Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности медицинскими сестрами.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы.
2. Провести исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести обработку и анализ результатов исследования.
Содержание
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблемы медицинской психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Особенности СЭВ у представителей медицинской профессии
1.4. Основные стрессоры
1.5. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.6. Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестер на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение и анализ результатов исследования. Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Литература
2.Невротическое развитие. Изменяется поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей.
Этот подход хорошо знаком по временам застоя, когда труд нередко строился по принципу: «Нам делают вид, что платят, а мы делаем вид, что работаем». Это сочетается с социальной отгороженностью. Человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.
3.Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности (варьирующей от раздражительности до неприкрытого хамства).
Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения, появлению кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами) [15].
Анализируя
фазы развития синдрома эмоционального
выгорания, можно заметить определённую
тенденцию: сильная зависимость от работы
приводит к полному отчаянию и экзистенциальной
пустоте. На первом этапе развития синдрома
эмоционального выгорания профессиональная
деятельность является главной ценностью
и смыслом всей жизни человека. В случае
несоответствия между собственным вкладом
и полученным или ожидаемым вознаграждением
появляются первые симптомы эмоционального
выгорания. Изменение отношения к профессиональной
деятельности, от положительной до безразличной
и отрицательной, можно проследить на
примере «выгоревшего» врача, который
рассматривает пациента исключительно
как медицинский случай. Происходит обезличивание
отношений между участниками этого процесса,
которое подавляет проявление гуманных
форм поведения между людьми и создаёт
угрозу для личностного развития представителей
социальной профессии.
1.6. Выводы по главе 1
В психологии синдром эмоционального выгорания понимается как один из защитных механизмов, выражающийся в определённом эмоциональном отношении специалиста к своей профессиональной деятельности [19].
1.Трудности
исследования синдрома
2.Исследователями отмечается тот факт, что организационные и стилевые факторы в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания, чем индивидуально-личностные факторы [14].
3.Следует отметить, что генезис синдрома эмоционального выгорания носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
4.Под
синдромом эмоционального
1)Синдром
эмоционального выгорания как
проявление защитных
2)Синдром
эмоционального выгорания как
следствие изменений в
3)Синдром
эмоционального выгорания как
свидетельство некоторых
5.Деформация является следствием эмоционального выгорания, когда защитные механизмы ослабевают на столько, что работник не может противостоять губительным факторам и начинается процесс разрушения личности [16].
6.Строгий контроль за состоянием здоровья медицинского персонала, своевременное использование системы интерактивного оздоровления, основанной на формировании здорового образа жизни, позволяет сформировать адаптационные механизмы и существенно улучшить показатели здоровья медицинских кадров.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестер на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика базы, процедуры проведения и
методов исследования
Исследование проводилось с 01.03.10 по 15.03.10 года в ЦРБ г. Балей. В исследование принимали участие медицинские сёстры 8 отделений ЦРБ в количестве 38 человек.
В исследовании использовались следующие методы:
1.Тестирование «Как узнать, что вы подверглись стрессу?» – с его помощью была получена информация и степени подверженности стрессовым воздействиям.
2.Методика
«Диагностика эмоционального
Опросник разработан В. В. Бойко. Личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение».
Переживание
психотравмирующих
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
Тревога и депрессия.
«Резистенция».
Неадекватное
эмоциональное избирательное
Эмоционально-
Расширение сферы экономии эмоций;
Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная отстраненность;
Личностная отстраненность (деперсонализация);
Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.
На втором этапе исследования были выявлены уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.
На
третьем этапе исследования была
определена степень подверженности медицинских
сестер стрессовым воздействиям.
2.2. Изложение и анализ результатов исследования. Выводы по результатам исследования
Медицинские работники Центральной районной больницы г. Балей получили бланки анкет (см. приложение 10,11), а также инструкцию по применению методики исследования синдрома “эмоционального выгорания”.
Тестирование
проводили индивидуально и
Исследование проводилось с 01.03.10 по 15.03.10 года в ЦРБ г. Балей. В исследование принимали участие медицинские сёстры 8 отделений ЦРБ в количестве 38 человек.
В исследовании использовались следующие методы:
1.Тестирование «Как узнать, что вы подверглись стрессу?» – с его помощью была получена информация и степени подверженности стрессовым воздействиям.
2.Методика
«Диагностика эмоционального
Результаты проведенного исследования позволили установить, что у 10% медработников синдром сформировался на момент обследования, у 24% – находится в стадии формирования, отсутствует синдром эмоционального выгорания у 66 % респондентов (см. Приложение 2). На данном этапе исследования с помощью методики выявили уровень сформированности синдрома “эмоционального выгорания” и его ведущие симптомы у медсестер в процессе выполнения профессиональной деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома “эмоционального выгорания”:
1.
У группы медработников со
сформировавшимся “
в фазе резистенции доминирующим симптомом является «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (30%), представляющий собой прием психологической защиты;
в фазе истощения ведущим симптомом являются «психосоматические и психовегетативные нарушения (22%).
2.
У группы медработников с
Таким образом, в результате
исследования по методике «
У медработников с меньшим стажем работы (до 15 лет) синдром эмоционального выгорания не сформировался. Скорее всего, это связано с процессом адаптации начинающего медика к профессиональной деятельности, принятием новой роли, несоответствием ожидаемого и действительного. Для медработника со стажем более 15 лет сильнее выражены симптомы фазы резистенция, что свидетельствует о “приедании” профессии с увеличением стажа работы, неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, расширением сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей. В целом выраженность фаз синдрома “эмоционального выгорания” не носит монотонный возрастающий характер.
Анализируя показатели фаз на графиках, можно заметить, что для медработников со стажем работы от 1 до 5 лет синдром эмоционального выгорания не сформировался. Сказывается недостаток опыта работы, который приводит к трудностям в общении, психологической дисгармонии, но можно предположить, что уровень заработной платы, имеющееся жилье компенсируют какие-либо проблемы, что приводит к развитию низких показателей симптомов фаз “эмоционального выгорания”.