Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа
В процессе формирования медицины, ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают новые морально-этические проблемы.
Естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации.
I Глава
1. Актуальность.........................................................................................3
2. Клятва Гиппократа………………………………………….………..7
3. Историческое развитие российской медицины.................................9
II Глава
4. Эффект плацебо..................................................................................13
5. Ятрогении............................................................................................18
6. Эмпатия………………………………………………...………........24
7. Врачи о врачебных ошибках……………………………………….28
III Глава
Заключение..............................................................................................29
IV. Литература..............................................................................................31
К факторам, которые могут способствовать
появлению Я. з., следует отнести
и не всегда оправданное расширение
объема медицинской информации, распространяемой
среди населения (популярные лекции, телепередачи
и радиопередачи), когда излагаются симптомы
той или иной опасной болезни, фиксируется
внимание на ее ранних проявлениях, рисуются
устрашающие перспективы «позднего обращения».
Ятрогенные заболевания проявляются главным
образом невротическими реакциями в форме
фобий (канцерофобии, кардиофобии) и различных
вариантов вегетативной дисфункции. Их
развитию способствуют повышенная эмоциональность
и внушаемость. В зависимости от характера
психотравмы и преморбидных особенностей
личности вегетативные расстройства могут
иметь генерализованный характер или
выражаются преимущественной дисфункцией
сердечно-сосудистой (аритмия сердца,
изменения АД и др.), пищеварительной (изжога,
рвота, расстройства стула) или других
систем в сочетании с сенестопатиями,
отрицательным эффективным фоном.
Лечение Я. з. совпадает с лечением неврозов.
Основным методом является психотерапия,
дополняемая при необходимости симптоматическим
лечением в зависимости от характера проявлений
вегетативной дисфункции. Предпочтительно,
чтобы лечение проводил психотерапевт
или психиатр. Недопустимо сообщать больному,
что заболевание у него отсутствует и
лечиться не надо. Врачи должны помнить,
что речь идет о заболевании, требующем
тщательного изучения особенностей личности
больного, знания его социальной среды.
Психотерапия требует установления особенностей
данного Я. з. и факторов, способствовавших
его возникновению. Большой психотерапевтический
эффект может быть достигнут убедительным
заключением авторитетного консилиума
или высококвалифицированного специалиста,
доведенным до сведения больного
Прогноз Я. з. в большинстве случаев благоприятный,
при своевременной и правильной терапии
выздоровление наступает через несколько
недель или месяцев. Позднее распознавание
Я. з. способствует затяжному ее течению
и ухудшает прогноз.
Профилактика
начинается с высоконравственного,
гуманистического воспитания медиков
в процессе их обучения и деятельности,
с глубокого усвоения будущими медработниками
принципов мед. деонтологии, в основе к-рых
лежат чуткое отношение, сострадание к
больному (см. Деонтология медицинская,
Этика медицинская). Медработники должны
сознавать ответственность за "словесную
асептику", необходимость постоянного
контроля своего поведения (интонаций,
взглядов, жестов), к-рое может быть неправильно
истолковано пациентом. Продуманным должно
быть содержание выдаваемой больным мед.
документации. Особую осторожность надо
проявлять при оказании медпомощи самим
медработникам, у к-рых ятрогении относительно
часты, а их лечение представляет трудности
в связи с нередко повышенной устойчивостью
к психотерапии. Для предупреждения Я.
з. необходимо проводить систематическую
воспитательную работу со всем персоналом,
общающимся с больными. Система мед. воспитания
населения должна исключать поверхностное,
дилетантское обучение самодиагностике,
способствующее распространению ятрогенных
заболеваний.
6)
Эмпатия
«Неважно, глубоко или поверхностно то, о чем говорит человек, - я слушаю его с тем вниманием, старанием, на какое только способен» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)
Величайшая человеческая заслуга Карла Роджерса в том, что он открыл людям «лабораторию гуманизма», через которую проходит каждый, кто стремится утвердить во взаимоотношениях других людей гуманный мир.
«Очень редко мы позволяем себе понять, что значат слова, чувства, убеждения другого человека для него самого» (К. Роджерс, «PSIHOLOGIES», 2006 г.)
В клиент-центрированной терапии Карла Роджерса эмпатии принадлежит ключевая роль. Роджерс считал эмпатию основополагающей установкой терапевта в терапевтических отношениях и ключевым условием изменения личности клиента. Эмпатия была признана большинством терапевтических школ в качестве основополагающего навыка терапевта, необходимого для создания терапевтического климата.
Карл Роджерс нашел пять ключей к пониманию («PSIHOLOGIES», 2006 г.):
На мой взгляд, эти пять ключей к пониманию необходимы не только консультативному психологу, но и доктору, лечащему соматические заболевания. Так как очень важно расположить к себе пациента и узнать наиболее полноценную информацию о его заболевании.
Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению.
Следует
отметить, что первый из указанных
отличительных признаков
К. Роджерс пишет: «Она (эмпатия) означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга,— к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы то ни было еще, что переживает он или она. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим... Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире».
Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Однако, эмпатия - это не просто отождествление с переживанием другого индивида.
Наиболее известное определение эмпатии Роджерса звучит следующим образом: эмпатия - это способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим, однако без потери условия "как если бы". Иначе говоря, с клиент-центрированной точки зрения эмпатия - это процесс контактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройка на вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла.
Роджерс следующим образом описывает задачу терапевта: "Вы являетесь надежным спутником человека в путешествии по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте, вы помогаете ему переживать эти смыслы более полно и продвигаться в них глубже. Быть с другим, таким образом, означает, что на какое-то время вы откладываете в сторону собственные взгляды и ценности для того, чтобы без бремени предрассудков войти в чужой мир. В каком-то смысле это означает, что вы откладываете в сторону собственное Я... Эмпатия подразумевает вхождение в приватный мир представлений другого... будучи в каждый момент чувствительным к смене переживаемых смыслов, которые протекают в другом ... которые тот едва осознает, но без попытки раскрыть совершенно неосознаваемые чувства" (Роджерс, 1980).
Многие
психоаналитические авторы для объяснения
эмпатии привлекают концепцию идентификацию.
При этом обычно подчеркивается ее
частичный или пробный
Барретт-Леннардом описал циклы эмпатического реагирования, включающего следующие фазы:
Фаза предварительных условий. Терапевт имеет эмпатическую установку по отношению к клиенту, который тем или иным образом выражает свой опыт. Эта стадия включает в себя активную открытость со стороны терапевта к познанию переживания клиентом собственного Я и внешнего мира.
Фаза эмпатического резонанса. Условия предварительной фазы делают потенциально возможным следующий шаг, в котором слушатель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживанием и личностными смыслами клиента, которые активизируются в его сознании. Резонирование можно определить как обращение терапевта внутрь себя, то есть к чувствам, образам, воспоминаниям, смыслам, которые возникают в ответ на то, что он видит, слышит, чувствует вместе с клиентом.
Фаза выражения эмпатии. Эта фаза включает в себя выражение терапевтом эмпатического отклика. Эмпатия включает не только способность понять актуальные чувства, но и вербальное умение передать свое понимание ясным для клиента языком. Эмпатическая реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.
Фаза получения эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатического реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у клиента чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что как правило приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.
Фаза обратной связи. На этом этапе клиент вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатии терапевта. Если эмпатический отклик терапевта адекватен, это приводит к позитивным следствиям, например, терапевтическому молчанию или углублению процесса. Неверная эмпатическая реакция терапевта может привести к стремлению клиента более ясно донести свои переживания, а совершенно неадекватный отклик терапевта может привести даже к негативным последствиям, например чувствам безнадёжности, одиночества или агрессии.
Проявление эмпатии терапевтом далеко не всегда приводит к желаемой цели. Роджерс указывал на важное условие терапевтической коммуникации - способность пациента воспринять эмпатию терапевта, которую он назвал открытостью новому опыту. Поскольку эмпатия - это двусторонние отношения, способность терапевта к проявлению эмпатии в существенной степени зависит от готовности пациента впустить другого в свой внутренний мир. "Некоторым индивидам вследствие их хрупкой связности Я крайне трудно вынести эмпатическую реакцию другого" (MacIsaac, 1999).
На мой
взгляд, каждый медицинский работник
должен обладать эмпатией. Если человек
сознательно принял решение работать
в сфере медицины, это автоматически подразумевает
работу с людьми. Люди (пациенты) в этой
профессии – объект исследования и помощи.
Зачастую, заболевания вызваны не органическими
поражениями, а имеют психосоматическую
природу. И огромного труда стоит найти
такой контакт с пациентом, чтобы понять
природу заболевания, человека в целом,
и при котором обеим сторонам было бы комфортно.
Это способствовало бы более плодотворному
взаимодействию и как следствие - выздоровлению.
Поэтому, я подразумеваю, что уровень эмпатии
у медицинских работников выше, чем у тех,
кто не выбрал для себя роль целителя.