Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:18, реферат
Питание – важнейший фактор жизнедеятельности человека, а продукты питания – необходимый источник жизненной энергии, основа становления и поддержания физического состояния и интеллектуальной деятельности населения.
Общественное питание является отраслью внутренней торговли. В число задач, решаемых предприятиями общественного питания, входят:
производство готовых блюд и напитков (производственная функция);
оказание личных и специальных услуг (функция обслуживания);
продвижение товаров от производства в розничную сеть и их продажа (функция обращения).
В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа предприятий общественного питания. Открываемые предприятия общественного питания учитывают потребность не только в питании, но и организуют досуг населения. Структуру общедоступной сети предприятий питания необходимо формировать с учетом потребности людей в общении, по интересам, возрасту. Резко усиливаются функции отдыха и развлечения.
В связи растущим спросом на услуги общественного питания возникает необходимость, как в проектировании новых предприятий общественного питания, так и в реконструкции существующих.
Предприятия общественного питания работают в условиях жесткой конкурентной борьбы за клиента. Обострение конкурентной борьбы между предприятиями приводит к тому, что перед каждым предприятиям общественного питания встает проблема поиска собственных позиций маркетинговых исследований рынка, создание и продвижение привлекательного продукта, подбора квалифицированных кадров, привлечение потенциальных клиентов.
Исследования проводились на основе материала, собранного в результате изучения систематизации данных, полученных из книг, периодических изданий, справочной литературы, нормативно-законодательных актов и документов, определяющих законодательно правовую деятельность предприятия общественного питания.
Высококачественное обслуживание своим клиентам могут предложить только те предприятия общественного питания, которые целенаправленно формируют образ в представлении аудитории, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванный оказывать психологическое воздействие на потребителей в целях рекламы. Позитивный образ предприятия общественного питания создается основной деятельностью предприятия и рекламно-информационной работой.
В настоящее время исследованиями по предоставлению ресторанных услуг занимаются, такие известные российские авторы, как Г.А. Яковлев, Л.А. Радченко, В.И. Богушева, В.В. Усов, Л.М. Шкуратова.
Целью курсовой работы является совершенствование сервисных технологий в организации банкета с полным обслуживанием официантами.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику ресторана «Гранвиль»;
2. Рассмотреть структуру сервиса в ресторане «Гранвиль»;
3. Рассмотреть сервисные технологии обслуживания банкета с полным обслуживанием;
4. Описать планировочное решение и оснащенность мебелью и другими предметами интерьера торговых помещений ресторана «Гранвиль».
2.1 Обслуживание участников приема
Рассмотрим технику
Для обслуживания приема потребуется 6 официантов, из них 3 официанта будут подавать блюда и 3 – напитки.
Перед подачей аперитива гости собираются в холле торгового зала. В течение 15-30 мин с момента прихода первых гостей и до приглашения их к столу официанты предлагают аперитив. На подносы, застеленные полотняными салфетками, ставят фужеры с минеральной и фруктовой водой и стаканы с соками. Фужеры и стаканы заполняют прохладительными напитками на 2/3 их емкости. Для удобства выбора напитков фужеры и стаканы размещают на подносе на расстоянии 2-5 см друг от друга, причем более высокие из них в центре подноса.
Для сбора использованной посуды выделяют двух официантов, один из которых убирает ее с подсобных столиков и ставит на поднос, а другой подходит к группе гостей, которые сами ставят использованную посуду на поднос.
Отдельно организуют буфет-бар с алкогольными и безалкогольными напитками для подачи аперитива. Бармен по просьбе гостей готовит смешанные напитки: джин-тоник, виски-содовая, кампари-орандж, мартини-джуз, а также отпускает водку, коньяк, прохладительные напитки. Орешки из креманок гости берут руками, маслины накалывают на шпажки, которые располагаются рядом в стопках.
По окончании аперитива гости направляются в зал, где официанты помогают им занять места в соответствии с планом рассадки. Обслуживание производится строго в соответствии с протоколом. Официанты обслуживают гостей синхронно в каждом закрепленном за ними секторе стола.
После десерта гостям предлагают пройти в гостиную, расположенную в непосредственной близости от банкетного зала, где организуют подачу табачных изделий. Для этого в гостиной ставят невысокие полированные столики небольших размеров, на которых располагают сигареты в сигаретницах, сигары в коробках и рядом с ними на салфетке секатор для обрезания кончика сигары, пепельницы, зажигалки или подсвечники со свечами или спички в фирменной упаковке. Около столиков ставят банкетки для сидения. В зале устанавливают напольные пепельницы. Через 10-15 мин гостям предлагают пройти в отдельный зал, где подают горячие напитки.
В зале должна быть уютная обстановка, мягкое, неяркое освещение. Пол застилают ковром. Столики небольших размеров овальной или круглой формы рассчитаны на 4-8 человек. Столы скатертями не накрывают. Их размещают на достаточном расстоянии друг от друга, что обеспечивает удобства для гостей и облегчает работу официантов. Посередине стола можно постелить декоративную салфетку, на которую ставят вазу с фруктами. Каждому гостю на стол стелют индивидуальную сервировочную салфетку, на которой располагают приборы для фруктов, полотняные салфетки, стопки десертных или пирожковых тарелок. На стол ставят конфеты в вазочках или коробках, пирожные-малютки, печенье, сладкие орешки, сахар.
Официанты, подающие блюда, приносят в зал подносы с кофе в кофейных чашках и чай – в чайных чашках с кофейными и чайными ложками, подают гостям горячие напитки, используя технический прием (три и три). Один из них предлагает гостям молоко или сливки и наливает по их желанию. Один официант, подающий напитки, досервировывает столы коньячными рюмками с подноса и ставит их за каждой чашкой, два других наливают коньяк в рюмки. Коньяк можно предложить гостям и в рюмках, наполненных заранее и поставленных на подносы. Официанты, обслуживающие гостей в зале, следят за порядком на столах, убирая использованные предметы. По окончании приема официанты, подающие вина, входят в зал с подносами, на которых располагаются фужеры с прохладительными напитками, стаканы с соками.
До начала обслуживания приема метрдотель распределяет обязанности между официантами для сбора использованной посуды и уборки зала. Одному официанту поручается уборка фарфоровой посуды и приборов, другому – столового белья, третьему – стеклянной посуды, четвертому – меню, кувертных карточек, канделябров со свечами, цветов, пятому – скатертей, шестому – уборка зала.
Использованную посуду убирают в такой последовательности: вначале собирают посуду, в которой подавали десертные блюда, горячие напитки. Использованную посуду ставят на подносы. Не следует ставить одну креманку в другую. Чашки ставят стопками не более 2-3 шт., а блюдца стопками по 6-8 шт. в каждой. Один из официантов собирает использованные полотняные салфетки, группируя их по 10 шт. и связывая последней из них.
2.2 Подача блюд «в обнос»
Такой способ подачи применяется в основном на банкетах за столом как с полным, так и с частичным обслуживанием. При индивидуальном обслуживании по заказному меню этот способ подачи находит применение в ресторанах класса «люкс» и высшего класса. Квалификация официанта, подающего блюда «в обнос», должна быть не ниже IV разряда. Обслуживание посетителей этим способом происходит только с левой стороны от гостя. «В обнос» можно подавать холодные и горячие закуски, основные горячие блюда, некоторые сладкие блюда, фрукты, хлебобулочные и кондитерские изделия.
При подаче «в обнос» возможны два варианта:
При организации обслуживания «в обнос» официанты готовят посуду для подачи и приборы для порционирования. Для этого способа подачи удобно использовать круглые и овальные блюда, лотки на 4, 6 или 8 порций. Для порционирования можно использовать различные лопаточки, ложки, щипцы, но чаще всего официанты используют универсальный прибор - столовые ложку и вилку. Повара на раздаче для этого способа оформляют блюда, состоящие из порционных кусков или из мелкой нарезки.
При подаче блюд «в обнос» официант выполняет следующие операции:
Официант должен соблюдать правила порционирования блюд: вначале брать основной продукт, переносить его в тарелку потребителя, затем перекладывать гарнир, размещая его за основным продуктом; далее, захватив ложкой соус, поливать им основной продукт. Таким способом официант перекладывает большинство холодных закусок, горячих блюд, состоящих из порционных кусков мяса, рыбы и гарниров.
При идеальной системе обслуживания рекомендуется, чтобы гарниры и соусы подавали разные официанты. Например, подача «в обнос» основного горячего блюда на банкете может осуществляться бригадой из трех официантов: первый подает мясное блюдо, второй идет следом и подает гарнир, а третий подает соус.
2.3 Подача блюд с предварительным порционированием на подсобном столе
Такой способ обслуживания имеет несколько разновидностей в зависимости от оформления блюда и от используемого официантом инвентаря.
Вариант 1. Официант подает блюдо, состоящее из порционных кусков, используя для подачи стационарный подсобный стол.
В этом случае на подсобном столе заранее подготовлены тарелки или другие предметы индивидуального пользования, а стол для гостей сервирован соответствующими столовыми приборами. Официант выносит блюдо в зал, показывает его гостям. Если гость один, то показывать блюдо нужно с левой стороны. Если гостей много, то показывать блюдо нужно всем, подходя к столу с разных сторон. Затем официант ставит блюдо на подсобный стол и раскладывает пищу по тарелкам в той же последовательности, что и при обслуживании «в обнос». Оформив одну, две или три тарелки, официант тут же подает их гостям с правой стороны правой рукой. При перекладывании блюда на подсобном столе официант в правой руке держит столовую ложку, а в левой — столовую вилку. При подаче холодного блюда тарелки должны быть холодными, а при подаче горячего блюда — подогретыми. При оформлении порции официант следит за тем, чтобы края тарелки оставались чистыми.
Вариант 2. Официант подает блюдо, приготовленное большим куском, используя для подачи приставной столик.
В этом случае за несколько минут до подачи приставной столик нужно поставить вплотную к столу, где сидят посетители. На приставном столике надо подготовить стопку тарелок, а гостям подать соответствующие столовые приборы. Официант выносит блюдо в зал и ставит его на приставной столик, таким образом демонстрируя блюдо гостям. Вместе с блюдом официант приносит все необходимые приборы для порционирования и перекладывания: ножи, щипцы, лопатки, ложки, вилки. Сначала официант на виду у гостей разрезает блюдо на необходимое число порций, затем раскладывает их по тарелкам. Разделывать на виду у гостей принято рыбу, приготовленную целиком, запеченного молочного поросенка, рождественскую индейку и т.д.
Вариант 3. Официант на виду у гостей доготавливает блюдо, используя при подаче передвижную сервировочную тележку.
Официант вывозит тележку
в зал, останавливает ее вблизи стола,
где сидят гости, заказавшие блюдо.
На верхней полке тележки
Подача блюда с
2.4 Правила подачи холодных закусок « в стол»
Холодные закуски подают в начале приема пищи. Температура их подачи не должна превышать 14 °С. Некоторые закуски следует подавать с пищевым льдом, например икру зернистую, масло.
При порционной подаче холодных закусок их оформляют на закусочных тарелках. Порционные салаты подают в салатниках, креманках и на салатных тарелках. При подаче «в стол» холодные закуски оформляют в блюдах, многопорционных салатниках, вазах. Холодные закуски можно подавать всеми вышеперечисленными способами.
Особой любовью и популярностью в ресторанах всего мира пользуется черная икра семейства осетровых рыб (белужья, севрюжья, осетровая). Эти рыбы водятся в Каспийском море, в озере Байкал, в больших реках Сибири и Китая.
Черная икра имеет цвет разных оттенков: от серебристо-серого до серовато-коричневого. Чем светлее икра, тем она более зрелая и более ценная по качеству. Белужья икра — наиболее крупная и самая ценная, менее крупная осетровая и самая мелкая севрюжья икра. Различают икру зернистую и паюсную. Лучшая икра — зернистая, слегка блестящая, с одинаковыми по размеру икринками. Свежая икра имеет очень ограниченный срок хранения, поэтому икру солят.
Икра относится к самым дорогим угощениям. Она подается и как единственное блюдо (например, на дипломатических завтраках, завтраках с шампанским, поздних ужинах), и как холодная закуска (например, на банкетах за столом и на фуршетах).
Икра может подаваться по-русски: вместе с мелко нарубленными вареными яйцами и зеленым луком к горячим блинам в качестве гарнира-наполнителя. Икра подается на льду в икорнице, яйца и зеленый лук — в салатниках или розетках. Едят в зависимости от величины порции или из закусочной тарелки закусочными приборами, или из мелкой столовой тарелки столовыми приборами.
Икра может подаваться по-еврейски: икру подают с булкой, маслом, лимоном и зеленью. Кусок булки намазывают маслом, специальной ложечкой накладывают сверху икру, затем добавляют лимон и зелень. Едят такой бутерброд из закусочной тарелки закусочным ножом и закусочной вилкой, а если бутерброд получился совсем маленький, то руками.
Икра может подаваться по-польски: икру подают с картофелем, сваренным в кожуре, и сметаной. Слегка остывшую картофелину разрезают пополам, в середине делают небольшое углубление, которое заполняют икрой. Сверху добавляют сметану. Едят такой картофель маленькой ложечкой.