Здоровый образ жизни студента

Автор: Ирина Бойко, 16 Октября 2010 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
- определить понятие «здоровье человека» и факторы, его определяющие;
- рассмотреть структуру жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни;
- описать содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни;
- рассмотреть основные требования к организации здорового образа жизни

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

ЗОЖ студента.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      Здоровый  образ жизни объединяет всё, что  способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности.

      Здоровый  образ жизни – это система  мышления, поведения и стиль жизни, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение нормального роста и развития, высокого уровня работоспособности, профилактику заболеваний. Составными частями здорового образа жизни являются медико-биологические, социально-экономические и социально-психологические параметры.

      Приоритетными медико-биологическими параметрами  здорового образа жизни являются: потребность в медицинской помощи, создание необходимых условий с  учетом возрастных физиологических  потребностей, стремление к получению медико-гигиенических знаний, выполнение медицинских рекомендаций и назначений, своевременное обращение за медицинской помощью, готовность к оказанию первой доврачебной помощи, наличие гигиенических навыков и соблюдение санитарно-гигиенических нормативов, наличие часто или длительно болеющих в семье, активность участия в лечебно-профилактических мероприятиях, уровень двигательной активности.

      К социально-экономическим параметрам относятся тяжелые и неблагоприятные  условия производственной деятельности родителей, уровень доходов семьи, экономическая заинтересованность в высоком уровне индивидуального и семейного здоровья, возможность профессионального роста родителей, безработица, доступность медико-санитарной помощи, возможность рекреационной деятельности и взаимодействия с окружающей средой, трудоспособность родителей, состав и численность семьи, пенсионная обеспеченность, обеспеченность жильем и степень благоприятности жилищных условий.

      Приоритетными социально-психологическими параметрами  здорового образа жизни являются: установка на здоровую и продолжительную жизнь, наличие вредных привычек, асоциальное поведение родителей, образовательный и культурный уровень, образ жизни семьи, уровень социально-психологической готовности к созданию семьи, степень занятости, взаимоотношения детей с родителями, стремление к получению медико-психологических знаний, взаимопомощь и поддержка в семье, эмоциональный тонус, психологический микроклимат в семье.

      В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:

    • отказ от определения здоровья как неболезни;
    • выделение системных, а не изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здоровья человека);
    • обязательное изучение динамики системы, выделение зоны ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному моделированию.

      Также здоровый образ жизни включает в себя:

      1. Регулярные физические нагрузки (как специально организованные занятия физкультурой, так и, например, ходьба пешком или езда на велосипеде вместо поездок на транспорте, подъём/спуск по лестнице вместо пользования лифтом), активный отдых. Важна правильная организация нагрузок. регулярные физические нагрузки связываютс с уменьшением риска многих заболеваний. Кроме того, регулярные занятия спортом или физкультурой сами по себе создают позитивную зависимость, улучшают качество жизни.
      2. Правильное питание. Правильные привычки, связанные с питанием, помогают чувствовать себя лучше и выглядеть лучше. Неправильное питание является одной из основных причин смертности (около 60 % в Северной Америке).
      3. Отказ от вредных привычек, употребления наркотиков (в том числе алкоголя и табака).
      4. Умение справляться со стрессом.
      5. Соблюдение правил безопасного секса.
      6. Знание основ предоставления первой помощи.
      7. Собственное усвоение хороших привычек.
      8. Поиск и использование медицинской помощи в случае необходимости.
      9. Потребительская информированность.
      10. Защита окружающей среды.
      11. Эффективное использование времени.

      К основным составляющим здорового образа жизни студента относят:

    • Режим труда и отдыха

      Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

    • Организация сна

      Сон – обязательная и наиболее полноценная  форма ежедневного отдыха. Для  студента необходимо считать обычной  нормой ночного монофазного сна 7,5-8 ч.

    • Организация режима питания

      Рациональное  питание – это физиологически полноценный прием пищи людьми, с  учетом пола, возраста, характера деятельности и других факторов.

    • Организация деятельной активности

      Один  из обязательных факторов здорового  образа жизни студентов – систематическое, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом, объединенных термином «двигательная активность».

    • Личная гигиена и закаливание

      Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющие  следующие защитные функции: защита внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.

      Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма  или действия высоких температур.

    • Профилактика вредных привычек

      Употребление  алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

    • Культура межличностного общения

      Общение, эффективность которого определяется разновидностью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни.

    • Психофизическая регуляция организма

      Все субъективные восприятия разнообразных  жизненных ситуаций, явлений, их оценка связаны с эмоциями. Они помогают мобилизовать силы организма для экстренного преодоления каких-либо трудностей.

     Для нормального функционирования мозга  нужны не только кислород и питание, но и информация от органов чувств. Особенно стимулирует психику новизна  впечатлений, вызывающая положительные эмоции. Под влиянием красоты природы человек успокаивается, а это помогает ему отвлечься от обыденных мелочей. Уравновешенный, он приобретает способность смотреть вокруг себя словно сквозь увеличительное стекло. Обиды, спешка, нервозность, столь частые в нашей жизни, растворяются в великом спокойствии природы и ее бескрайних просторах.

 

4. Основные требования к организации  ЗОЖ

 

      Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей.

      От  того, насколько успешно удается  сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит  в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

      По  современным представлениям в понятие  здорового образа жизни входят следующие  составляющие:

      - отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ);

      - оптимальный двигательный режим;

      - рациональное питание;

      - закаливание;

      - личная гигиена;

      - положительные эмоции.

      Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство студентов ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

      Одной из составляющих здорового образа жизни  является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

      Успешная  борьба с тем или иным негативным явлением возможна в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство студентов впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими прежде всего любовыпство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянутся, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание, желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все” в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что юноши начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации.  Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

      В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.

      Следующий фактор здорового образа жизни –  двигательный режим.

      Жизнь современного человека, особенно в  городах, характеризуется высоким  удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

      Особенно  страдают от гиподинамии школьники и студенты. Больше времени своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотром телепередач, компьютерами.

      Говоря  об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту  и систематичность применяемых  нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

      В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим  и методическим вопросам оптимизации  двигательной деятельности детей юношей, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

      Перейдем  к следующему фактору здорового  образа жизни, влияющему на здоровье человека, к проблеме питания.

      В последнее десятилетие возрос интерес  к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение  процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья.

      Правильная организация питания имеет большое значение для развития организма. Нормальный рост и развитие зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Информация о работе Здоровый образ жизни студента