по улучшению ситуации на рынке соков_23
Глава III : Практическая часть: 26
Анализ ассортимента и проведение оценки качества соков 26
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 1 35
Приложение 2 39
Примечания 43
a. Измерительные методы – это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств.
Контроль технохимических параметров производства осуществляется с использованием общепринятых средств измерения.
Перед розливом определяется внешний вид, прозрачность, цвет, вкус, аромат, массовая доля сухих веществ, кислотность каждой партии. Готовые напитки контролируются на соответствие показателям, определенным рецептурой.
К
сожалению, в настоящее время
очень распространена фальсификация
продукции. Она весьма выгодна изготовителям
соков в РФ. По мнению специалистов, доля
подделок составляет на рынке сока составляет
9%. Фальсификация соков приносит изготовителям
огромные прибыли, поэтому она широко
распространена не только в России, но
и во всех странах мира. Натуральные соки
являются одним из наиболее важных источников
обеспечения человека витаминами и другими
биологически активными веществами. Поэтому
пресечение подделок этих продуктов является
важной задачей государственных регулирующих
надзорных структур. Способы фальсификации
разнообразны: разбавление натурального
сока водой, применение искусственных
красителей и ароматизаторов, добавление
мякоти, введение без декларирования сахаров
и кислот, купажирование дорогих соков
с дешевыми, использование нестандартного
сырья. Особенно трудно убедиться в качестве
концентратов из экзотических фруктов.
Фальсификация – действия, направленные на обман потребителя путем поделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия,
направленные
на ухудшение потребительских
При введении в стране контроля за показателями качества соков через требования технического регламента фальсификаторы идут на более сложные имитации натурального продукта, использую такие виды подделки, как:
При фальсификации
Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена в Приложении 3.
Ассортиментная фальсификация – подделка, осуществляемая путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации соков:
Качественная фальсификация – подделка товара с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.
При качественной фальсификации сока происходит частичная или полная замена сахара подсластителями, с добавлением синтетических красителей и ароматизаторов, которые не предусмотрены рецептурой. При этом на маркировке не указывают применяемые добавки, а иногда есть еще и указание об использовании только натурального сырья.
Количественная
фальсификация – обман
Количественная
фальсификация соков
При
стоимостной фальсификации
Информационная
фальсификация — обман
Данный
вид фальсификации
Искаженная или неточная информация о составе и свойствах товара служит основанием считать подделку натурального продукта фальсифицированным товаром. Так, к фальсифицированному продукту относится купажированный сок, если на маркировке указано только одно наименование продукта, из которого изготовлен сок.
Кроме того, при информационной фальсификации могут быть неправильно указаны или искажены следующие данные: наименование товара и его логотип, страна происхождения товара, фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес, количество товара, условия и сроки хранения и состав продукта.
К показателям, которые могут определяться при возникающих сомнениях в подлинности сока, относятся: титруемая кислотность, содержание лимонной и изолимонной кислот, яблочной кислоты, золы, натрия, калия, магния, кальция, общего фосфора, нитратов, сульфатов, формольного числа, глюкозы, фруктозы, сахарозы, геспередина и нарингина, пролина и ряда других показателей.
Наличие
технического регламента на методы определения
показателей, позволяющих подтвердить
подлинность соков, обеспечивает нормативную
базу для устранения реализации потребителям
фальсифицированной продукции и создания
приоритетных условий для добросовестных
производителей.
2.1. Предложения и мероприятия по улучшению ситуации на рынке соков
Создание и внедрение систем защиты товаров, документов и продукции от фальсификации, ставящих заслон на пути мошенников, является задачей государственного масштаба. Для защиты от подделки своей продукции продавцы пытаются прибегать к новым способам защиты товаров. Производителю и государственным органам необходимо выбрать такие средства защиты, которые обойдутся недорого, но смогут создать большие (или даже непреодолимые) проблемы для фальсификаторов.
Одним из способов борьбы с фальсификацией соков может стать защита торговых марок. В связи с этим необходимо создание всемирной организации по регистрации торговых марок.
Кроме этого должна быть усовершенствована система сертификации продукции, так как одной из причин широкого распространения фальсифицированных соков являются высокие цены на сертификационные услуги, причем порядок определения этих цен отдан на откуп органам по сертификации. Для решения этой проблемы необходимо, во-первых, изменить систему определения цены за сертификационные услуги. Иногда цена услуги определяется как определенный процент от стоимости партии. По мнению многих специалистов, это неверно, так как затраты на проведение испытаний мало зависят от размера партии. Конечная проба для проведения испытания для каждого показателя определяется методикой, а не размером партии. Во-вторых, дополнительные затраты на отбор образцов из крупной товарной партии могут быть включены в стоимость сертификационных услуг.
В
последнее время очень
Еще одним способом по борьбе с фальсифицированными соками должна стать защита упаковки продукции. Объектом фальсификации является именно привлекательная по внешнему виду упаковка, имитирующая продукт высокого качества, хотя содержимое упаковки чаще всего оказывается фальсифицированным. На сегодняшний день полиграфия высокого качества становится доступной широкому кругу заказчиков. Все более сильным становится соблазн скопировать упаковку известной торговой марки и наполнить ее сомнительным содержимым. Поэтому фирмы-производители соков, дорожащие репутацией, должны выделять средства на постоянное усложнение упаковки для своей продукции. Возможно применение следующих способов защиты упаковки от подделки:
Еще одним направлением в решении данной проблемы является совершенствование нормативно-правовой базы, организационные меры, а также технические решения, связанные с разработкой и совершенствованием систем защиты соков и документов.
Современные системы защиты соков и документов должны соответствовать комплексу требований, основными из которых являются: практическая реализуемость, гибкость структуры и модульность построения, экономическая целесообразность и совместимость с другими системами.
Конечно,
абсолютной защиты продукции от фальшивок
пока никто не придумал. Практика показывает,
что любую утилитарную вещь, созданную
одним человеком или группой людей, практически
всегда смогут повторить и другие. Несмотря
на большое число уже имеющихся технологий
защиты, сегодня эта проблема актуальна
как никогда, а разработки в области новых,
более эффективных способов защиты не
только не прекращаются, но и ведутся все
более активно.
Глава III : Практическая часть:
Анализ ассортимента и проведение оценки качества соков (на примере ассортимента яблочных соков)
Анализ классификации и характеристика ассортимента яблочных соков была изучена ГОСТ 52184-2003 «Консервы. Соки фруктовые прямого отжима. Технические условия», общероссийским классификатором продукции, товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а так же учебной литературой.
Изучение ассортимента было проведено в двух предприятиях розничной торговли: в магазине «Перекресток» и магазине «SPAR».
Анализ
маркировки сока
Для оценки качества были выбраны образцы яблочного торговых марок:
1. «Caprice»