Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:33, курсовая работа
В процессе формирования медицины, ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают новые морально-этические проблемы.
Естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации.
I Глава
1. Актуальность.........................................................................................3
2. Клятва Гиппократа………………………………………….………..7
3. Историческое развитие российской медицины.................................9
II Глава
4. Эффект плацебо..................................................................................13
5. Ятрогении............................................................................................18
6. Эмпатия………………………………………………...………........24
7. Врачи о врачебных ошибках……………………………………….28
III Глава
Заключение..............................................................................................29
IV. Литература..............................................................................................31
ГОУ СПО «Орехово-Зуевский
медицинский колледж».
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: «Психология»
по теме:
«Прежде всего – не навредить!
Проблема
ятрогенных заболеваний».
Орехово-Зуево 2012 г
Содержание:
I Глава
1. Актуальность..................
2. Клятва Гиппократа…………………………………
3. Историческое
развитие российской медицины..
II Глава
4. Эффект плацебо................
5. Ятрогении.....................
6. Эмпатия………………………………………………...……
7. Врачи о
врачебных ошибках…………………………………
III Глава
Заключение....................
IV.
Литература....................
I Глава.
1) Актуальность.
В
процессе формирования медицины, ее новых
областей, специальностей, профилизации
отдельных направлений
Естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом – как объекта биосоциальной природы.
Специализация и интеграция медицинской помощи, оснащение крупных комплексов современной техникой, высокая квалификация и воспитание медицинского персонала – все это приносит хорошие плоды в лечении, обеспечивает его большую эффективность. Но, с одной стороны, новые средства диагностики и лечения, а с другой – узкая специализация и технификация медицины, при несоблюдении правил деонтологии, могут вызвать определенную склонность к технизации, поставить как бы преграду между врачом и больным. Это нередко мешает психологическому контакту, чрезвычайно необходимому во врачебной деятельности. Порой за лабораторно-инструментальными данными врач не видит личности больного, становится как бы бездушным «диспетчером», направляющим пациента от машины (прибора) к машине, а дальше – консультантам. Из его поля деятельности выпадает подход к больному как к единому организму, к вопросам психотерапии и, сам того не желая, он может стать источником тяжелых переживаний больного. Врач всегда должен контролировать свое поведение и свои действия по принципу «психологии обратной связи» и по малейшим реакциям больного обязан быстро оценивать и правильно корректировать их.
Все это определяет, как указывают многие авторы, необходимость дальнейшего расширения фронта исследований, публикацию работ, способствующих более эффективному внедрению деонтологических принципов в практику.
Помимо общих, имеющих отношение к медицине в целом, аспектов, положений и правил, в каждой специальности существуют и более узкие, в определённой степени специфические аспекты. Это понятно, ибо в каждом конкретном случае множество возникающих в процессе работы врача ситуаций решается индивидуально.
В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь обращаться с современным медицинским оборудованием.
Колоссальные
изменения в технологическом
оснащении современной
Повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики и деонтологии (от греч. «деон» – должное и «логос» – учение) – учения о должном в медицине.
Врач как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Человек - высшая ценность из всех ценностей мира – таков принцип гуманизма, важнейший принцип медицинской деонтологии.
Жизнь
не стоит на месте. Она предъявляет к медицине,
врачам все новые требования. Во всем мире
сегодня широко обсуждается вопрос о том,
что бурное развитие медицинской науки
и техники не только порождает новые успехи
и надежды, но и заставляет перестраивать
систему всей медицинской помощи населению,
вынуждает к серьезному пересмотру некоторых
норм врачебной тактики.
Одной
из важнейших задач современной
медицины считается обеспечение
соматического и
Личность врача, уровень его сформированности и развития, быть может, важнейший из факторов, обусловливающий исцеление больного.
Принцип целостного подхода к пациенту требует, прежде всего, сохранения целостности личности самого врача, равно как и «пропорционального развития отдельных свойств личности, гармоничности, цельности личности, ее внутренней непротиворечивости".
Как
отмечают Р.Конечный и М. Боухал, «поведение
и некоторые выражения
Цель.
Выявить влияние межличностного взаимодействия
врача с пациентом.
Предмет исследования.
Взаимосвязь врача с пациентом.
Гипотезы:
1) Тема
межличностного взаимодействия
врача с пациентом
2) Протекание заболевания во многом зависит от медицинского персонала.
3) Ложь врача, зачастую, направлена на благо больного.
4) Возможно
неблагоприятное воздействие
2) Клятва Гиппократа
Я думаю, что первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, иначе говоря, из чувства гуманности. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача – ее главного представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.
О поисках, размышлениях (да и спорах) врачей многих стран и народов свидетельствуют, в частности, вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и др. рукописные памятники старины. Они содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых истинному врачу. Но только мыслитель и врач Гиппократ (460 – 370 г. до н.э.) - в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача.
Величие
Гиппократа заключается, прежде всего,
в его гуманизме, в том, что
он считал человека венцом природы. Эти
взгляды пронизывают весь текст
«Клятвы Гиппократа».
Клятва Гиппократа
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»
В своём трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто…, быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности…, знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».
Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. По выражению У. Пенфилда, в ней «заключены вечные истины, которые не может изменить время».
Конечно,
исторические и социальные условия,
классовые и государственные
интересы сменявшихся эпох, многократно
трансформировали «Клятву». Но и сегодня
она читается как вполне современный,
полный нравственной силы документ. Знаменательно,
что участники I Международного конгресса
по медицинской этике и деонтологии (Париж,
1969) сочли возможным дополнить ее только
одной фразой: «Клянусь обучаться всю
жизнь».
Модель Парацельса («делай добро»)