Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:21, курсовая работа
Цель исследования: изучить формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности медицинскими сестрами.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы.
2. Провести исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности у медицинских сестёр разных отделений.
3.Провести обработку и анализ результатов исследования.
Содержание
Введение
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблемы медицинской психологии
1.1. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»
1.2. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
1.3. Особенности СЭВ у представителей медицинской профессии
1.4. Основные стрессоры
1.5. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
1.6. Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей медицинских сестер на формирование синдрома эмоционального выгорания в процессе выполнения профессиональной деятельности
2.1. Характеристика базы, процедуры проведения и
методов исследования
2.2. Изложение и анализ результатов исследования. Выводы по результатам исследования
2.3. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Заключение
Литература
Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она не редко оказывается основной «мишенью» стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики.
Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Поиск такой сферы, её активизация составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей. Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности.
Важнейшим
условием защиты человека от психических
стрессов является жизненная стратегия,
в частности, система ценностей.
1.3. Особенности СЭВ у представителей медицинской профессии
Производственный (профессиональный) стресс — это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, так как обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их межличностными взаимодействиями. Производственный стресс влияет на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.
Стресс, связанный с работой, — это возможная реакция организма, когда работа предъявляет к людям требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. Стрессовые факторы могут относиться к содержанию работы, рабочей нагрузке и месту работы, организации рабочего времени, степени участия в процессе принятия решений и возможности воздействия на этот процесс. Большинство причин стресса относятся к характеру организации работы и управления производственными процессами. Другие источники стресса могут относиться к возможности служебного роста, статусу и оплате труда, роли работников в рамках организации, межличностным взаимоотношениям, организационной культуре и неадекватной сбалансированности служебной и личной жизни.
В обществе меняется отношение к работе. Теряется уверенность в стабильности социального и материального положения, в гарантированности рабочего места. Обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий: медицинских работников, учителей, врачей; растет психическое, эмоциональное напряжение, которое связано со стрессом на рабочем месте.
Среди производственных стресс-факторов можно выделить:
— физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера);
— физиологические (сменный график, отсутствие режима питания);
—
социально-психологические (конфликт
ролей и ролевая
—
структурно-организационные (организационный
стресс).
1.4. Основные стрессоры
В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса,- выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:
Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.
Критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.
Хронические стрессоры. Могут длиться годами.
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:
I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
II
Факторы, связанные с
III Структурные:
IV Личностные:
Развитие СЭВ характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). СЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.
Имеется связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания:
— между общим (суммарным) показателем выгорания и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу);
—
между деперсонализацией и
— между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями, между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы и др.
Имеется единство в понимании факторов риска СЭВ для представителей различных профессий. Профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов.
Одно из первых мест по риску возникновения СЭВ занимает также профессия медицинской сестры. Условия деятельности медицинских сестер нередко становятся причиной возникновения СЭВ. Их рабочий день — это теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь в основном с негативными эмоциями, медсестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий медик — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.
Другие
категории медицинских
Сотрудники
профессионально «тяжелых»
В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:
1.Педантичный характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2.Демонстративный характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3.Эмотивный
характеризуется
В
литературе выделяют еще один фактор,
обусловливающий синдром
Условия труда медицинской сестры обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания.
Высокая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы с обязательными дежурствами, ожидание осложнений в состоянии больных требуют высокой функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы. Кроме того, отягчающее влияние на здоровье работающих оказывает контакт с умирающими больными, когда медицинский работник не видит положительных результатов своих усилий по спасению больного и нередко ощущает собственное бессилие. В результате развиваются церебральные нарушения в форме невроза, сомато-висцеральные нарушения в виде гипертензии, стенокардии, язвенных поражений желудочно- кишечного тракта. Профессиональная деятельность нередко оказывает неблагоприятное воздействие на личность, приводит к депрессии и психастении.
Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащённость рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств [16].
Из эргономических факторов медицинские сёстры чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата.
Происшедшие в последнее время радикальные перемены в обществе оказывают дополнительную психологическую нагрузку на медицинский персонал, так как требуют более качественной работы в значительно более короткие сроки при экономически ограниченном обеспечении учреждений здравоохранения.
Инновационная деятельность лечебно-профилактического учреждения направлена на практическое использование научно-технического результата и интеллектуального потенциала, с целью расширения ассортимента предоставляемых услуг, способов их производства, повышения качества медицинской помощи и удовлетворения потребностей пациентов в высоко качественных медицинских услугах, а в конечном итоге на оптимизацию здоровья населения. Большинство медицинских работников, работающих в инновационных условиях, имеют ненормированный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой (повышение квалификации, освоение новых методов диагностики и лечения) [21]. Интенсификация профессиональной деятельности отражается на состоянии здоровья – способствует увеличению уровня общей заболеваемости и уровня распространённости хронической патологии.