Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать развернутую характеристику ассортимента и потребительских свойств молочных товаров на примере «КМК ОАО Вамин Татарстан».
В связи с этой целью решаются следующие задачи.
- рассмотреть потребительские свойства молочных товаров и пути их совершенствования молочных товаров;
- привести классификацию и ассортимент молочных товаров;
- описать пути совершенствования ассортимента и новые виды молочных товаров;
- проанализировать требования к качеству (ГОСТ, органолептика, упаковка);
- описать хранение колбасных изделий и процессы, происходящие при хранении;
- рассмотреть сертификацию молочных товаров;
- дать характеристику «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- описать основных поставщиков сырья для производства;
- описать общую схему производства;
- провести анализ ассортимента молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- описать качество молочных товаров вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- рассмотреть требования к хранению и реализацию продукции.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая часть
1.1. Потребительские свойства молочных товаров и пути их совершенствования
1.2. Классификация и характеристика ассортимента молочных товаров
1.3. Пути совершенствования ассортимента и новые виды молочных товаров
1.4. Требования к качеству молочных товаров
1.5. Хранение молочных товаров и процессы, происходящие при хранении
1.6. Сертификация молочных товаров
2. Практическая часть
2.1. Краткая характеристика деятельности базового предприятия
2.2. Основные поставщики сырья для производства
2.3. Общая схема производства
2.4. Анализ ассортимента молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5. Качество молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.1. Организация контроля качества молочных товаров вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.2 Ответственность за нарушение требований по безопасности (Закон о качестве и безопасности продтоваров)
2.5.3. Оценка конкурентоспособности молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.4. Соответствие упаковки, маркировки копченых современным требованиям
2.6 Хранение и реализация продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретическая часть
1.1. Потребительские свойства молочных товаров и пути их совершенствования
1.2. Классификация и характеристика ассортимента молочных товаров
1.3. Пути совершенствования ассортимента и новые виды молочных товаров
1.4. Требования к качеству молочных товаров
1.5. Хранение молочных товаров и процессы, происходящие при хранении
1.6. Сертификация молочных товаров
2. Практическая часть
2.1. Краткая характеристика деятельности базового предприятия
2.2. Основные поставщики сырья для производства
2.3. Общая схема производства
2.4. Анализ ассортимента молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5. Качество молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.1. Организация контроля качества молочных товаров вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.2 Ответственность за нарушение требований по безопасности (Закон о качестве и безопасности продтоваров)
2.5.3. Оценка конкурентоспособности молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»
2.5.4. Соответствие упаковки, маркировки копченых современным требованиям
2.6 Хранение и реализация продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что в рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
Тема «Организация и технология продажи продовольственных товаров в магазине» - это одна из важнейших составляющих частей технологического процесса магазина как процесса товаров по количеству и качеству. В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
Объектом исследования в данной курсовой работе стали проблемы оценки качества молочных продуктов.
Предметом изучения в данной курсовой работе являются особенности методов оценки качества производства молочных продуктов.
Цель данной курсовой работы – дать развернутую характеристику ассортимента и потребительских свойств молочных товаров на примере «КМК ОАО Вамин Татарстан».
В связи с этой целью решаются следующие задачи.
- рассмотреть потребительские свойства молочных товаров и пути их совершенствования молочных товаров;
- привести классификацию и ассортимент молочных товаров;
- описать пути совершенствования ассортимента и новые виды молочных товаров;
- проанализировать требования к качеству (ГОСТ, органолептика, упаковка);
- описать хранение колбасных изделий и процессы, происходящие при хранении;
- рассмотреть сертификацию молочных товаров;
- дать характеристику «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- описать основных поставщиков сырья для производства;
- описать общую схему производства;
- провести анализ ассортимента молочных товаров, вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- описать качество молочных товаров вырабатываемых на предприятии «КМК ОАО Вамин Татарстан»;
- рассмотреть требования к хранению и реализацию продукции.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе даётся теоретические основы методов оценки качества колбасных изделий. Во второй главе даётся характеристика методов оценки качества колбасной продукции, выпускаемой и продаваемых «КМК ОАО Вамин Татарстан».
1. Теоретическая часть
1.1. Потребительские свойства молочных товаров и пути их совершенствования
Одним 113 замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо. Русские издавна готовят простоквашу и варенец, грузины – мацони, казахи – кумыс, украинцы – ряженку, болгары – йогурт – все это кисло-молочные продукты. Их ассортимент у разных народов настолько широк, что и не перечислить.
Вкус и консистенция этих продуктов зависят от очень многих факторов – свойств молока, видов заквасок, способов сбраживания и др. Готовят кисломолочные продукты из молока почти всех видов домашних животных. В нашей стране для этой цели используют в основном молоко коров, кобылиц и овец [21, c. 98].
В качестве заквасок используются чистые культуры молочнокислых бактерий с добавлением или без добавления культур молочных дрожжей: молочно-кислых стрептококков, болгарской палочки, ацидофильной палочки, ароматобразующих бактерий и др.
Как правило, различают две группы кисломолочных продуктов. Первую из них составляют продукты, получаемые в результате молочнокислого брожения (простокваша, ацидофильное молоко и др.), вторую – продукты, получаемые в результате смешанного (молочно-кислого и спиртового) брожения (кефир, кумыс и др.).
Минеральные вещества (соли молока). Под понятием минеральные вещества подразумеваются ионы металлов, а также неорганические и органические кислоты молока. В молоке содержится 0,7-0,8% минеральных веществ. Большую часть составляют средние и кислые соли фосфорной кислоты. Из солей органических кислот присутствуют главным образом соли казеиновой и лимонной кислот. Минеральные вещества содержатся во всех тканях организма, участвуют в формировании костей, поддерживают осмотическое давление крови, являются составной частью ферментов, гормонов. Соли молока и микроэлементы наряду с другими основными компонентами обусловливают высокую пищевую и биологическую ценность молока. Недостаток или избыток солей влечет за собой нарушение коллоидной системы белков, в результате чего они выпадают в осадок. Это свойство молока используется для коагуляции белка в производстве кисломолочных продуктов и сыров. В зависимости от концентрации в молоке ионы делятся на микро- и макроэлементы. Содержание макроэлементов в молоке зависит от породы коров, стадии лактации. Наряду с макроэлементами в молоке присутствуют в виде ионов и микроэлементы (мг/1000 см3). Микроэлементы являются жизненно необходимыми веществами. Они входят в состав многих ферментов, активизируют или ингибируют их действие, могут быть катализаторами химических превращений веществ, вызывающих различные пороки. Поэтому концентрация микроэлементов не должна превышать допустимых значений. Высокую потребность организм человека испытывает в таких микроэлементах, как Fe, Си, Со, Zn, J. Растущий детский организм особенно нуждается в таких минеральных веществах, как кальций, фосфор, железо, магний.
1.2. Классификация и характеристика ассортимента молочных товаров
Все виды молока различаются прежде всего по содержанию СОМО, по пищевым добавкам и наполнителям, а также по способу тепловой обработки. При разработке того или иного вида молока прежде всего учитывают вкусовые привычки многонационального населения нашей страны, диетическую ценность продукта и эффективность его производства. Сырьем для производства молока являются натуральное молоко, сливки, обезжиренное молоко.
Натуральное молоко - это необезжиренное молоко без каких-либо добавок. Это молоко - сырье без извлечений и добавок молочных и немолочных компонентов [12, c. 81].
Питьевое молоко – пресный молочный продукт с массовой долей жира не более 9,5%, изготовленный из молока без добавления немолочных компонентов, подвергнутый термообработке.
Обезжиренное молоко – обезжиренная часть молока, получаемая сепарированием и содержащая не более 0,05% жира.
Сливки - пресный молочный продукт с массовой долей жира 10% и более, изготовленный из молока, представляющий собой дисперсную систему «жир в воде», без добавления немолочных компонентов.
Пастеризованное молоко – молоко, подвергнутое термической обработке при определенных температурных режимах.
Нормализованное молоко – молоко, значения массовой доли жира или белка, или СОМО которого приведены в соответствие с нормами, установленными в нормативных или технических документах.
Восстановленное молоко – пастеризованное молоко с требуемым содержанием жира, вырабатываемое из сухого молока или из молочных консервов, и воды.
Цельное молоко – нормализованное молоко или восстановленное молоко с установленным содержанием жира.
Молоко повышенной жирности – нормализованное молоко с содержанием жира 4 и 6%, подвергнутое гомогенизации.
Нежирное молоко – пастеризованное молоко, вырабатываемое из обезжиренного молока.
Питьевое молоко – пресный молочный продукт с массовой долей жира не более 9,5%, изготовляемый из молока без добавления немолочных компонентов, подвергнутый термообработке.
Основным видом питьевого молока, вырабатываемого у нас в стране, являлось молоко цельное пастеризованное жирностью 3,2% и СОМО 8,1%. В последние годы значительно увеличилось производство молока с пониженным содержанием жира (2,5; 1% и нежирное). С целью сохранения пищевой ценности в молоко пониженной жирности добавляют сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. Растет производство витаминизированного молока с витаминами С, А и Д2 и повышенной жирности 4 и 6%. [2]
1.3. Пути совершенствования ассортимента и новые виды молочных товаров
Развитая рыночная экономика, создание которой стало целью проведенных в стране реформ, предполагает наличие всеобъемлющего товарного рынка, в том числе рынка продовольствия, важной составной частью которого является рынок молока и молочных продуктов. В настоящее время можно говорить лишь о начале формирование полноценного рынка молочных продуктов в России. Данный этап характеризуется прежде всего стихийностью происходящих процессов. В первую очередь, это связанно с тем, что при переходе к новым экономическим условиям хозяйствования государство отказалось от регулирования товарных потоков продовольствия (хотя и весьма далеких от совершенства), система обеспечения населения странны продовольствием была разрушена, а новая система, механизм её функционирования, который позволил бы сгладить неизбежное трудности переходного периода, не были созданы [10, c. 77].
Ситуация усугубилась тем, что переход к рыночной экономике стал периодом резкого спада производства продукции, в результате формирования рынка молочных продуктов началось в условиях снижения товарного предложения со стороны отечественных производителей. За 2001-2005 гг. производство цельномолочной продукции сократилось 3,7 раза, масло животного, сыров жирных и консервов молочных – в 2, сухих молочных продуктов – в 1,5 раза. Аналогичная тенденция сохранилась и в 2006 году. Падение объемов производства молочной продукции сопровождалось сокращением её ассортимента.
Одним из основных направлений развития рынка молока и молочных продуктов в стране является формирование конкурентной среды.
На протяжении последних десятилетий обеспечение населения страны молоком и молочными продуктами осуществлялась в рамках системы централизованного формирования и распределения продовольственных фондов, строго регламентированного государственного ценообразование на продукты питания. В этих условиях не могло быть речи о серьезной конкуренции производителя на рынке молока и молочных продуктов. Основными переработчиками молока и производителями молочной продукцией в стране были предприятия молочной промышленности, объединенные в составе соответствующей под отрасли пищевой промышленности [12, c. 87].
В структуре импорта и молочных продуктов в настоящее время преобладает масло, меньших объемах ввозятся в страну сыры, молоко и сливки сгущенные, сухое цельное и обезжиренное молоко, творог. В 1995 году стоимость импортированного животного масло составило 451,6 млн. долларов США, сыров и творога – 451,1, молока и сливок – 113,3 млн. долл., или соответственно 34661,1 и 0,8 % в общем, объеме импорта продовольствия.
В тех странах, где еще недавно по преимуществу производились зерновые продукты и в огромной массе экспортировались на мировой рынок и господствовали менее интенсивные системы сельского хозяйства, все большую роль начинают играть, как в производстве и внутреннем потреблении, так и в экспорте молочные продуты. Примерами, кроме европейских стран, могут служить Новая Зеландия, Австралия, Аргентина и др. США так же значительно увеличивают производства масла, выходя по абсолютным размерам производства на первое место среди масло производящих стран мира[13, c. 84].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время над решением молочной промышленности работают ученные Всесоюзного научно – исследовательского института молочной промышленности (ВНИМИ), Всесоюзного научно-исследовательского института маслодельной и сыродельной промышленности (ВНИИМС) НПО «Углич», их филиалов и ряда высших учебных заведений. Развитие молочной промышленности все глубже внедряется в технологию получения молочных продуктов. Успехи в развитии молока позволяют совершенствовать существующие технологические процессы переработке молока и разрабатывать новые. В наши дни специалисты молочной промышленности должны знать и уметь объяснить сущность биохимических процессов, происходящих при выработке и хранении молочных продуктов, правильно выбрать технологические режимы обработки и переработки молока, разработать меры, предупреждающие возникновение пороков молочных продуктов, и т.д. От них в значительной мере зависит и выполнение Продовольственной программы России. Вместе с другими работниками пищевой промышленности они добиваются дальнейшего улучшения структуры питания российских людей за счет увеличения потребления ими молока и молочных продуктов. Молоко и молочные продукты должны стать незаменимыми продуктами питания людей всех возрастов.