Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:09, курсовая работа
Производство продуктов растениеводства, особенно зерна - важнейшая задача Агропромышленного Комплекса России. В решении этой проблемы особая роль отводится сортам интенсивного типа с высоким потенциалом урожайности. В нижневолжском регионе, в том числе и Волгоградской области, значительные посевные площади занимает гречиха, которая при оптимальных условиях минерального питания и влагообеспеченности посевов обеспечивает реализацию урожайности способности сортов, биоклиматический потенциал которых достигает 20-40 ц зерна с 1 га и более.
Введение.....................................................................................................................4
Глава 1 Обзор литературы........................................................................................6
1.1 Анализ состояния рынка гречневой крупы в РФ.............................................6
1.2 Химический состав, пищевая ценность гречневой крупы…………………10
1.2.1 свойства гречневой крупы.............................................................................10
1.3 Факторы, влияющие на качество гречневой крупы.......................................12
1.3.1 Сырьё и его влияние на состав и свойства гречневой крупы....................12
1.3.2 Влияние отдельных операций технологического процесса производства
на качество гречневой крупы........................................................................13
1.3.3 Влияние упаковки и маркировки на качество гречневой крупы...............16
1.3.4 Влияние хранения и транспортирования на качество гречневой крупы..18
1.4 Дефекты гречневой крупы, причины их вызывающие, и меры
предупреждения................................................................................................19
1.5 Краткая характеристика ассортимента гречневой крупы.............................22
1.6 Пути расширения ассортимента и повышения качества гречневой крупы.23
Глава 2 Экспериментальная часть.........................................................................26
2.1 Краткая характеристика организационно-хозяйственной деятельности
предприятия розничной торговли....................................................................26
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной
деятельности предприятия розничной торговли.........................................26
2.1.2 Закуп гречневой крупы на предприятии розничной торговли. Договорные
отношения с поставщиками..........................................................................34
2.1.3 Организация приемки гречневой крупы на предприятии розничной
торговли, выявление негативных и позитивных, моментов.....................40
2.2 Анализ ассортимента гречневой крупы, реализуемой на предприятии
розничной торговли, расчет его рациональности.........................................41
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристика...................................46
2.4 Результаты исследования качества гречневой крупы ...................................50
2.4.1 Результаты органолептического исследования...........................................50
2.4.2 Результаты физико-химического исследования..........................................52
Выводы и предложения..........................................................................................54
Список использованных источников....................................................................57
Продолжение таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 |
Продел быстроразвариваюшийся | На сорта не делится | Вырабатывается из пропаренного зерна путем отделения ядра от плодовых оболочек | Расколотые на части ядра гречихи, проходящие через сито с отверстиями 1,6*20мм и не проходящие через сито из проволочной сетки №08 |
Гречневая крупа характеризуется высокой биологической ценностью, так как в белках преобладают альбумины и глобулины, содержащие все незаменимые аминокислоты. Основным компонентом крупы являются углеводы, в частности крахмал (74%). Крахмальные гранулы мелкие, округлые или многогранные. Основной сахар — сахароза. Ядро гречневой крупы не шлифуется, поэтому содержит до 2% клетчатки. Липиды, как и в других крупах, представлены на 80% ненасыщенными жирными кислотами, в основном пальмитиновой и олеиновой. Витамин Е, обладающий антиокислительной активностью, способствует хорошей сохраняемости крупы. Благодаря тому, что основная часть зародыша находится внутри эндосперма и не удаляется при шелушении, в крупе остается много витаминов группы В, РР и минеральных элементов (фосфора, калия, магния и др.).
Гречневая крупа быстро разваривается (10—20 мин), увеличиваясь при этом в объеме в 4—5 раз. Высокая пищевая и потребительская ценность гречневой крупы обусловливает ее исключительную роль в питании. [30]
1.6 Пути расширения ассортимента и повышения качества
гречневой крупы
Наиболее эффективное средство повышения технологических показателей зерна гречихи - гидротермическая обработка. При этом целенаправленно меняются ядро и оболочка. Ядро меньше измельчается, а оболочка легче отделяется от него. Упомянутые недостатки характерны для большинства крупоцехов. Особенно это проявляется зимой, когда к пропаривателям поступает холодное зерно гречихи. В этом случае уменьшается производительность оборудования, а на зерне образуется водная пленка, которая дополнительно его увлажняет. Это приводит к перегрузке паровых сушилок, нарушению кондиционной влажности готовой продукции.
Для устранения отмеченных недостатков необходимо модернизировать гидротермическое отделение крупоцеха. Новой технологией предусмотрено предварительное увлажнение зерна и подсушивание, подогревание перед подачей к пропаривателю, перевод паровых агрегатов на комбинированный способ сушки. Благодаря предварительному подогреванию ускоряют пропаривание зерна. При этом производительность пропаривателей повышается на 12-18% независимо от погоды и температуры зерна. [5]
Основные параметры обработки зерна - температура агента сушения, продолжительность и скорость его подачи, степень увлажнения зерна. Регулируют их подачей воды, температурой и ходом тепло- и массообменных процессов при вылеживании зерна в бункер-сушилках над пропаривателями. Предварительное увлажнение и массообмен во время вылеживания содействуют пластификации ядра - оно становится менее хрустящим. Дальнейшее пропаривание усиливает физико-химические процессы в ядре, в частности изменения белка и крахмала. [11]
Обработка зерна паром температурой 133-142 градуса приводит к тепловой деструкции крахмала с образованием декстринов. Оклейстеризированный крахмал и декстрины обладают клейкими свойствами, делают структуру ядра более монолитной. Содействует этому и денатурация белков. Итак, ядро становится более стойким к ударным нагрузкам, меньше дробится при лущении. Подача агента сушения к устройствам над пропаривателями улучшает условия работы, предотвращает слипание зерна над загрузочными затворами, содействует выведению пара при их негерметичности.
Подсушивание и пропаривание - начало гидротермической обработки зерна гречихи. После этого непродолжительное вылеживание в надсушильном бункере. Дальнейшая сушка - важный гидротермический этап обработки зерна, когда оно приобретает оптимальную влажность, не превышающую установленных норм. Но сушка не только уменьшает влажность, но и усиливает изменения структурно-механических свойств ядра и оболочек. Чем выше интенсивность сушки, тем эффективнее изменяются свойства зерна. При этом влага переходит от влажного ядра к сухим оболочкам.
Ядро зерна гречихи сильнее удерживает влагу. Во время пропаривания оно увлажняется до 4,5-4,8%, поэтому высыхает медленнее, чем оболочки. Таким образом, последние обладают на 3-6% меньшей влажностью по сравнению с ядром. Сухие оболочки более хрустящие, легко измельчаются при лущении и отделяются от ядра. Итак, повышение интенсивности сушки вместе с дополнительным тепловым уровнем дает возможность повысить коэффициенты лущения зерна.
По разработанной технологии легче отделяются оболочки, менее измельчается ядро. При этом на 3,5-4,5% повышается общий выход круп, уменьшается количество колотого ядра и содержание нелущенных зерен в крупах. Кроме того, продолжительность варки круп сокращается на 3-5 мин., они приобретают однородный темно-коричневый цвет, доброкачественность ядра повышается на 0,3%. [5]
Глава 2 Экспериментальная часть
2.1 Краткая характеристика организационно-хозяйственной
деятельности предприятия розничной торговли
2.1.1 Анализ основных экономических показателей финансово-
хозяйственной деятельности предприятия розничной
торговли
Для анализа торгового предприятия необходимо установить следующие его характеристики: организационно-правовую форму, местоположение, вид и тип, специализацию, формы продажи. [19]
В Российской Федерации предпринимательская деятельность может осуществляться в двух предусмотренных ГК РФ организационных видах:
- индивидуальное предпринимательство, осуществляемое гражданином без образования юридического лица;
- предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами
(предприятиями различных организационно-правовых форм).
Выбор конкретной организационно-правовой формы предприятия, имеющего статус коммерческой организации, определяется рядом следующих факторов и обстоятельств:
- порядком и мерой участия учредителей и собственников имущества в
распределении прибыли;
- принципами формирования имущества предприятия;
- мерой ответственности учредителей по обязательствам предприятия;
- особыми требованиями, устанавливаемыми ГК РФ и другими законодательными
актами и предъявляемыми к той или иной организационно-правовой форме;
- формой собственности имущества предприятия.
Используя свою (частную) собственность, группа граждан самостоятельно или совместно с юридическими лицами могут организовывать такие коммерческие организации с долевой формой собственности, как:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы.
Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление другому лицу. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществить управление имуществом в интересах собственника. Различают две формы права доверительного управления:
- право хозяйственного ведения;
- право оперативного управления.
Хозяйственные товарищества — это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества в соответствии с ГК РФ подразделяются на полное товарищество и товарищество на вере.
Полное товарищество — это один из двух видов хозяйствующих товариществ, между участниками (полными товарищами) которого поделен на доли (вклады) его уставной капитал. В соответствии с заключенными между участниками такого товарищества договором они занимаются предпринимательской деятельностью от его имени и несут совместную ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом. Учредительный договор, заключенный для образования полного товарищества, является единственным учредительным документом и подписывается всеми его участниками.
Товарищество на вере. Данная форма хозяйствующего товарищества, называемая еще коммандитным товариществом, предполагает, что «наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности»
Хозяйственные общества — это коммерческие организации с разделенным, как и в хозяйственных товариществах, на доли учредителей капиталом, которые могут создаваться в следующих формах:
- общество с ограниченной ответственностью (ООО);
- акционерное общество (АО).
Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, т.е. имущественная ответственность вкладчиков является ограниченной.
Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих ему акций.
Акционерные общества бывают двух типов - открытые акционерные общества (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).
Открытое акционерное общество — это такое общество, участники которого могут отчуждать (продавать, дарить, передавать) свои акции без согласия других акционеров. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, установленных законом и другими правовыми актами.
Закрытое акционерное общество — представляет собой такое акционерное общество, акции которого (в отличие от ОАО) распределяются только среди учредителей; такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц; акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого ЗАО.
Специализация розничных торговых предприятий. Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения. Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров. [19]
По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:
1. продовольственные;
2. непродовольственные;
3. смешанные.
В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:
- универсальные;
- комбинированные;
- специализированные с широким ассортиментом;