Синдром эмоционального выгорания, его распространенность у медецинских работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности медицинскими сестрами.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы.
2. Провести исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести обработку и анализ результатов исследования.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблемы медицинской психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Особенности СЭВ у представителей медицинской профессии
1.4. Основные стрессоры
1.5. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.6. Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестер на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение и анализ результатов исследования. Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕДПСИХ.doc 1.docx

— 162.10 Кб (Скачать)

    У медработников со стажем работы от 5 до 15 лет показатели рассматриваемых фаз имеют такую же  тенденцию. Это объясняется определенным уровнем адаптации.

    Для медработников со стажем работы от 15 до 25 лет показатели по всем трем фазам  имеют тенденцию к повышению. Можно предположить, что это связано  с возрастными особенностями  медработников данного профессионального периода, а именно с кризисом середины жизни. На этом этапе человек задумывается о достигнутом, реально оценивает профессиональные достижения. Если этого не происходит, человек осознанно или неосознанно начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность собой и трудом, переутомление. В физиологии труда этот этап профессиональной деятельности рассматривают как период неустойчивой компенсации (см. Приложение 4, 3).

    Нами  была проведена диагностическая  методика «Как узнать, что вы подверглись  стрессу?». Полученные результаты представлены в таблице 3 (см. Приложение 7,8,9).

    Таким образом, результаты проведенного уровня исследования позволили сделать следующие выводы:

    1. Проблема синдрома “эмоционального  выгорания” является актуальной в медицинской деятельности.

    2. Синдром оказывает негативное  влияние на здоровье медработников. 

    3. Выраженность фаз синдрома не  носит монотонный возрастающий  характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов личности медработника.

    Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу, что синдром “эмоционального  выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.

    2.3.Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

    Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия  должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

    Соблюдая  перечисленные ниже рекомендации человек,  не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

    1. Определение краткосрочных и  долгосрочных целей (это не  только обеспечивает обратную  связь, свидетельствующую о том,  что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

    2. Использование "тайм-аутов", что  необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

    3. Овладение умениями и навыками  саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

    4. Профессиональное развитие и  самосовершенствование (одним из  способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

    5. Уход от ненужной конкуренции  (бывают ситуации, когда ее нельзя  избежать, но чрезмерное стремление  к выигрышу порождает тревогу,  делает человека агрессивным,  что способствует возникновению  СЭВ);

    6. Эмоциональное общение (когда  человек анализирует свои чувства  и делится ими с другими,  вероятность выгорания значительно  снижается или процесс этот  оказывается не столь выраженным);

    7. Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

    В целях направленной профилактики СЭВ  следует:

    стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

    учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

    проще относиться к конфликтам на работе;

    не  пытаться быть лучшим всегда и во всем

    хобби, доставляющее удовольствие

    внесение  разнообразия в свою работу;

    поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна  и питания;

    умение  не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;

    чтение  не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;

    участие в семинарах, конференциях, где предоставляется  возможность встретиться  с новыми людьми и обменяться опытом;

    периодическая совместная работа с коллегами, значительно  отличающимися профессионально и личностно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Разработка  данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.

      Под синдромом  эмоционального выгорания  в работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].

      Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый  стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

      Деятельность  медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической  и коммуникативной компетентности. Коммуникативная  деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.

      Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает  различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.

      Последствия эмоционального выгорания могут  проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14].

      В исследовании использовались следующие  методы сбора и обработки информации:

      Тест  «Как узнать, что вы подверглись  стрессу?», «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок,  коэффициент многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.

      В результате исследования выявлены следующие  личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения  профессиональной деятельности:

      консервативность  как особенность интеллекта,  эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость,   низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности  отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.

      Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.

      Постоянное  профессиональное  совершенствование  может служить одним из важных аспектов   стратегии  борьбы  против эмоционального выгорания,  возникающего в процессе выполнения  профессиональной   деятельности. 

      Истоки  профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

      Результаты  исследования были заслушаны на совместной конференции медсестёр ЦРБ г. Балей и ГОУ СПО «Балейское медицинское училище (техникум)» и могут быть использованы в практической работе психолога системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.

                        

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература                           

    1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2007. – 261 с.

    2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 2008. – С. 231–244.

    3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 2005. – Т. 6. – № 6.  – С. 107–115.

    4. Авхименко М.М.   Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003.  – № 2.  – С. 25–29.

    5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной  деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.  – № 5. – С. 34.

    6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 2008. – С. 32–38.

    7. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: МГУ, 2005.  – № 1. – С. 54.

    8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 105 с.

    9. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб ГУ, 2007  – № 11. – С. 28.

    10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.

    11. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002.  – № 7.  – С. 12.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания, его распространенность у медецинских работников