Здоровый образ жизни студента

Автор: Ирина Бойко, 16 Октября 2010 в 14:46, контрольная работа

Описание работы

Задачи работы:
- определить понятие «здоровье человека» и факторы, его определяющие;
- рассмотреть структуру жизнедеятельности студента и ее отражение в образе жизни;
- описать содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни;
- рассмотреть основные требования к организации здорового образа жизни

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

ЗОЖ студента.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной  системы и всего организма  для конкретного возрастного  периода, а также потребность  организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи.

      В основу правильной организации питания  студентов в различные возрастные периоды должны быть положены следующие основные принципы:

      1. Регулярный прием пищи через определенные промежутки времени - главное условие, с которого необходимо начинать организацию питания.

      2. Питание должно соответствовать  уровню развития и функциональным  возможностям организма в конкретный  возрастной период.

      3. Питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поступающие в организм вместе с пищей, должны находиться в определенном соотношении между собой.

      4. Питание должно быть индивидуальным  с учетом особенностей человека, состояния здоровья, реакции на пищу и другое.

      Знание  законов питания должно приобретаться  с детства. Правильное, полноценное  и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.

      Следующий фактор здорового образа жизни –  закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.

      Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека.

Особенно  велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

      Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных  механизмов, приводит к повышению  общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

      Успешность  и эффективность закаливания  возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

      - постепенность (повышать силу  закаливающего воздействия и  продолжительность процедуры нужно постепенно);

      - систематичность (закаливание будет  эффективным, когда осуществляется  не от случая к случаю, а  ежедневно и без перерывов);

      - комплексность – закаливание  будет наиболее эффективным, если  в комплексе используются все  естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

      - учет индивидуальных особенностей  при закаливании необходимо принимать  во внимание и рост, и пол,  и состояние здоровья, а также  местные климатические условия  и привычные температурные режимы.

      Следующий фактор здорового образа жизни – это личная гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

      Уход  за кожей тела (мытье рук перед  едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете, ежедневный теплый душ перед сном или теплая ванна) должны стать естественной и неотъемлемой процедурой, посещение бани, должно стать как средство закаливания (парная) и как средство активного отдыха.

      Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены в первую очередь на обеспечение нормального тепло- и газообмена организма с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела и кожи, влажность кожи, кожного дыхания. Достижение этих требований может быть обеспечено использованием для одежды материалов с определенными физическими свойствами, такими как, воздухопроницаемость, теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

      Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.

      Известно, что основа работы по совершенствованию  своей психики самовнушение. Оно  повышает эмоциональный тонус, укрепляет  уверенность и силу воли. Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез. Так мысли укрепляют тело и наоборот: безволие, снижение эмоционального настроя способствуют ухудшению самочувствия, расшатыванию психического и физического здоровья.

      Рассмотрев  условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем  вывод, что забота о собственном  здоровье как основной ценности должна стать естественной формой поведения. 6

 

Заключение

      Здоровье  студенчества во многом определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

      Образ жизни студента можно охарактеризовать как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности. Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности.

      Cостояние  здоровья студентов во многом зависит от образа жизни. В связи с этим повышенное внимание обращается на организацию здорового образа жизни студентов.

      Здоровый  образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом.

      Здоровый  образ жизни создает для личности такую социальную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой, учебной и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают:

• соблюдение режима труда и отдыха;

• соблюдение режима питания и сна;

• соблюдение гигиенических требований;

• организация  индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

• отказ  от вредных привычек;

• культура межличностного общения;

• содержательный досуг.

      Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, выполняет закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

      Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

      Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта.

 

Список использованной литературы

 
  1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов: Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. – Гродно: ГрГУ, 2002.
  2. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов. Учебное пособие. / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124с.
  3. Давиденко Д. Основы здорового образа жизни // Основы безопасности жизни. – 2003. – № 4. – С.50.
  4. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ. – ВОЗ: Женева. – 1997. – 217с.
  5. Коваленко Т. Г., Смеловская Е. Л, Агафонова Л. В. Основы здорового образа жизни и регулирование работоспособности студентов. В.олгоград; Узд.-во ВолГУ, 2002.
  6. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема // Вопросы философии. – 1985. – №7. – С.89
  7. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2004.

Информация о работе Здоровый образ жизни студента