Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение потребительских свойств и ассортимента молока и молочных продуктов. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить состояние рынка молока и молочных продуктов, химический состав и пищевую ценность;
- изучить факторы, формирующие потребительские свойства и факторы, сохраняющие качество;
-произвести классификацию и дать характеристику ассортимента молока и молочных продуктов;
- изучить способы фальсификации и показатели безопасности молока и молочных продуктов.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Молоко и молочные продукты, их область применения………………….3
2. Классификация и характеристика ассортимента молока и молочных продуктов………………………………………………………………………..6
3. Показатели качества…………………………………………………………10
3.1. Свойства товара……………………………………………………………10
3.2. Основные особенности, определяющие качество товара………………12
4. Факторы, формирующие потребительскую стоимость молочных продуктов……………………………………………………………………….14
4.1. Сырье и материалы………………………………………………………..14
4.2. Технология производства…………………………………………………16
5. Упаковка, транспортировка, хранение…………………………….20
5.1. Упаковка, торговая информация…………………………………20
5.2. Правила транспортирования и хранения…………………………...........26
6. Правила проведения экспертизы…………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………..31
Литература………………………...………………
Нормализация сливок:
В зависимости от требуемой массовой доли жира вырабатываемой сметаны, сливки нормализуют цельным, обезжиренным молоком, пахтой, полученной при производстве сладкосливочного масла, сливками. Требуемую жирность нормализованных сливок устанавливают с учетом объемной доли вносимой закваски и вида молока, на котором она приготовлена (цельное, обезжиренное).
Пастеризация, гомогенизация и охлаждение сливок:
Нормализованные сливки пастеризуют при температуре 86±2°С с выдержкой 2-10 минут или 76±2°С с выдержкой 10 минут при выработке сметаны с использованием сухих молочных продуктов, сливочного масла или пластических сливок. Допускается проводить пастеризацию при температуре 94±2°С с выдержкой до 20 с. Но режим пастеризации при температуре 86±2°С более предпочтителен, т.к. способствует улучшению консистенции сметаны благодаря более полному осаждению сывороточных белков. Пастеризованные сливки гомогенизируют при давлении 8-12 МПа при температуре пастеризации. Проведение процесса гомогенизации после пастеризации способствует получению продукта с однородной гомогенной консистенцией. Но допускается поводить гомогенизацию сливок до их пастеризации. Пастеризованные гомогенизированные сливки охлаждают до температуры заквашивания и направляют в резервуар для сквашивания.
Заквашивание и сквашивание:
При выработке сметаны используют один из видов производственной закваски: приготовленную на мезофильных молочнокислых стрептококках, «Днепрянскую» (температура заквашивания 28±2°С), «Каунасскую» (температура заквашивания 24±2°С), «КД» (30±2°С), активизированный бакконцентрат мезофильных молочнокислых стрептококков, бакконцентрат «Днепрянский» (30±2°С). Оптимальную объемную долю закваски устанавливают в зависимости от ее активности и условий производства. Закваску подают в сливки и тщательно перемешивают в течение 10-15 минут и оставляют в покое для сквашивания. Допускается проводить повторное перемешивание через один час после заквашивания.
Сливки сквашивают при температуре 30±2°С не более 10 часов до образования сгустка и достижения кислотности 60±5°Т. По окончании процесса сквашивания включают мешалку и сливки перемешивают до получения однородной консистенции в течение 3-15 минут. Сквашенные сливки температурой 16-32°С фасуют в тару, предусмотренную ТУ на сметану. После упаковки сметану направляют на охлаждение и созревание.
Охлаждение и созревание:
Сметану охлаждают в хладостатных камерах до температуры 6±2°С. Одновременно с охлаждением происходит созревание сметаны. Перемешивать сметану во время охлаждения и созревания не рекомендуется.
При созревании с понижением температуры замедляется развитие молочнокислых стрептококков, но усиливается жизнедеятельность ароматообразующей микрофлоры и в продукте накапливаются ароматические вещества. В процессе созревания сметана приобретает оптимальную кислотность 85-100°Т. После охлаждения и созревания сметаны технологический процесс считается законченным и продукт готов к реализации.
Контроль производства:
Каждую
партию сметаны оценивают по физико-химическим
и органолептическим
5. Упаковка,
транспортировка, хранение
5.1. Упаковка,
торговая информация на маркировке
Упаковывают молоко в бумажные или полиэтиленовые пакеты, стеклянные бутылки или другую тару емкостью 0.25, 0.5 и 1 литр. Бутылки с молоком должны быть укупорены алюминиевыми цветными капсулами в соответствии с утвержденными эталонами. Пакеты из бумаги или полимерных материалов должны укупориваться способом, также обеспечивающим сохранность продукта.
Укупоренные бутылки и пакеты с молоком укладывают в металлические или полимерные корзины, а также в ящики с гнездами. Фляги с молоком плотно закрывают крышками с резиновой прокладкой и пломбируют. Краны и люки цистерны пломбируют. На алюминиевой посуде, картонном кружочке или пакете тиснением или несмывающейся краской должны быть напечатаны следующие обозначения:
1. наименование предприятия-изготовителя;
2. полное наименование продукта;
3. объем в литрах;
4. число или день реализации;
5. розничная цена;
6. номер действующего стандарта;
На флягу и цистерну с молоком наклеивают этикетку или навешивают бирку с теми же обозначениями. При оценке качества упаковки и информации на маркировке проверяют их соответствие требованиям, указанным в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые информация для потребителя. Общие требования.»
Информацию располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте. Если на потребительской таре невозможно нанести необходимый текст информации о продукте полностью, допускается информацию, характеризующую пищевой продукт, или часть ее размещать по усмотрению изготовителя на листе-вкладыше, прилагаемом к каждой единице индивидуальной или групповой потребительской тары, или на групповой потребительской таре; также сопровождают информацией для потребителя каждую единицу групповой потребительской тары, в которой пищевые продукты продаются наборами.
Недостающую информацию о продуктах для детского питания, фасованных в потребительскую тару небольших размеров, размещают на листах-вкладышах, прилагаемых к каждой единице индивидуальной потребительской тары.
Молоко и молочные продукты в соответствии с данным ГОСТом должны содержать следующую информацию на маркировке:
- наименование
продукта (при применении термической
обработки указывают способ
- значение
массовой доли жира в
- сорт (при наличии);
- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в РБ, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии);
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- значение
массы нетто или объема
- состав продукта.
Ингредиенты, входящие в состав глазури, перечисляют в общем перечне ингредиентов:
- пищевые
добавки, ароматизаторы,
- пищевая
ценность. В информации о пищевой
ценности продуктов, в составе
которых имеется сахароза, кроме
количества углеводов,
- содержание в готовом продукте молочнокислых бактерий (при наличии), бифидобактерий (при наличии), пробиотических культур (при наличии), дрожжей (при наличии) (КОЕ в 1 г продукта) для продуктов, изготовленных из молока, молочных ингредиентов или из сырья сложного состава, при наличии этих требований в документе, в соответствии с которым изготовлен продукт;
- условия хранения;
- дата
изготовления и дата
- срок годности (кроме мороженого);
- срок хранения (для мороженого);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- информация о подтверждении соответствия.
Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой. Если групповая потребительская тара, в которую помещен продукт, покрыта дополнительной оберткой, то либо этикетка внутренней упаковки должна быть легко читаемой сквозь наружную обертку, либо на наружной упаковке должна быть аналогичная этикетка. Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечивать стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов.
Проведем
оценку информации на маркировке молока,
реализуемого в данном магазине (табл.
2).
Таблица
2. Оценка информации на маркировке молока,
реализуемого в магазине «Молоко».
Наименование молока | Производитель | Информация на маркировке | Соответствие требованиям ГОСТ 51074-2003 |
Вкусное, 1,5% жирности | ОАО «Молоко» г. Витебск» | Молоко коровье
пастеризованное «Вкусное» 1,5% жирности.
Номинальный объем 1л Республика Беларусь, 210604 г. Витебск, Бешенковичское шоссе, 4-й км Тел/факс (0212) 26-84-90 ОАО «Молоко» Дата изготовления
(день, месяц, год) и годен до указаны
на кромке пакет. Хранить при Температуре
(4+-2°С). ТУ РБ 100722175.006 ТИ РБ 300082101.008 Состав продукта: Изготовлено из
нормализованного молока. Пищевая ценность 100 г продукта: Белки – 2,85 г Жиры – 1,5 г Углеводы – 4,78 г Энергетическая
ценность – 43,0 ккал. Товарный знак |
Информация на маркировке данного молока полностью соответствует требованиям ГОСТ |
Молоко питьевое пастеризованное с массовой долей жира 1,5% | ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат» | Молоко питьевое
пастеризованное с массовой долей
жира 1,5%
Номинальный объем
1л ОАО «Лепельский молочноконсервный комбинат» 211174 Республика Беларусь, Витебская обл., г. Лепель, Борисовский тракт,120 Тел/факс 8(02132) 4-74-56 Дата изготовления
(час, число, месяц) указаны вдоль
кромки продольного шва пакета. Срок
годности 36 часов с даты изготовления.
Хранить при Температуре (4+-2°С). СТБ 1746-2007 Изготовлено из
нормализованного коровьего молока. Пищевая ценность 100 г продукта: Белки – 2,8 г Жиры – 1,5 г Углеводы – 4,7 г Энергетическая ценность – 44,0 ккал. Товарный знак. |
Данная маркировка молока также полностью соответствует требованиям ГОСТ. |
5.2. Правила
транспортирования и хранения
Транспортируют молоко из молочных предприятий в авторефрижераторах или машинах с изотермическим или закрытым кузовом в соответствии с действующими правилами по перевозке скоропортящихся продуктов.
Хранят молоко в охлаждаемых помещениях при температуре не более 8°С не позднее числа или дня реализации, указанных на маркировке. Стерилизованное молоко хранят при температуре не более 20°С в течении 10 суток с момента изготовления. Относительная влажность воздуха должна быть не выше 80%, при более высокой влажности в помещении может появиться плесень.
Запрещается
хранить молоко вместе с мясными
продуктами, овощами, фруктами и специями.
В холодильных камерах молоко хранят на
подтоварниках и стеллажах, фасованную
- в таре, в которой ее доставляют в магазин.
На рабочем месте продавца молоко хранится
в холодильных камерах.
6. Правила
проведения экспертизы
Качества
молока оценивается по органолептическим
и физико-химическим показателям. В соответствие
с ГОСТ 28283-89 « Молоко коровье. Методы органолептической
оценки запаха и вкуса » оценивать качество
молока по запаху и вкусу начинают с отбора
проб молока ( табл. 3)
Таблица 3. Образцы молока, используемые
для проведения испытаний.
Молоко | Изготовитель | Жирность, % | Дата взятия проб и номер пробы |
Пастеризованное | ОАО «Фабрика молочного вкуса» г. Витебск | 1,5 | 15.02.2009, № 1 |
Пастеризованное | ОАО «Савушкин продукт» г. Брест | 1,5 | 15.02.2009, № 2 |
Пастеризованное | ОАО «Лепелька» г. Лепель | 3,2 | 15.02.2009, № 3 |
Информация о работе Факторы, формирующие потребительскую стоимость молочных продуктов