Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:56, лабораторная работа
Цель работы – изучить существующие способы социальной работы с семьей.
Для достижения поставленной цели исследования в ходе работы решались следующие задачи:
- уточнялись существующие понятия и функции семьи;
- изучались основные типы семей;
- выявлялись проблемы современной семьи;
- анализировалась современная государственная семейная политика;
- обобщались существующие способы работы с семьей.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Семья как объект социальной защиты населения……………………...5
1.1.Основные понятия семья и социальная работа с семьей…..….5
1.2. Проблемы современной семьи…………………………………….7
1.3 Проблемы молодой семьи……………………………………………9
1.4 Проблема обеспеченности жильем современной семьи…………14
2. Государственная семейная политика как основа социальной работы….17
2.1. Цели и принципы государственной семейной политики………17
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России……25
3. Методы и инструменты социальной защиты семьи…………………36
3.1. Основные направления работы с современной семьей………….36
3.2 Эффективность социальной защиты современной семьи…….40
3.3 Меры социальной поддержки семей, имеющих детей…………….45
3.4 Социальная поддержка семей в Республике Дагестан…………….50
Заключение……………………………………………………………………...57
Список использованной литературы………………………………………….61
В
этих целях предусмотрено
- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;
-
государственное
- развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи , детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных , в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;
-
стимулирование развития видов
добровольного страхования,
-
увеличение в федеральном
-
повышение эффективности
-
создание внебюджетного фонда
поддержки материнства и
детства, определение
-
создание благоприятных условий
для более полного
- закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
-
совершенствование
В семейной политике заметно влияние двух теорий: одна подчеркивает роль социально-экономических факторов в развитии семьи , другая - роль конфликтов участников общественно - политического процесса. Согласно первой теории, называемой индустриализационной, изменения экономической среды (например, индустриализация, урбанизация) создают новые потребности. Социально-экономическая и демографическая среды обитания семьи являются главными движущими силами в развитии государственной семейной политики. Снижение рождаемости, рост численности малоимущих семей , тендерные вопросы заставляют органы государственной власти во всем мире расширять и реформировать систему поддержки семьи [23; С. 109]. Деятельность политических партий, общественных организаций, публикации ученых могут привлекать внимание к проблемам семьи и заставить органы государственной власти более активно действовать по поддержке семьи . Политика, по определению Э. Гидденса – «это средство, к которому власть прибегает для осуществления своих целей» [29; С. 67]. Какие цели в отношении объекта политики - семьи преследует власть в разных странах мира, какие средства использует для достижения желаемого результата [23; С. 110].
Анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовых актов по вопросам семьи показывает, что семейная политика в разных государствах имеет различные главные цели. В то время как во Франции например, основная цель ее - повышение рождаемости, в странах Северной Европы - достижение равенства прав и возможностей мужчин и женщин, в южноевропейских странах - поддержка молодых семей [37, С. 133]. Правительства США и Великобритании не включают ее в сферу своей ответственности. Китайское руководство в 1979 г. провозгласило «политику однодетной семьи ». Для поощрения такой семьи разработана система льгот (лучшее обеспечение жилплощадью, бесплатное образование и медицинское обслуживание). Для городских жителей однодетная семья должна стать нормой, в сельской же местности разрешается обзаводиться вторым ребенком, а иметь третьего большинству жителей запрещено. Нарушители подвергаются денежным штрафам, к ним применяются меры административного воздействия. Так, за рождение третьего ребенка родителям снижают зарплату [37; С. 134].
В
России современная семейная политика
- результат длительного
1-й
этап (1917 - 1930 г), характеризующийся созданием
работающим женщинам условий
для сочетания материнства с
трудом в условиях
2-й
этап (1930 - 1970 гг.), характеризующийся
ориентацией на высокую
3-й
этап (1970 – 1980 гг.), был ориентирован
на преодоление
В 1985 г. был создан «алиментный фонд» в собесах для выплат пособии семьям, родители детей которых находятся в розыске.
В 1981 г. увеличено пособие одиноким матерям. В 1987 г. появились положительные результаты: в этом году была самая высокая рождаемость в стране - 2,5 млн. граждан (в том числе в РФ родилось 1600 тыс. детей).
С началом 90-х гг. XX в. (период так называемых реформ) рождаемость резко падает: в год рождается примерно 800 - 900 тыс. младенцев. Вместе с тем возрастает младенческая смерть. По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), допускается 10 % детской смертности от количества новорожденных. В нашей стране этот порог был превышен [55; С. 255].
Рубежным документом по увеличению пособий семьям с детьми стало постановление Верховного Совета РФ от 10 апреля 1990 г. № 1420 «О неотложных мерах по улучшению положения семьи, женщин, охраны материнства». С этого момента начала формироваться структура управления семейной политикой. В Верховном Совете РФ был создан комитет по проблемам материнства и детства. Позже в Государственной думе и Совете Федерации возникли комитеты по семье и детям. В 1990 г. при президенте РФ стала работать координационная комиссия по « семье , женщинам и демографии». В настоящее время эта комиссия ликвидирована, теперь она работает при Совете Федерации. Создаются центры социального обслуживания семьи в регионах страны. В настоящее время уже более 2 тыс.[30; С. 7].
В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей.
Основные
направления государственной
а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций бедности и стабилизации материального положения семей , уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям ;
б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи ;
г) усиление помощи семье в воспитании детей.
В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:
а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
в) приоритет интересов каждого ребенка;
г)
равноправие между мужчинами
и женщинами в достижении более
справедливого распределения
д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Таким образом, семейная политика является часть социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.
В условиях демократических реформ особенно важно через образование, помогая, таким образом семье ориентировать молодое поколение на понимание проблем нового этапа развития России, вытекающих из них требований к уровню духовности, культуры, образованности, профессиональной компетентности и социальной активности.
2.2. Нормативно-правовые основы семейной политики в России.
Семейному законодательству в России отводится важное место в обеспечении прав и интересов членов семьи . Оно исходит из необходимости:
- укрепления семьи;
- построения семейных отношений на чувствах взаимной любви, уважения и взаимопомощи;
- ответственности перед семьей всех ее членов;
-
недопустимости произвольного
-
обеспечения
- возможности судебной защиты семейных прав.
Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих уровней правового регулирования:
Информация о работе Современная семья и ее социальная защита