Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:21, дипломная работа
Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.
2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.
3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».
4. рассмотреть факторы, формирующие качество детского питания.
Введение ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания
1.Современные аспекты развития рынка детского питания…………….5
2.Характеристика потребительских свойств детского питания………..16
3.Характеристика современного ассортимента детского питания…….18
4.Признаки доброкачественности детского питания
2 Анализ ассортимента и качества детского питания
2.1 Характеристика магазина «Бэби»
2.2 Анализ ассортимента детского питания
2.3 Контроль качества детского питания
Оглавление
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА 1 характеристика рынка детского питания
2 Анализ ассортимента и качества детского питания
2.1 Характеристика магазина «Бэби»
2.2 Анализ ассортимента детского питания
2.3 Контроль
качества детского питания
ВВЕДЕНИЕ
В качестве объекта исследования данной выпускной квалификационной работе выбрано детское питание. Актуальность темы состоит в том, что современная экономическая ситуация в России повлекла за собой изменения в деятельности предприятий, выпускающих детское питания, что повлекло за собой увеличение ассортимента детских продуктов.
Детское питание предназначено для удовлетворения физиологических потребностей ребенка в необходимых веществах и энергии, продукты, относящиеся к детскому питанию должны отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пищевая ценность продуктов
Теоретические подходы и инструментарий оценки качества продуктов питания обоснованы в работах Ю. П. Адлера, Г. Г. Азгальдова, Ю. В. Богатина, В.В. Байцова, Л.М. Богданова, А.В. Гличева и др.
Вопросы увеличения объемов промышленного производства продуктов детского питания, расширения его ассортимента нашли отражения в работах СИ. Елизарова, А.Ф. Крашенинина, В.И. Кружика, В.Д. Лисыцына, Г.Ю. Сажинова и др.. В этих работах содержатся, в основном, технико-экономические аспекты производства продуктов детского питания, а также рецептуры продуктов. Такие разработки, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Однако в большинстве из них отсутствует процессный подход к системе менеджмента качества в производстве продуктов детского питания.
Поэтому
возникает необходимость
Целью исследования является анализ ассортимента и качества детского питания, реализауемого в магазине «Бэби» п. Агинское. т
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. проанализировать состояние и развитие пищевой промышленности в условиях проведенных в России экономических реформ.
2. провести исследование рынка детского питания и выявление роли детского питания в системе национальной безопасности России.
3. исследовать ассортимент детского питания магазина «Бэмби».
4.
рассмотреть факторы,
Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления качеством, а также вопросы реформирования российской экономики.
При
рассмотрении предметной области исследования
использовались нормативно - правовые
акты России, Федеральный закон о техническом
регулировании, материалы Федеральный
службы государственной статистики, финансовая
отчетность предприятий, производящих
детское питание и внедряющих систему
менеджмента качества, а также материалы
периодической печати и сети Интернет,
проекты, планы и концепции федеральных
программ производства продуктов детского
питания, научные отчеты Института детского
питания РАСХН, Института Питания РАМН,
научная литература.
ГЛАВА
1 характеристика рынка
детского питания
В
первой главе нами рассмотрены следующие
вопросы: характеристика современного
развития рынка детского питания, характеристика
потребительских свойств
История рынка детского питания составляет чуть более 100 лет. Принято начинать отсчет с момента появления на рынках первых специализированных продуктов для детей.
Это были продукты для
Вскоре основанная в то же время “Англо-швейцарская компания по производству сгущенного молока” также добавила к своему ассортименту искусственное грудное молоко. Спустя некоторое время появились производители смесей для искусственного вскармливания и в других странах. Первые немолочные консервы для детей появились в 1927 году.
А потом появились подобные фирмы не только в США, но и в других странах, в том числе и в Советском Союзе. Рос и расширялся ассортимент продукции, появилось детское мясное питание. Возраст потребителей специализированного питания постепенно начал увеличиваться, но это было пока питание для детей до года-полутора, необходимость специализации продуктов для которых ни у кого никогда не вызывала сомнений.
Уже в последние десятилетия ХХ века начали появляться специализированные продукты для детей более старшего возраста. Сначала это были всевозможные сухие завтраки на основе злаков и молочные продукты, обогащенные кальцием. В последние десятилетия появились колбасы и сосиски, предназначенные для детей младшего и школьного возраста. [6, c.89]
Видимо, одной из причин появления таких продуктов стал компромисс между извечной любовью детей к колбасам и сосискам и определенной долей недоверия, которую проявляют мамы к этим продуктам. Их сомнения можно понять, ведь часто колбасы содержат слишком много жира, соли и острых специй, что не так уж хорошо для детского организма. Сначала специализированные колбасы появились на Западе. В европейских странах существует великое множество разновидностей колбасных и сосисочных изделий для детей, продаются они, как правило, по средней цене и вполне доступны для широких масс. В последнее время во многих странах, где озабочены вспышкой детского ожирения, даже проводится организованная популяризация сосисочных и колбасных изделий для детского питания в противовес увлечению многих детей сладкими и калорийными продуктами. Из школ изгоняются шоколадные батончики и газированные напитки, а на смену им приходят сосиски и колбасы как более подходящее питание для подрастающего поколения.
В России тоже многие мясокомбинаты приступили к выпуску колбас и сосисок для детей. Первым среди российских мясокомбинатов на этот рынок вышел “Кампомос”, выпустив в 2000 г. линейку под общим брендом “Кампуша”. За ним последовали Таганский мясоперерабатывающий завод, МПК “Останкино”, АПК “Черкизово” и “Микоян”. Появились производители детских колбас и в регионах. [6, c.90]
Например, Кузбасский пищекомбинат, Тихорецкий мясокомбинат, Таганский МК, Курская птицефабрика и другие.
Названия детских колбас и сосисок сразу дают понять о том, что продукт предназначен для детского потребления: например, колбасы “Колбаскин”, “Детская”, “Гулливер”, “Школьная”, “Классная”, “Сказка”, сосиски “Дюймовочка”, “Ням-Ням”, “Школьник” и даже ветчина “Пятачок” и “Алиса”.
Развитие рынка детского питания в России имеет ряд особенностей, которые отразились и на структуре продаж.
Основную роль здесь сыграл тот факт, что в начале 90-х годов, когда российский рынок детского питания стали активно осваивать иностранные производители, аптеки по ряду причин оказались к этому не готовы. Причин было много. Это и сложившееся отношение покупателя к аптечному ассортименту, и особые условия хранения детского питания, и сам процесс реализации, который подразумевает консультационные услуги, практики которых у аптек на тот момент не было. Свою роль сыграло и непредвзятое отношение потребителя к месту покупки: детское питание покупали везде, где его продавали - в продуктовых магазинах, киосках, универсамах.
Активное развитие рынка на фоне возрастающих критериев потребительского спроса привело к тому, что в России появились специализированные магазины детского питания - явление уникальное и присущее только нашему рынку. На сегодняшний день, по мнению экспертов, они более всего соответствуют запросам потребителя: гарантия качества, широкий ассортимент, профессиональные консультационные услуги. Однако такие же услуги сейчас могут предоставить покупателю и аптечные учреждения.
Кроме того, современная аптечная сеть - хорошо развитая разветвленная структура предприятий по всей стране, а прерогатива специализированных магазинов - это, как правило, только крупные города. Поэтому аптеки можно рассматривать как еще мало освоенную нишу продаж с потенциалом на будущее (на настоящий же момент доля аптечных продаж оценивается экспертами в 5-10% в зависимости от региона).
Некоторые производители и дистрибьюторы детского питания уже начали работать с аптечными предприятиями и продолжают довольно успешно осваивать розничный сектор фармрынка.
Особенно это заметно на региональном уровне, при повышении критериев оценки потребителем места покупки в регионах целесообразно использовать для продажи детского питания сети городских аптек.
География примеров успешного сотрудничества операторов рынка и аптечных предприятий достаточно обширна: Санкт-Петербург ("Даниил", "Аптека матери и ребенка"), Челябинск (аптека №1) , Нижний Новгород ("Вера", "Крошка Енот"), Набережные Челны ("Медиум"), Рязань ("Спрей"), Челябинск ("Классика"), Самара ("Вита") и т.д. Специализированные детские аптеки, которые стали появляться во многих городах, как показала практика, являются просто идеальным вариантом для родителей.
Примером может быть аптечная
сеть "Крошка Енот" в Нижнем
Новгороде или
Более 60% физического объема продаж детского питания в России принадлежит отечественным брендам и транснациональным компаниям, выпускающим продукцию на российских мощностях. В стоимостном выражении лидирует импорт, занимая более 60% рынка.
Экспертами отмечается рост как в целом рынка детского питания, так и отдельно по сегментам фруктовых, овощных и мясных пюре. Увеличивается доля и количество потребителей различных видов детского питания.
Если в 1999 г. только 23,3% российских семей с детьми до 3 лет использовали детские каши при кормлении ребенка, то в 2004 г. эта цифра увеличилась до 35,6%, и она продолжает расти в настоящее время. Потребление фруктовых и овощных пюре возросло в 1,2 раза, мясных - в 1,4 раза. Использование заменителей грудного молока остается стабильным и не меняется сильно с течением времени.
За последние 5 лет наибольший
рост интенсивности
Рисунок
1.1. Динамика потребления детского питания
с 1999г по 2008 г
По другим категориям детского питания интенсивность растет медленнее: примерно в пределах 1-2% в год.
В сегменте пюре, по сравнению с другими, постоянно меняется и улучшается ассортимент, что не может не привлекать потребителей, к тому же в пюре и соках возможно пересечение вкусов и намного более богатое, чем, например, в кашах.
Кроме того, сильная конкуренция между "Вимм-Билль-Данн" и "Лебедянским КЗ" в этих сегментах, способствуют борьбе за потребителя, улучшая качество продукции, ассортимент, усиливая интенсивность рекламы.