Анализ потребительских требование и свойств отечественных и импортных товаров и их влияние на структуру рынка (на примере кондитерских

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ ассортимента, потребительских свойств и экспертиза качества товаров, реализуемых торговым предприятием на примере мучных кондитерских изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать состояние и перспективы развития производства, торговли и потребления мучных кондитерских товаров;
2. Рассмотреть факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров;
3. Привести классификацию и характеристику ассортимента мучных кондитерских товаров;
4.Провести анализ отечественных и импортных кондитерских изделий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1.Состояние рынка кондитерских товаров………………………..стр.5
1.1.Исследование рынка кондитерских изделий……………………….…стр.5
1.2.Факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров……………………………………………………………………….стр.8
1.3.Классификация и характеристика ассортимента мучных кодитерских товаров……………………………………………………………………….стр.11
Глава 2.Классификация и ассортимент кондитерских изделий……..…стр.15
2.1.Ассортимент кондитерских изделий…………………………………стр.15
2.2.Классификация кондитерских изделий………………………………стр.16
Глава 3.Анализ отечественных и импортных кондитерских изделий…………………………………………………….………………..стр.18
3.1.Обзор российского рынка кондитерских изделий…………….……стр.18
3.2.Продвижение импортных кондитерских изделий на российском рынке………………………………………………………………….……..стр.21
3.3.Перспективы развития рынков кондитерских товаров……….……стр.22
Заключение………………………………………………………………...стр.25
Список использованной литературы ……………………………..…….стр.26

Работа содержит 1 файл

курсовая товароведение.docx

— 101.07 Кб (Скачать)

   Рисунок 1. Доля импорта кондитерских изделий на российском рынке в 2010 и 2011 годах (в натуральном выражении, %) *

*   По данным ФТС России, страны, потребляющие наибольший объем экспортного российского шоколада и шоколадных изделий, — это Казахстан (26%), Украина (22%), Азербайджан (13%). Основными странами – покупателями кондитерских изделий из сахара, не содержащих какао, являются Азербайджан — 24%, Казахстан — 22 и Украина — 9%. Наибольшую долю джема, фруктового желе и пасты из России потребляют в Казахстане — 49%, Монголии — 10% и Туркмении — 6%. В 2011 году сохранилась тенденция роста экспорта кондитерских изделий. В настоящее время, по мнению экспертов, происходит передел кондитерского рынка между крупными компаниями. В связи с тем, что в целом по России кондитерский рынок близок к насыщению, а темпы его роста снижаются, прогнозируется усиление конкуренции, так как объемы рынка ограничены. Мелким производителям сложно конкурировать с ведущими игроками, и они будут вынуждены уходить в особые ниши.

   Основной особенностью рынка кондитерских изделий является его сезонность. Так, в теплое время года отмечается высокий спрос на мучные кондитерские изделия, карамель, желейные и помадные конфеты. Осень и зима – сезоны продаж шоколадных изделий, когда особенно сильной позицией считаются коробочные наборы, приобретаемые, как правило, к праздникам. Максимальный рост спроса на продукцию приходится на четвертый квартал каждого года, а пик продаж – на период новогодних праздников. Резкий спад продаж, как правило, происходит в первом квартале. В течение остального времени объем розничных продаж в стоимостном выражении также постепенно растет, но более медленными темпами.

   Эксперты прогнозируют к концу 2014 года объем российского рынка кондитерских изделий на уровне 3,5 млн тонн.

   При этом на соотношение отечественной и импортной продукции на российском рынке в значительной степени повлияет вступление России в ВТО, которое состоялось в декабре 2011 года. Россия значительно уменьшит размер пошлин на ввоз продукции зарубежного производства. В результате в стране увеличится количество иностранной продукции, конкуренция вырастет. Это приведет также к другим структурным изменениям на рынке.

   Аналитики считают, что вступление в ВТО – это не только новые вызовы, но и возможности. В частности, многие эксперты считают, что на отечественном рынке кондитерских изделий еще есть место. В России потребление шоколада на душу населения составляет только 50% объемов потребления западноевропейского рынка. Россияне потребляют в среднем 4-5 кг шоколадных изделий в год на душу населения, а граждане, например, Ирландии или Швейцарии - более 10 кг, в Германии - 8,4 кг. Таким образом, в стране имеются хорошие перспективы для роста производства кондитерских изделий.

   Одновременно с этим, отечественная продукция зачастую выигрывает перед иностранной и с точки зрения отсутствия генетически модифицированных компонентов. Например, в США в настоящее время ускоренными темпами завершают процесс создания генетически модифицированных гибридных деревьев какао. Последствия употребления продукции, созданной с применением таких технологий, пока неизвестны.

Еще одним  плюсом эксперты называют то, что вступление в ВТО может расширить круг потребителей отечественной продукции, позволив выйти на рынки не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

   Среди негативных факторов, помимо обострения конкуренции, игроки рынка отмечают и то, что в последнее время рынок стал разрозненным, отсутствует сплочение у фабрик против иностранных производителей. Наоборот, они в какой-то степени мешают друг другу работать, изматывая конкурентов судебными тяжбами.

   Основной тенденцией, которая, безусловно, сохранится и в будущем, является вложение огромных средств в разработку новых сладостей и их продвижение.

 

3.2. Продвижения  импортных мучных кондитерских  изделий на российском рынке.

   Мучные кондитерские изделия в ближайшее время вряд ли уступят свое лидерство другим популярным сладостям. Печенье, вафли и пряники употребляются регулярно по поводу и без, и потому даже почти не требуютрасходов на громкие рекламные кампании. Отечественные производителипрочно стоят на ногах и могут предложить самый разный ассортимент поценам и качеству. Впрочем, и у иностранных компаний есть шанс завоеватьсвое место на рынке и найти собственного уникального потребителя .

   Отечественный рынок мучных кондитерских изделий один из самых плотных и насыщенных, он занимает более половины всего кондитерского производства, причем в числе его участников есть и крупные гиганты федерального уровня, и локальные производители, реализующие товар в регионе, где расположено предприятие.

   Потребление печенья на душу населения в России составляет около пяти килограммов в год. Лидером российского рынка уже долгое время остается компания «Большевик» производитель печенья «Юбилейное», вафель и вафельных тортов «Причуда». К числу лидеров относятся фабрики группы «Объединенные кондитеры», комбинат «Крекер», ОАО «Брянконфи», компания «СладКо» и петербургский производитель «Хлебныйдом».

   Многие исследователи уверены, что ощутимых перспектив у иностранных производителей на отечественном рынке мучной кондитерской продукции нет, поскольку крупные российские компании могут предложить как качественную инновационную продукцию, так и товары низкоценового сегмента. Тем не менее, можно предположить несколько направлений, в которых импортные товары способны занять определенное место и получить признание потребителей.

 

   3.3.Перспективы развития рынков кондитерских товаров

   По оценкам экспертов, премиальный сегмент составляет около 10% всего российского рынка кондитерской продукции в натуральном выражении и 35% - в стоимостном. За последние два года падение объемов рынка составило около 15% в натуральном выражении, что было вызвано последствиями экономического кризиса. Падение коснулось исключительно сегмента премиум и среднего высокого, нижний и средний нижний сегменты кондитерской продукции, наоборот, выросли на 10-15%.

   Аналитики компании Insights Innova Market отмечают существенный рост продаж сладостей, несмотря на рост цен на сырье, особенно на какао, и увеличение производственных затрат кондитеров. По мнению экспертов, это во многом связано с активной рекламной деятельностью многих производителей, ростом потребительского спроса на небольшие и относительно недорогие сладости и выпуском широкого спектра новинок.

   К концу 2011 г. объем российского рынка кондитерских изделий на уровне 2,7 млн тонн. Рынок складывается из шести категорий товара - это шоколад, конфеты в коробках, конфеты весовые, карамель, мучнистые и сахаристые (мармелад, зефир, пастила). Карамели исторически в России потребляли очень много, но теперь ее доля снижается.

   Наибольшая доля рынка в натуральном выражении принадлежит сегменту конфет, глазированных шоколадной и шоколадно-молочной глазурью, и составляет 21,5%. Самыми популярными видами на рынке кондитерских изделий являются именно такие конфеты, а также печенье, шоколад и шоколадные изделия, на которые приходится более 50% совокупного объема этого рынка.

   Доля шоколада и шоколадных изделий составила 9,5% рынка в натуральном выражении. Доля сегмента тортов и пирожных составила 7,5% объема рынка, доля карамели - 6,5%, джемов и мармеладно-пастильных изделий - 6%, пряники и коврижки занимают 5,5% рынка, вафли - 6,5%, кексы, бабы и рулеты - 5%, галеты и крекеры занимают всего 3%. Сегмент прочих видов кондитерских изделий заполняет 10% рынка.

   Несколько лет производство мучных кондитерских изделий медленно сокращается. Объем производства мучных кондитерских изделий в 2010 году находился на уровне 1,4 млн тонн. По сравнению с предыдущим годом его сокращение составило 4,7%. Отрицательная динамика производства связана с сокращением потребления мучной продукции населением России, а также сырьевым кризисом. В 2011 году рынок замедляет свое падение, которое может составить всего 0,3%.

   Рынок в достаточной степени консолидирован. Сейчас уже происходит слияние западных активов на российском рынке. Но иностранцы продолжают скупать и российские активы. Все крупные западные игроки на нашем рынке присутствуют.

   Экспансия западных игроков не привела к технологическому скачку, как это наблюдалось в других отраслях, российские кондитерские компании всегда были хорошо оснащены, но они создали у нас конкурентную среду, способствовали развитию менеджмента, маркетинга, рекламы, логистики, и теперь отрасль вполне конкурентоспособна.

   Львиную долю объема российского рынка в натуральном выражении занимает продукция отечественных производителей. Однако доля зарубежной продукции на российском рынке кондитерских изделий еще относительно высока и составляет 12,4%. По оценкам экспертов, такая тенденция в соотношении импортной и отечественной продукции сохранится до 2012 г. включительно. По данным исследования компании Intesco Research Group, около 40% всего объема российского производства кондитерских изделий приходится на Центральный федеральный округ. Приволжский федеральный округ в данной структуре занимает четвертую часть. Доля Сибирского - более 12%, Северо-Западного - около 10%, Уральского - около 5,5%, а Дальневосточного федерального округа - около 1,5%.

   Что ожидает российский рынок в будущем году? Аналитики считают, что российский рынок шоколада имеет большой потенциал для развития. В России потребление шоколада на душу населения составляет только 50% объемов потребления западноевропейского рынка. Россияне потребляют в среднем 4-5 кг шоколадных изделий в год на душу населения, а граждане, например, Ирландии или Швейцарии - более 10 кг, в Германии - 8,4 кг, это дает основание полагать, что рынок будет расти и в дальнейшем.

   По мнению экспертов, мировые поставки какао в будущем году сократятся на 7,7%, что приведет к понижению уровня мирового профицита какао до 32 тыс. тонн по сравнению с 434 тыс. тонн годом ранее. Цены, как ожидается, повысятся на 12% - до 2700 долларов за тонну.

 

 

 

Заключение

   Кондитерская промышленность в Росси работает не на полную мощность, весь ее потенциал не задействован. Об этом свидетельствуют исследования рынка (потребление шоколада, например, всего 4,5 кг в год на душу населения, а в развитых странах эта цифра колеблется от 10 до 15 кг на душу населения). Таким образом, отрасль будет расти, но за счет иностранного присутствия, т. е. действующие на российском кондитерском рынке иностранные компании будут увеличивать свою долю, не исключено и появление новых иностранных игроков. Мучные изделия имеют большой удельный вес в общей выработке кондитерских товаров (более 40%) и характеризуются очень большим разнообразием состава и свойств.

   В данной курсовой работе нами рассмотрены значение, которое играют мучные кондитерские изделия в жизни и питании человека.

  В работе приведена классификация и основной ассортимент мучных пищевых продуктов, производимых в нашей стране. Так, в зависимости от рецептуры и способа производства их подразделяют на группы: печенье, крекер (сухое печенье), галеты, пряники, вафли, пирожные и торты, кексы и ромовые бабы.

  Поскольку нами были освещены в полном объеме рассматриваемые вопросы, то на основе вышеизложенного сделаем выводы:

1. ассортимент  мучных кондитерских изделий  - это состав и соотношение  отдельных видов сахаристых и  мучных изделий в выпуске продукции  предприятия, отрасли производства;

2. ассортимент  формируется в зависимости от  трех факторов: потребительского  спроса; технических возможностей  предприятия и наличии сырьевой  базы;

3. качество  мучных кондитерских изделий  оценивают по органолептическим  и физико-химическим показателям.

 

 

Список использованной литературы

1. Закон Российской  Федерации «О защите прав потребителя». 09.01.96. №2 ФЗ.

2. Гигиенические  требования безопасности и пищевой  ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы. СанПиН 2.3.2.1078-01.

3. Горун Е.Г., Шленская Т. В., Дмитриева С.Н. Теоретические основы товароведения и экспертизы. - М., МГУТУ, 2004.

4. Казанцева Н.С. Товароведение продовольственных товаров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0». - 2007.

5. Малютенкова С.М. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. - СПб: Питер, 2004.

6. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов. - М: Академия, 2010

7. Могильный М.П. Шрамков Е.В. Новые сырьевые компоненты для производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий (характеристика, использование). - М: Олбис, 2006.

8. Николаева М.А. Товароведение продовольственных товаров. Учебное пособие для вузов. - М.: Экономика, 2001 г. - 288 с.

9. Родина Т.Г., Николаева М.А., Елисеева Л.Г. И др. Справочник по товароведению продовольственных товаров. - М.: КолосС, 2007.

10. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров. - М: Академия, 2005.

11. Сачкова А. Мучные кондитерские изделия. Сладкие радости. // Новости Торговли - №9. - 2007.

12. http://www.fazer.ru/Brands/hlebnydom/ - Официальный веб-сайт ОАО «Хлебный дом».

13. http://www.4p.ru/main/research/3802/ - Рынок мучных кондитерских изделий

14. http://www.4p.ru/main/research/16721/ - Обзор российского рынка хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

Информация о работе Анализ потребительских требование и свойств отечественных и импортных товаров и их влияние на структуру рынка (на примере кондитерских