Сестринский процесс при лейкозах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Медсестра постоянно измеряет температуру тела больного и при ее повышении под контролем врача осуществляет забор крови, мокроты, мочи, кала для соответствующих лабораторных исследований. Она информирует больного и его родственников о противоинфекционных мероприятиях в больничных и домашних условиях; в случае кровотечений оказывает пациенту доврачебную медицинскую помощь и своевременно информирует об этом врача. Больной должен знать об опасности возникновения у него кровотечений и владеть общедоступными способами их остановки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЛЕЙКОЗЕ ………………………………... 5

Определение ……………………………………………………………… 5

данные эпидемиологии ………………………………………………….. 6

этиология, патогенез, классификация ………………………………….. 7

клинические проявления заболевания …………………………………. 10

осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация …………………………. 13

диагностика заболевания:……………………………………………….. 17
а) лабораторные методы диагностики;
б) инструментальные методы исследования.
течение, прогноз и исход заболевания ………………………………… 20

принципы лечения ……………………………………………………….. 23

меры профилактики заболевания ……………………………………….. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

Сп при Лейкозах.docx

— 164.92 Кб (Скачать)

 

Сестринский процесс при  лейкозах

 

 

    1. СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………….  2
    2. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...  3

 

    1. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ЛЕЙКОЗЕ ………………………………... 5

 

    1. Определение ……………………………………………………………… 5

 

    1. данные эпидемиологии ………………………………………………….. 6

 

    1. этиология, патогенез, классификация ………………………………….. 7

 

    1. клинические проявления заболевания …………………………………. 10

 

    1. осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация …………………………. 13

 

    1. диагностика заболевания:……………………………………………….. 17

а) лабораторные методы диагностики;

б) инструментальные методы исследования.

    1. течение, прогноз и исход  заболевания ………………………………… 20

 

    1. принципы лечения ……………………………………………………….. 23

 

    1. меры профилактики заболевания ……………………………………….. 25

 

  1.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 26
  2.   ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………. 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ВВЕДЕНИЕ

Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или  обращался в поликлинику, и впечатление  о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас  встретили врач и медсестра. В  условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским  персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие  или отсутствие партнерских отношений.

Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная  с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение “больной”, как будто пациент потерял  право на имя и отчество. Чтобы  между медсестрой и пациентом  сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что  вы хотите ему помочь. Только тогда  возникает тот доверительный  диалог, во время которого медсестра  узнает необходимые ей сведения о  пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, роботе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

При всем этом медсестра  постоянно должна помнить, что партнерские  отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается ток называемая эмпатия, т.е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

Зная особенности переживаний  больного, его личности, медсестра  тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме  о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

Отказ пациента от того или  иного вида обследования или лечения  не должен вызывать к нему негативного  отношения со стороны медицинского персонала.

Обязанность медсестры —  быть честной и правдивой по отношению  к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут  выходить за рамки, обозначенные лечащим  врачом. Это относится и к беседам  медсестры с родственниками пациентов.

Роль медсестры в осуществлении  лечебно-диагностических мероприятий  невелика, но на ее плечи ложится  не менее ответственный груз –  квалифицированный уход за больным. Она способствует созданию спокойной, доброжелательной и доверительной атмосферы в окружении пациента, уделяет ему достаточное внимание и выполняет его просьбы и пожелания, разумно ограничивает физическую активность, обеспечивает полноценный отдых и сон. Самочувствие больного улучшают посещения родственников и близких людей, занятия любимым делом (чтение, прослушивание музыки, просмотр телепередач).

Пристального внимания заслуживают  мероприятия, направленные на предупреждение кожных геморрагий, кровоточивости десен, носовых, желудочно-кишечных, маточных и других кровотечений, раздражений, повреждений и инфицирования  кожи и слизистых оболочек. Медсестра следит за соблюдением пациентом правил личной гигиены, ежедневно осматривает кожные покровы и видимые слизистые оболочки, рекомендует чистить зубы мягкой щеткой, постоянно полоскать рот холодным физиологическим раствором или водой, употреблять часто и небольшими порциями термически и механически щадящую пищу, использовать белье и постельные принадлежности из мягкой ткани, а также исключать применение некоторых лекарственных средств (нестероидные противовоспалительные препараты – аспирин, индометацин и др., антиагреганты – курантил, трентал, тиклид и др.).

Определенную роль в предупреждении кровотечений и инфекций играют ограничение  использования или исключение внутримышечных инъекций, ректального измерения  температуры, применения клизм и  свечей, борьба с запорами и использование  послабляющих средств. При осуществлении  различных медицинских манипуляций  соблюдают универсальные принципы гигиены: необходимы мытье рук, применение одноразовых шприцев, стерильных салфеток и др. Исключают контакты больного с родственниками и обслуживающим  персоналом при наличии у них  признаков инфекционного заболевания.

Медсестра постоянно измеряет температуру тела больного и при  ее повышении под контролем врача  осуществляет забор крови, мокроты, мочи, кала для соответствующих лабораторных исследований. Она информирует больного и его родственников о противоинфекционных мероприятиях в больничных и домашних условиях; в случае кровотечений оказывает пациенту доврачебную медицинскую помощь и своевременно информирует об этом врача. Больной должен знать об опасности возникновения у него кровотечений и владеть общедоступными способами их остановки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.  СЕСТРИНСКИЙ  ПРОЦЕСС ПРИ ЛЕЙКОЗЕ

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Острый лейкоз - это быстро развивающееся заболевание костного мозга, при котором происходит бесконтрольное накопление незрелых белых клеток крови  в костном мозге, периферической крови и различных внутренних органах.

Замещение костного мозга  опухолевыми клетками нарушает его  способность производить необходимое  число здоровых клеток крови. В результате развивается нехватка красных клеток крови - эритроцитов, белых клеток крови - лейкоцитов и клеток крови, ответственных  за свертывание крови - тромбоцитов.

Впервые термин лейкемии был  предложен Р.Вирховым в 1856 году для обозначения патологии характеризующейся гепатоспленомегалией и изменением цвета и консистенции крови. Термин острая лейкемия предложен В.Эбштейном в 1888 г. В 1900 г. впервые описан миелобласт, что послужило морфологической основой диагностики заболевания и последующей верификации основных его форм. С этого же времени началась морфологическая детализация различных форм острого лейкоза, которая продолжалась семь десятилетий. В 1976 году франко-американо-британская группа разработала ФАБ-классификацию ОЛ. В основе классификации лежали морфологические и цитохимические характеристики клеток костного мозга и периферической крови. В 1997 году рабочая группа экспертов ВОЗ разработала классификацию, которая выделила формы острых лейкозов, отличающиеся определенным прогнозом, но и она до сих пор не вмещает в себя все многообразие форм.

ОЛ составляет 2-3% злокачественных  опухолей человека. Заболеваемость ОЛ в среднем составляет 3-5 случаев  на 100 тысяч населения. В 75% случаев  заболевание диагностируется у  взрослых, в 25%- у детей. Среднее соотношение  миелоидных и лимфоидных ОЛ составляет 6:1. у взрослых старше 40 лет 80% составляют миелоидные, у детей 80-90% - лимфоидные формы ОЛ.

Для всех острых лейкозов характерны нарастающая «беспричинная» слабость, недомогание, иногда одышка, головокружение, обусловленные анемией. Повышение температуры тела, интоксикация — частые симптомы нелимфобластных острых лейкозов. Увеличение лимфатических узлов, печени и селезенки — частый признак острых лимфобластных лейкозов, но может развиваться независимо от формы острого лейкоза в терминальной стадии. Нередок геморрагический синдром, обусловленный прежде всего тромбоцитопенией: кровоточивость слизистых оболочек, петехиальная сыпь на коже, особенно голеней. В легких, миокарде и других тканях и органах могут появляться лейкозные бластные инфильтраты.

 

 

 

  1. ДАННЫЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ (РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ)

Лейкоз - частота распространения  у взрослого населения. Рассматривая статистику России 2002 года, следует отметить, что в данный период времени было выявлено 8149 случаев лейкозов, острые лейкозы составили 3257 случаев, а хронические и подострые - 4872 случая. Острые лейкозы являются наиболее распространенными. У взрослых чаще встречается острый миелоидный лейкоз - тип острого лейкоза. Средний возраст больных данным заболеванием составляет 65 лет. Поэтому его еще называют заболеванием пожилых людей. Выявлено, что вероятность развития лейкоза у 50-летнего человека составляет 1 к 50000, а у 70-летнего - 1 к 7000. Острый миелоидный лейкоз наиболее распространен среди мужчин. У женщин данное заболевание встречается намного реже. У детей, в особенности, в возрасте до 10 лет, острый лимфобластный лейкоз выявляется намного чаще, чем у взрослых. У 50-летнего человека вероятность диагностики острого лимфобластного лейкоза составляет 1 к 125000, а для 70-летнего - 1 к 60000. У афроамериканцев вероятность заболеть острым миелоидным лейкозом ниже, чем у белого населения и они 2 раза реже болеют острым лимфобластным лейкозом. В случае острого миелоидного и острого лимфобластного лейкозов, в 20-30% случаях заболевания, у взрослых происходит выздоровление или же длительная ремиссия. У больных ОМЛ и ОЛЛ прогноз может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от некоторых особенностей лейкозных клеток.

Эпидемиология острого лейкоза у детей

Детский острый лейкоз - представляет собой злокачественное заболевание  кроветворной ткани. В случае данной болезни: незрелые бластные клетки проникают в костный мозг и поражают его. Исходя из схемы кроветворения, все острые лейкозы идентичны, их общим свойством является то, что бластные клетки составляют субстрат опухоли. Острые лейкозы, согласно генезису, классифицируются на лимфоидные и миелоидные лейкозы. В случаях острого лейкоза у детей, чаще всего встречается острый лимфоидный лейкоз, 75—85% всех случаев. Поэтому в детской лейкозологии большее внимание уделено данному типу заболевания. Следует отметить, что дети в возраст от 2 до 5 лет чаще всего болеют лимфоидным лейкозом, но чем ребенок взрослее, тем меньше риск подвергнуться заболеванию. Среди детей 10—13 лет наблюдается наименьшее число заболевших. Острый лейкоз наиболее характерен для мальчиков, особенно в возрасте от 2 до 5 лет. Данный период времени называется - младенческим пиком заболевших острым лейкозом. В 10—13 лет среди мальчиков и девочек наблюдается примерно одинаковый уровень заболеваний. Из 100 000 детей, лейкозом заболевают лишь 3,2—4,4 ребенка. Рассматривая мировую статистику следует отметить, что из 100 тысяч детей, 3,3-4,7 болеют лейкозом до 15 лет, а в 40-46 % в возрасте от 2 до 6 лет.

 

 

 

 

 

 

  1. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛАССИФИКАЦИЯ

ЭТИОЛОГИЯ

В настоящее время этиология  острого лейкоза полностью не изучена. Современная трактовка  этиологии и патогенеза представлена в виде гипотезы этиологической роли всевозможных эндо- и экзогенных факторов. Это - онкогенные вирусы, ионизирующая радиация, неблагоприятное воздействие внешней среды, которые способствуют мутации соматических или зародышевых клеток системы кроветворения. В результате того, что у человека был обнаружен вирус лимфомы Беркитта, а также транскриптаз, способствующий синтезу ДНК на вирусной РНК, образующий эндосимбиоз онкогенного вируса, была подтверждена вирусная этиология лейкозов. Р. Хабнер предположил, что в геноме каждой клетки заключена информация в виде ДНК-провируса, которая в результате влияния концерогенных факторов, активизируется, способствуя тем самым изменению формы клетки. Следует отметить, что провирус является наследственным. В этиологии данного заболевания основная роль принадлежит состоянию контролирующих систем и определенных стимулирующих факторов. Возникновение лейкоза напрямую зависит от эндогенных моментов: гормональных, иммунных нарушений. Лейкоз стимулируют определенные причины, являющиеся последствием неблагоприятных факторов внешней среды. Это - хромосомные изменения, происходящие примерно у 60-70 % заболевших. Дети школьного возраста наиболее чувствительны к влиянию электромагнитного излучения. Несколько часов в неделю за компьютером, могут привести к возникновению лейкоза.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Клиническая практика показала, что острый лейкоз у детей неоднороден  как по клиническим проявлениям, реакции на терапию, так и по прогнозу заболевания. Это послужило основанием к попыткам разделить острый лейкоз на более однородные по течению и  прогнозу группы. Такое разделение было необходимо и для более четкого  планирования и индивидуализации лечебной тактики с целью повышения  ее эффективности.

Принципы  классификации лейкозов

Можно выделить пять основных принципов классификации:

По характеру  течения

  • острые, протекающие менее года, и
  • хронические, существующие длительное время (однако необходимо отметить, что острый лейкоз никогда не переходит в хронический, а хронический никогда не обостряется — таким образом, термины «острый» и «хронический» используются только из-за удобства; значение этих терминов в гематологии отличается от значения в других медицинских дисциплинах);

По степени  дифференцировки опухолевых клеток

Информация о работе Сестринский процесс при лейкозах