Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 16:37, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное рассмотрение института принудительных мер медицинского характера.
В соответствии с целью перед нами были поставлены задачи:
Дать понятие принудительных мер медицинского характера и проанализировать их правовую природу.
Обозначить и изучить основания их применения.
Исследовать цели применения принудительных мер медицинского характера.
Во - первых, это меры государственного принуждения – применяются независимо от желания лица и его близких, влекут ограничения некоторых прав и свобод больного. На это указывают практически все авторы исследовавшие данный институт.
Во – вторых, принудительные меры медицинского характера назначаются судом, как правило, после производства предварительного следствия и судебного разбирательства. При этом назначения мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда. Следует отметить также, что суд полномочен не только назначать, но и изменять, продлевать или отменять принудительные меры медицинского характера. Все эти действия осуществляются судом на основании рекомендаций судебно – психиатрической экспертной комиссии.
В – третьих, обеспечиваются принудительной силой государства. Согласно ч. 3 ст. 97 УК порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно – исполнительным кодексом РФ.
В – четвертых, меры применяются к лицам, совершившим деяние, запрещенное уголовным законом.
На основании наличия сходства принудительных мер медицинского характера и мер наказания, ряд авторов склонны рассматривать принудительные меры медицинского характера в качестве одной из форм реализации уголовной ответственности. Особенно когда речь идет о назначении их наряду с наказанием. Такая точка зрения мотивируется также тем, что согласно ст. 98 УК РФ целями принудительных мер медицинского характера, применяемых наряду с наказанием, является не только излечение осужденных но и предупреждение совершения осужденными новых преступлений. 15
Подобная позиция
А. И. Рарог отмечает, что «сущность уголовной ответственности как неблагоприятных последствий совершения преступления выражается именно в обязанности лица, совершившего преступление, дать отчет перед государством в содеянном, подвергнуться осуждению, наказанию и иным неблагоприятным юридическим последствиям, предусмотренным уголовным законом».16
Можно ли рассматривать лечение, т.е. меры, направленные на выздоровление больного или улучшение его состояния, в качестве иных благоприятных последствий совершения преступления? Думается, что нет.
Соответственно всё изложенное выше не позволяет рассматривать принудительные меры медицинского характера, назначаемые наряду с наказанием, как одну из форм реализации уголовной ответственности.
В литературе по уголовному праву проблема природы принудительных мер медицинского характера рассматривается односторонне — исключительно в плане сравнения принудительных мер медицинского характера с мерами наказания. Поэтому необходимо четкое определение правовой природы этой меры, от которой во многом зависит правильное понимание вопросов, связанных с целями и основаниями их назначения.
Мы согласны с С.С. Алексеевым, что «правовая природа — это юридическая характеристика данного явления, выражающая его специфику, место и функции среди других правовых явлений в соответствии с его социальной природой.»17
Принудительные меры медицинского характера, как пишет Г.В. Назаренко, по своей правовой природе являются уголовно - правовыми мерами безопасности, сущность которых заключается в принудительном лечении лиц, совершивших уголовно - противоправные деяния и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества. Правильно отмечается, что общественная опасность психически больного лица представляет собой пролонгированное состояние. Это означает, что общественная опасность лица выходит за рамки совершенного им деяния, то есть предшествует деянию, совпадает со временем его совершения, но, главное, существует как потенциальный фактор после совершенного деяния.18Указанные обстоятельства обусловливают необходимость применения к данному лицу наряду с наказанием или вместо него принудительных мер медицинского характера.
Существуют и другие точки зрения относительно этой проблемы. Так, М. Д. Шаргородский, полагает, что меры медицинского характера преследуют цели защиты общества от возможных опасных действий вышеуказанных лиц путем лечебно - воспитательного воздействия. 19«В этом смысле меры медицинского характера, — подчеркивал М.Д. Шаргородский, — с полным правом могут именоваться мерами социальной защиты, в отличие от наказания, к которым этот термин не применим...».20 Б.С. Бейсенов писал: «Действующее законодательство хотя и исключило из уголовно - правового оборота термин «меры социальной защиты», употреблявшийся ранее вместо понятия наказания, однако применяемые судом принудительные меры медицинского характера по существу являются таковыми».21 Меры социальной защиты предусматривают только лечебно-воспитательное воздействие на душевнобольных, алкоголиков и других психически неполноценных лиц, представляющих общественную опасность, и преследуют цели не только обезопасить общество от опасных действий этих лиц, но и излечить таких людей.
С.Я. Улицкий утверждает, что принудительное лечение призвано обеспечить безопасность больного и безопасность общества, что именно это является основной функцией рассматриваемого института. При этом он отмечает, что безопасность общества должна быть обеспечена как в период нахождения на лечении, так и в будущем, то есть после его окончания. Именно поэтому С.Я. Улицкий принудительное лечение определяет в качестве меры безопасности, являющейся одним из видов медико-правового принуждения.22
Однако нетрудно заметить, что все изложенные точки зрения являются правильными по своей сути. Хотя, на наш взгляд, определение правовой природы принудительных мер медицинского характера только как уголовно-правовых мер безопасности, или как мер социальной защиты, или как медицинских мер будет не совсем верным. Следовало бы более подробно уточнить правовую природу этих мер, полагаясь все-таки на основания, цели их применения и назначения в совокупности по действующему уголовному законодательству.
Во-первых, несмотря на то, что одной из главных целей принудительных мер медицинского характера является излечение или улучшение психического состояния, признать данную меру чисто медицинской вряд ли можно. Решить задачу лечения только медицинскими средствами нельзя в силу специфики заболевания и личности больного.
Во-вторых, выше мы отметили, что принудительные меры медицинского характера являются еще и юридическими, так как основания, цели, виды, порядок применения и прекращения этих мер определяются уголовным законом; процедура их назначения регламентирована уголовно-процессуальным законом; принудительные меры в отношении конкретных лиц, совершивших общественно опасные деяния, а также преступления, назначаются судом; судом рассматриваются и дальнейшие решения по продлению, изменению и прекращению принудительных мер; надзор за законностью применения принудительных мер возложен на прокуратуру; правовой статус лиц, которым назначены принудительные меры, определен законодательством
На наш взгляд, положение о том, что принудительные меры медицинского характера по своей правовой природе являются уголовно-правовыми мерами, является более обоснованным и целесообразным, категория «меры безопасности» более широкая категория чем принудительные меры медицинского характера, и включает в себя весь комплекс уголовно – правовых и административно – правовых мер, направленных на обеспечение безопасности общества от противоправных посягательств граждан. К тому же понятие « меры безопасности », отсутствует в уголовном законодательстве, а М. Н. Голоднюк заявляет, что применение этого термина и вовсе противоречит ч. 2 ст. 2 УК РФ, где в качестве средств осуществления задач УК РФ называются иные меры уголовно – правового характера, а принудительные меры медицинского характера именно к таким мерам и относятся.23
Таким образом, понятие рассматриваемого института как уголовно-правовой категории, входящей в состав мер государственного принуждения, на основании определения предложенного Павлухиным А.Н., следует изложить таким образом: Принудительные меры медицинского характера есть вид государственного принуждения, назначаемый по определению или приговору суда. Принудительные меры медицинского характера заключаются в психиатрическом лечении лиц, указанных в части первой статьи 97 настоящего Кодекса.24
Завершая анализ понятия и правовой природы принудительных мер медицинского можно сделать следующие выводы:
Глава 2. Основания применения принудительных мер медицинского характера
По общему правилу лечение граждан у нас в стране производится добровольно. Однако присутствуют строго регламентированные законом случаи, когда возможно применение лечения и некоторых профилактических медицинских мер в принудительном порядке, то есть независимо от желания и согласия гражданина. В соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера на законных основаниях, то есть по основаниям предусмотренным УК РФ.25
В юридической литературе
основания применения принудительных
мер медицинского характера понимаются
как «совокупность
Нужно заметить что термин «душевнобольные» для определения круга лиц к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, для нас является наименее предпочтительным. Такое понятие употреблялось в УК РСФСР, оно было недостаточно четко определено и применялось обычно к лицам с хроническими психическими заболеваниями. Подобный подход в ряде случаев позволял оспаривать назначение принудительного лечения лицам, совершившим деяния в состоянии временного психического расстройства, или ином болезненном состоянии.
Новая редакция УК РФ не исключает правомерности применения принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, признанных невменяемыми в связи с совершением общественно – опасных деяний в состоянии любого из психических расстройств, предусмотренных частью первой статьи 21 УК РФ.
Поэтому в дальнейшем для интересующей нас категории лиц, мы будем использовать термин «лица с психическими расстройствами ».
На законодательном уровне основания применения принудительных мер медицинского характера закреплены в ст. 97 УК РФ :
1. Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам:
а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
г) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
2. Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.
3. Порядок исполнения
принудительных мер
4. В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.28
В учебной литературе встречается мнение, что основания, закрепленные в этой статье, перечислены исчерпывающим образом.29
Эта точка зрения подвергается критике в научной литературе. Так Г. В. Назаренко говорит, что «толкование ст. 97 УК РФ вызывает значительные затруднения, поскольку законодатель объединил в одной статье разные нормы – в одной из них дан перечень лиц, которым суд может назначить принудительные меры медицинского характера, и к таковым отнесены: а) невменяемые лица, б) лица, у которых психическое расстройство наступило после совершения преступления, в) лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. В другой норме предусмотрены условия применения этих мер в отношении лиц, указанных предыдущей норме ( ч. 2 ); в третьей – определен порядок исполнения этих мер( ч. 3 ); в четвертой – сформулировано положение о возможности неприменения принудительных мер отношении лиц, не представляющих общественной опасности ( ч. 4 ).30
Информация о работе Принудительные меры медицинского характера