Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности медицинскими сестрами.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы.
2. Провести исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести обработку и анализ результатов исследования.
Содержание
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблемы медицинской психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Особенности СЭВ у представителей медицинской профессии
1.4. Основные стрессоры
1.5. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.6. Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестер на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение и анализ результатов исследования. Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Литература
У медработников со стажем работы от 5 до 15 лет показатели рассматриваемых фаз имеют такую же тенденцию. Это объясняется определенным уровнем адаптации.
Для
медработников со стажем работы от
15 до 25 лет показатели по всем трем фазам
имеют тенденцию к повышению.
Можно предположить, что это связано
с возрастными особенностями
медработников данного
Нами была проведена диагностическая методика «Как узнать, что вы подверглись стрессу?». Полученные результаты представлены в таблице 3 (см. Приложение 7,8,9).
Таким образом, результаты проведенного уровня исследования позволили сделать следующие выводы:
1.
Проблема синдрома “
2.
Синдром оказывает негативное
влияние на здоровье
3. Выраженность фаз синдрома не носит монотонный возрастающий характер, существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов личности медработника.
Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу, что синдром “эмоционального выгорания” развивается в процессе профессиональной деятельности и детерминируется таким объективным фактором, как стаж работы.
2.3.Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.
Соблюдая перечисленные ниже рекомендации человек, не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
1.
Определение краткосрочных и
долгосрочных целей (это не
только обеспечивает обратную
связь, свидетельствующую о
2.
Использование "тайм-аутов", что
необходимо для обеспечения
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
4.
Профессиональное развитие и
самосовершенствование (одним
5.
Уход от ненужной конкуренции
(бывают ситуации, когда ее нельзя
избежать, но чрезмерное стремление
к выигрышу порождает тревогу,
делает человека агрессивным,
что способствует
6.
Эмоциональное общение (когда
человек анализирует свои
7. Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем
хобби, доставляющее удовольствие
внесение разнообразия в свою работу;
поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания;
умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
периодическая
совместная работа с коллегами, значительно
отличающимися профессионально и личностно.
Заключение
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома эмоционального выгорания к сохранению здоровья, психической устойчивости, надёжности и профессиональному долголетию специалистов, включённых в длительные межличностные коммуникации.
Под синдромом эмоционального выгорания в работе понимается выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [16].
Эмоциональное выгорание представляет собой приобретённый стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Эмоциональное выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные последствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Деятельность медсестры отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективных и субъективных переменных, требований к технологической и коммуникативной компетентности. Коммуникативная деятельность медсестры характеризуется высокой интенсивностью и напряжённостью общения, широкой сетью контактов разного уровня.
Ответственный характер деятельности медсестры обусловливает различные стрессогенные ситуации, которые создают предпосылки для возникновения синдрома эмоционального выгорания. Наибольшее число предпосылок синдрома эмоционального выгорания связано с личностным фактором, охватывающим множество базисных, ситуативных, поведенческих индивидуальных особенностей.
Последствия эмоционального выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях [14].
В исследовании использовались следующие методы сбора и обработки информации:
Тест «Как узнать, что вы подверглись стрессу?», «Диагностика эмоционального выгорания личности» В. В. Бойко; методы математической статистики – параметрические критерии Фишера и Стьюдента для независимых выборок, коэффициент многоклеточной сопряжённости Пирсона, коэффициент линейной корреляции Пирсона.
В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности:
консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности – эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность; особенности отношения к делу и социальным нормам – строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость; особенности отношения к людям – подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность; особенности отношения к групповым нормам – зависимость от мнения других; интровертированность как особенность темперамента.
Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.
Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.
Результаты исследования были заслушаны на совместной конференции медсестёр ЦРБ г. Балей и ГОУ СПО «Балейское медицинское училище (техникум)» и могут быть использованы в практической работе психолога системы здравоохранения для разработки мероприятий по профилактике формирования синдрома эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Литература
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л.М. Аболин. – Казань: Издательство Казанского университета, 2007. – 261 с.
2. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине/Г.С. Абрамова, Ю.А. Юдчиц. – М.: Наука, 2008. – С. 231–244.
3. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика/А.Г. Абрумова//Психологический журнал. – М.: Наука, 2005. – Т. 6. – № 6. – С. 107–115.
4. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
5. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова//Педагогические вести. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
6. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 2008. – С. 32–38.
7. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: МГУ, 2005. – № 1. – С. 54.
8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2009. – 105 с.
9. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. – СПб.: СПб ГУ, 2007 – № 11. – С. 28.
10. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: СПб ГУ, 2000. – С. 443–463.
11. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.