Проблема ятрогенных заболеваний

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

В процессе формирования медицины, ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают новые морально-этические проблемы.
Естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации.

Содержание

I Глава
1. Актуальность.........................................................................................3
2. Клятва Гиппократа………………………………………….………..7
3. Историческое развитие российской медицины.................................9
II Глава
4. Эффект плацебо..................................................................................13
5. Ятрогении............................................................................................18
6. Эмпатия………………………………………………...………........24
7. Врачи о врачебных ошибках……………………………………….28
III Глава
Заключение..............................................................................................29
IV. Литература..............................................................................................31

Работа содержит 1 файл

Ятрогенные заболевания.doc

— 202.50 Кб (Скачать)

              ГОУ СПО «Орехово-Зуевский медицинский колледж». 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по  дисциплине: «Психология» 

по  теме:

«Прежде всего – не навредить!

Проблема  ятрогенных заболеваний». 
 
 
 
 
 
 

                                                                         Выполнила: Павлова А. В.

                                                                                   

                                                                         Проверила: Лазарева Н. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орехово-Зуево  2012 г

Содержание: 

I Глава

1. Актуальность.........................................................................................3

2. Клятва Гиппократа………………………………………….………..7

3. Историческое  развитие российской медицины.................................9 

II Глава

4. Эффект плацебо..................................................................................13

5. Ятрогении............................................................................................18

6. Эмпатия………………………………………………...………........24

7. Врачи о  врачебных ошибках……………………………………….28 

III Глава

Заключение..............................................................................................29 

IV. Литература..............................................................................................31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I Глава.

    1) Актуальность.

    В процессе формирования медицины, ее новых  областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают  новые морально-этические проблемы.

    Естественные  и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом – как объекта биосоциальной природы.

    Специализация и интеграция медицинской помощи, оснащение крупных комплексов современной  техникой, высокая квалификация и  воспитание медицинского персонала  – все это приносит хорошие  плоды в лечении, обеспечивает его  большую эффективность. Но, с одной стороны, новые средства диагностики и лечения, а с другой – узкая специализация и технификация медицины, при несоблюдении правил деонтологии, могут вызвать определенную склонность к технизации, поставить как бы преграду между врачом и больным. Это нередко мешает психологическому  контакту, чрезвычайно необходимому во врачебной деятельности. Порой за лабораторно-инструментальными данными врач не видит личности больного, становится как бы бездушным «диспетчером», направляющим пациента от машины (прибора) к машине, а дальше – консультантам. Из его поля деятельности выпадает подход к больному как  к единому организму, к вопросам психотерапии и, сам  того не желая, он может стать источником тяжелых переживаний больного. Врач всегда должен контролировать свое поведение и свои действия по принципу «психологии обратной связи» и по малейшим реакциям больного обязан быстро оценивать и правильно  корректировать их.

      Все это определяет, как указывают  многие авторы, необходимость дальнейшего  расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику.

    Помимо  общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов, положений и  правил, в каждой специальности существуют и более узкие, в определённой степени специфические аспекты. Это понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе работы врача ситуаций решается индивидуально.

    В связи с появлением сложных медицинских  систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь обращаться с современным медицинским оборудованием.

     Колоссальные  изменения в технологическом  оснащении современной медицины, огромные сдвиги в медико-клинической практике, которые стали возможными благодаря успехам генной инженерии, трансплантологии, появление оборудования для поддержания жизни пациента и накопление соответствующих практических и теоретических знаний –  все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом.

    Повышение качества и культуры медицинской  помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление  широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии (от греч. «деон» – должное и «логос» – учение) – учения о должном в медицине.

    Врач  как личность в социальном и психологическом  плане не ограничивается «узкой»  лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.

    Человек - высшая ценность из всех ценностей  мира – таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской  деонтологии.

    Жизнь не стоит на месте. Она предъявляет к медицине, врачам все новые требования. Во всем мире сегодня широко обсуждается вопрос о том, что бурное развитие медицинской науки и техники не только порождает новые успехи и надежды, но и заставляет перестраивать систему всей медицинской помощи населению, вынуждает к серьезному пересмотру некоторых норм врачебной тактики. 

    Одной из важнейших задач современной  медицины считается обеспечение  соматического и психоэмоционального  благополучия человека. Здравоохранение, как сфера общественной жизни, выполняет такие важные социальные функции, как: гуманистическая, коммуникативная, экономическая, культурно-воспитательная, познавательно-преобразовательная и др.

      Личность врача, уровень его  сформированности и развития, быть  может, важнейший из факторов, обусловливающий исцеление больного.

    Принцип целостного подхода к пациенту требует, прежде всего, сохранения целостности  личности самого врача, равно как  и «пропорционального развития отдельных  свойств личности, гармоничности, цельности личности, ее внутренней непротиворечивости".

    Как отмечают Р.Конечный и М. Боухал, «поведение и некоторые выражения медицинских  работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации». Развитию профессиональной деформации, по мнению Е.А.Вагнера, препятствует так называемая «охранительная адаптация врача», которая «обусловливает возможность не терять самообладание, четко и продуктивно работать в трудных условиях». Что касается психогенных ятрогений, то они  следствие вредного психического воздействия врача на больного. Еще В.М.Бехтерев предупреждал, что больной живет в состоянии эмоциональной двусторонности, когда надежда на выздоровление и доверие к врачу чередуются с чувством страха и неуверенности. Это повышает чувствительность больного к внешним и внутренним воздействиям. Что же до соматических ятрогений, возникающих вследствие вреда, нанесенного лекарствами, механическими манипуляциями и т.п. Так ведущей причиной их возникновения являются допускаемые врачом врачебные ошибки. Проблема врачебных ошибок связана с другой проблемой, возникающей на стыке психологии и медицины. С одной стороны, врачебная ошибка - это проявление безответственного поведения, т.е. проблема личности врача, о которой шел разговор выше. С другой - это проблема формирования и развития клинического мышления, роль и значение которого, как фактора успешной врачебной деятельности в условиях риска, неопределенности и противоречивых ситуаций, трудно переоценить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Цель. Выявить влияние межличностного взаимодействия врача с пациентом. 

   Предмет исследования.

Взаимосвязь врача с пациентом.

   Гипотезы:

1) Тема  межличностного взаимодействия  врача с пациентом недостаточно  изучена.     

2) Протекание  заболевания во многом зависит  от медицинского персонала.

3) Ложь врача, зачастую, направлена на благо больного.

4) Возможно  неблагоприятное воздействие доктора  на пациента.

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2) Клятва Гиппократа   

    Я думаю, что первый человек, который  оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача – ее главного представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.

    О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов  свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ (460 – 370 г. до н.э.)  - в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.

    Величие Гиппократа заключается, прежде всего, в его гуманизме, в том, что  он считал человека венцом природы. Эти  взгляды пронизывают весь текст  «Клятвы Гиппократа». 

      Клятва Гиппократа

      «Клянусь  Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и  богинями, беря их в свидетели, исполнять  честно, соответственно моим силам  и моему разумению, следующую  присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

      Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

      Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно  так же я не вручу никакой женщине  абортивного пессария.

      Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

      Я ни в коем случае не буду делать сечения  у страдающих каменной болезнью, предоставив  это людям, занимающимся этим делом.

      В какой бы дом я не вошел, я войду  туда для пользы больного, будучи далек  от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

      Чтобы при лечении - а также и без  лечения - я ни увидел или ни услышал  касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

      В своём трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…, быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности…, знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».

     Несмотря  на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей  актуальности, более того, она стала  эталоном построения многих этические документов. По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не может изменить время».

    Конечно, исторические и социальные условия, классовые и государственные  интересы сменявшихся эпох, многократно  трансформировали «Клятву». Но и сегодня она читается как вполне современный, полный нравственной силы документ. Знаменательно, что участники I Международного конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж, 1969) сочли возможным дополнить ее только одной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь». 

          Модель  Парацельса («делай добро»)

Информация о работе Проблема ятрогенных заболеваний