Анализ потребительских требование и свойств отечественных и импортных товаров и их влияние на структуру рынка (на примере кондитерских

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ ассортимента, потребительских свойств и экспертиза качества товаров, реализуемых торговым предприятием на примере мучных кондитерских изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать состояние и перспективы развития производства, торговли и потребления мучных кондитерских товаров;
2. Рассмотреть факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров;
3. Привести классификацию и характеристику ассортимента мучных кондитерских товаров;
4.Провести анализ отечественных и импортных кондитерских изделий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1.Состояние рынка кондитерских товаров………………………..стр.5
1.1.Исследование рынка кондитерских изделий……………………….…стр.5
1.2.Факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров……………………………………………………………………….стр.8
1.3.Классификация и характеристика ассортимента мучных кодитерских товаров……………………………………………………………………….стр.11
Глава 2.Классификация и ассортимент кондитерских изделий……..…стр.15
2.1.Ассортимент кондитерских изделий…………………………………стр.15
2.2.Классификация кондитерских изделий………………………………стр.16
Глава 3.Анализ отечественных и импортных кондитерских изделий…………………………………………………….………………..стр.18
3.1.Обзор российского рынка кондитерских изделий…………….……стр.18
3.2.Продвижение импортных кондитерских изделий на российском рынке………………………………………………………………….……..стр.21
3.3.Перспективы развития рынков кондитерских товаров……….……стр.22
Заключение………………………………………………………………...стр.25
Список использованной литературы ……………………………..…….стр.26

Работа содержит 1 файл

курсовая товароведение.docx

— 101.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Саратовский  государственный социально-экономический  университет»

 

Кафедра таможенного  дела

 

 

 

Курсовая  работа

на тему:

«Анализ потребительских  требование и свойств отечественных  и импортных товаров и их влияние  на структуру рынка(на примере кондитерских товаров)»

 

 

Выполнила:

Студента 4 курса, 10группы,

Юридического факультета

Семенова  Анастасия

Проверила: Живаева М.А.

 

 

 

 

 

Саратов 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3

Глава 1.Состояние  рынка кондитерских товаров………………………..стр.5

1.1.Исследование  рынка кондитерских изделий……………………….…стр.5

1.2.Факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров……………………………………………………………………….стр.8

1.3.Классификация  и характеристика ассортимента  мучных кондитерских товаров……………………………………………………………………….стр.11

Глава 2.Классификация  и ассортимент кондитерских изделий……..…стр.15

2.1.Ассортимент  кондитерских изделий…………………………………стр.15

2.2.Классификация  кондитерских изделий………………………………стр.16

Глава 3.Анализ отечественных и импортных кондитерских изделий…………………………………………………….………………..стр.18

3.1.Обзор  российского рынка кондитерских  изделий…………….……стр.18

3.2.Продвижение  импортных кондитерских изделий на российском рынке………………………………………………………………….……..стр.21

3.3.Перспективы  развития рынков кондитерских  товаров……….……стр.22

Заключение………………………………………………………………...стр.25

Список использованной литературы ……………………………..…….стр.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Для большинства потребителей мучных кондитерских изделий они ассоциируются в первую очередь с базовой потребностью утоления голода и повседневным потреблением, а учитывая то, что наиболее распространенным местами потребления являются «дома» (называют 95% потребителей) и в «гостях» (называют от 25 до 40% потребителей, в зависимости от подкатегории продукта), фактор «удобство потребления» вряд ли может быть главным. Как следствие, основной объем все еще обеспечивает весовая продукция и экономичные форматы упаковки большого веса. Мучные кондитерские изделия - самые популярные кондитерские изделия с высокой пенетрацией (покупают и едят их практически все жители России - 87% потребляют регулярно, не реже 1 раза в неделю). Они значительно отличаются между собой по сырью и технологии приготовления, разнообразны по составу и внешнему виду - и каждый может найти среди них то, что ему понравится.

   Отрасль продолжает сохранять большую привлекательность для иностранных вложений, поскольку, по оценкам иностранных аналитиков, российский кондитерский рынок сохраняет потенциальные возможности для дальнейшего расширения, при условии сохранения относительной стабильности в экономике страны в целом. В 2010 г. объем импорта увеличился по сравнению с уровнем 2008 г., и составляет более 16% от объема внутреннего производства. Импорт шоколада и др. изделий, содержащих какао, продолжает расти. Он составил порядка 160 т.т., в 2010 г.(более 30% от объема внутреннего производства таких товаров в стране).

   Доля экспорта в общем объеме внутреннего производства по-прежнему невелика (около 5,5%). Развитием экспорта в настоящее время занимаются в основном дочерние предприятия крупных транснациональных компаний в России, причем, главным образом, - в страны СНГ, используя при этом благоприятный таможенный режим в торговле РФ с этими странами. Экспорт кондитерских изделий в страны ЕС и прибалтийские страны практически невозможен, так как установлены очень высокие пошлины (до 60% от таможенной стоимости).

   Актуальность исследования: жесткие реалии конкуренции на рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции, которая отличает его от конкурентов. Поэтому большинство крупных хлебозаводов и кондитерских фабрик занимаются обновлением производства, оформлением своего фирменного товара, созданием новых продуктов или воскрешением некогда забытых рецептов. Серьезное место среди новой продукции занимают мучные кондитерские изделия.

   Цель работы - анализ ассортимента, потребительских свойств и экспертиза качества товаров, реализуемых торговым предприятием на примере мучных кондитерских изделий.

   Объект исследования - рынок мучных кондитерских изделий.

   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать  состояние и перспективы развития  производства, торговли и потребления  мучных кондитерских товаров;

2. Рассмотреть  факторы, формирующие качество  и ассортимент мучных кондитерских  товаров;

3. Привести  классификацию и характеристику  ассортимента мучных кондитерских  товаров;

4.Провести анализ отечественных и импортных кондитерских изделий.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Состояние рынка кондитерских товаров

   1.1.Исследование  рынка кондитерских изделий

   Объем российского рынка мучных изделий - около 1 млн. т, из которых импортная продукция составляет примерно 7% рынка. На рынке мучных кондитерских изделий сейчас очень много предложений, в том числе и от производителей из других государств. Рынок стал более плотным, произошло деление зон сбыта и влияния между крупными и мелкими компаниями.

   Мучные кондитерские изделия включают в себя разнообразные виды печенья, вафель, сухарей, рулетов, кексов, сушек, пряников, а также торты, пирожные и мелкоштучную сдобу. Основными производителями кондитерских изделий являются крупные хлебозаводы, кондитерские фабрики и комбинаты. Чаще всего большая часть продукция распределяется в регионе, где находится предприятие. Это объясняется, прежде всего, очень большим количеством таких организаций, представленных почти в каждом городе России, а также сравнительно небольшими сроками хранения.      Крупнейшие хлебозаводы распространяют продукцию по всей стране и даже экспортируют ее в другие страны. Товары таких производителей отличает красочная и удобная упаковка, более длительные сроки реализации, осуществляемые за счет совершенствования самого процесса изготовления. Доли рынка отечественной и импортной кондитерской продукции распределяются неравномерно. Если отечественные сухари, сушки, пряники имеют почти 100-процентный охват рынка, то печенье и вафли делят рынок с иностранными аналогами. Насыщенность российского рынка мучными кондитерскими изделиями максимальна. Большинство оптовиков считает, что каждый производитель и поставщик кондитерской продукции занимает на рынке определенную нишу, тем не менее, этот рынок можно назвать высоко конкурентным .Жесткие реалии конкуренции на рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции, которая отличает его от конкурентов. Поэтому большинство крупных хлебозаводов и кондитерских фабрик занимаются обновлением производства, оформлением своего фирменного товара, созданием новых продуктов или воскрешением некогда забытых рецептов.

   Высокие транспортные расходы в сравнении с ценой и себестоимостью продукции являются серьезным ограничением для активной дистрибуции и широкой территориальной представленности продукции, производимой в одном месте, на федеральном уровне. Отсюда и большое число производителей по наиболее «бюджетным» подкатегориям - печенью, пряникам - в каждом регионе есть локальные игроки, формирующие рынок конкретного региона, но мало заметные на уровне российского рынка в целом. Однако есть и продукты, являющиеся сложными для организации производства на различных производственных площадках, и при этом достаточно рентабельными для того, чтобы отстраивать по ним федеральную дистрибуцию, в портфеле «Объединенных кондитеров» это любимые всеми вафельные торты и бисквитные пирожные «Алёнка».

   Крупнейшими сегментами рынка мучных кондитерских изделий являются сегменты печенья и вафельной продукции. Самый большой объем обеспечивает сегмент печенья (ежегодно более 600 тыс. тонн или около 40% рынка мучных кондитерских изделий). Категории «вафли» и «пряники» примерно равны по объему и дают суммарно более 20% сегмента. В свою очередь, среди российских производителей есть те, которые узко ориентированы на какой-то определенный вид продукции, но большая часть фабрик производит сразу несколько категорий кондитерских изделий.

   В последние годы отмечается рост доли упакованного печенья и уменьшение доли развесного. Причиной этому является повышение роли современной розницы для категории, диктующей требования к самому продукту - в супермаркете с самообслуживанием на полке должны быть выложены фасованные продукты, а перефасовывать вручную весовое печенье - неэффективно. Несмотря на все еще высокую долю весовой продукции, мы также пересматриваем отношение к ней - например, запускаем новые форматы фасовки и упаковки по наиболее популярным видам весовой продукции.1

   Итак, в России в год съедают около 700 тыс. т мучных кондитерских изделий. Приоритеты отдаются сладкому печенью - 60%, за ним идут пряники - 19%, чуть отстают вафельные изделия - 18%. А вот соленое печенье, галеты и крекеры, при всей полезности последних для здоровья, пока занимают небольшую нишу на рынке мучных кондитерских изделий - всего 3%. Более чем на 10% за последние годы вырос рынок покупных тортов, а количество потребителей кексов и рулетов увеличилось более чем на 15%. Среднедушевое потребление печенья в России, по экспертной оценке, составляет 4,5 кг в год. Жители разных регионов России чаще других видов печенья покупают продукцию местных фабрик. Московское печенье везде котируется одинаково высоко. Что касается отдельных марок, то наиболее популярны у покупателей "Юбилейное", "Овсяное", "Земляничное", "Курабье", "К чаю".

   Рынок мучных кондитерских изделий развивается достаточно устойчиво. Это вызвано общим улучшением экономической ситуации. Закупка импортного оборудования позволила предприятиям расширить ассортимент выпускаемой продукции и повысить качество изделий.

    Наиболее динамичное развитие ожидается в сегменте сдобной выпечки: к 2012 году он вырастет на 40% в стоимостном выражении. В основном это будет происходить за счет порционных и экзотических разновидностей продукции с качественными и полезными для здоровья ингредиентами .

 

 

 

 

   1.2 Факторы, формирующие качество и ассортимент мучных кондитерских товаров

   Потребительские свойства - это свойства, которые проявляются в процессе потребления и обуславливают удовлетворение реальных и не предполагаемых потребностей на рынке. Они определяют качественные характеристики товаров, эффективность использования по назначению, социальную значимость, практическую полезность, безвредность и эстетичность.2

   В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.3

   Назначение - способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

   В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального, классификационного и универсального назначения.

   Свойства функционального назначения отражают способность товаров выполнять их основные функции. Эта подгруппа свойств и показателей чаще всего удовлетворяет физиологические потребности (например, сахарные кондитерские изделия удовлетворяют голод) или выполняют вспомогательные функции.

   Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.           Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.

   Сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны.

   Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю. Они могут выражаться через восприятие вкуса, цвета, яркости изображения и т. п.

   Психолого-физиологические свойства - способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

   Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных свойств товаров с помощью органов чувств.Например, в состояние утомления, стрессов, депрессий некоторые люди снимают с помощью сладких изделий (шоколад, конфеты).

   Безопасность - состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

   Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний (товарный) вид, целостность, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

   Экологические свойства - способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации или потреблении.

Примером  экологических свойств может  служить надежность транспортных средств  или упаковки, которые должны предохранять от распыла порошкообразные товары (какао-порошок).

Информация о работе Анализ потребительских требование и свойств отечественных и импортных товаров и их влияние на структуру рынка (на примере кондитерских