Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:49, контрольная работа
Актуальность темы. В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ……………………………..…4
Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
2.1 Права граждан на медико-социальную помощь………………………………………………..5
2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение…………………………………………………7
2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья………………………………...9
2.4 Право матери и детей на охрану здоровья………………………………………………………9
Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья
3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья……………………………………12
3.2 Защита права на охрану здоровья ……………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Средства массовой коммуникации оказывают значительное отрицательное воздействие на ценности, установки и убеждения подрастающего поколения, в частности на стремление к здоровому образу жизни. В реальной ситуации отечественные средства массовой информации редко отражают общественное мнение, а также общественный настрой, побуждающий к позитивным изменениям. Несмотря на это, медицинские работники и сектор здравоохранения в целом обязаны активно противодействовать отрицательному влиянию средств массовой информации на детей и подростков. К сожалению, медицинские работники и отечественная медицина многие годы вынуждены тратить огромные усилия на восстановление межсекторального сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими секторами, доказывая очевидные вещи без здоровых детей нет будущего у Российского государства.
Основой деятельности по охране здоровья и развитию детей является укрепление семей и местных сообществ, в которых они проживают. Семьи действуют в контексте местных сообществ и более широкого окружения. Доступ каждой семьи к продуктам и службам, связанным со здравоохранением, определяется целым рядом факторов, таких как время, финансы, транспорт, знания и умения, наличие доступа к продуктам и службам и другие.
Возможности действий со стороны семьи ограничены имеющимися ресурсами. Решающее значение для способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных возможностей детей из бедных семей.
Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья
3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Но для того чтобы воплотиться в действительность, из декларированного превратиться в фактическое, другими словами, для того, чтобы каждый человек, которому адресовано данное право, мог им реально воспользоваться, необходимы предпосылки, формирующие благоприятную социальную и правовую среду, обстановку, а также специфические юридические средства и способы реализации. Эту обстановку, или среду, состоящую из объективных и субъективных факторов, а также конкретные средства и способы реализации создает институт гарантий реализации и охраны субъективного права, являющийся важнейшим инструментом их обеспечения.
Конституционные гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают особое место в структуре юридических гарантий, поскольку носят отправной, базовый, фундаментальный характер. Конституционно-правовое обеспечение права на охрану здоровья и медицинскую помощь представляет собой совокупность норм конституционного законодательства, регламентирующих общие условия и предпосылки, а также конкретно-юридические способы и средства обеспечения рассматриваемого права. Конституционные гарантии политического характера зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, проводимой ею политики. Политические гарантии включают в себя демократический, правовой характер государства (ч. 1 ст. 1), признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности (ст. 2), народовластие, осуществляемое как непосредственно, так и через представителей в органах государственной власти и местного самоуправления (ст. 3).
В современной науке все гарантии подразделяют на политические, экономические, социальные и юридические.
К важнейшим политическим гарантиям следует отнести разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви (ст. 10), а также признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12). Каждый уровень власти в Российской Федерации обладает собственными полномочиями в сфере обеспечения здоровья и предоставления медицинской помощи.
Одной из важнейших политических гарантий является закрепление в Конституции политического многообразия и многопартийности (ч. 3 ст. 13). Следует отметить, что почти каждая политическая партия в качестве целей своей деятельности на политической арене выдвигает здоровье нации.
Среди юридических гарантий прав личности принято различать гарантии реализации и гарантии охраны. К первым, как правило, относят пределы прав и свобод, их конкретизацию в текущем законодательстве, процессуальные формы реализации, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации и т. д. Часто в состав юридических гарантий реализации включают юридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование субъективными правами. Существует мнение, что юридические факты — это не просто «промежуточное звено» между нормой права и реализацией предусмотренных ею прав или свобод, а самостоятельный активный элемент процесса такой реализации, который опосредуется системой прав личности как материального, так и процессуального характера. Иными словами, реализация конкретных прав и свобод обусловлена прежде всего появлением определенных юридических фактов.
Вторую группу юридических гарантий составляют конституционный контроль и надзор, меры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личности, процессуальные формы осуществления контроля и надзора, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие правовые средства. Юридические гарантии эффективности реализации и охраны основ правового статуса человека и гражданина закреплены в ст. 15, 17, 18, 19 и других федеральной Конституции. Юридическое обеспечение конституционных прав и свобод в первую очередь предполагает установление высшей юридической силы и прямого действия Основного закона нашего государства, а также непротиворечия ему законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в противном случае беспрепятственное пользование правами и свободами будет затруднено. К числу общих юридических гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина относится и норма, устанавливающая невозможность применения любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Охранительные юридические гарантии, направленные на защиту прав и свобод личности, содержатся в ст. 45, 46, 47, 48 и других Конституции РФ. Например, положениями ч. 1 ст. 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ а ч. 1 ст. 46 — судебная защита прав и свобод.
Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), в том числе обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), а также обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами РФ, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Важнейшим средством обеспечения защиты конституционных прав и свобод выступает провозглашенное право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Важнейшим юридическим средством обеспечения реальности прав и свобод человека является норма ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, устанавливающая возможность конституционной индивидуальной жалобы граждан на нарушение конституционных прав и свобод.
Специальные способы и средства обеспечения права на охрану здоровья закреплены в ст. 41 Конституции. К ним относятся:
— бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохраненения;
— многообразие источников финансирования бесплатной медицинской помощи: средства соответствующих бюджетов, страховые взносы, другие поступления;
— финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения;
— меры, направленные на развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения;
— поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
— юридическая ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
3.2 Защита права на охрану здоровья.
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя.
Гражданин вправе выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты своих прав и свобод.
Пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающие его права к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу, что предполагает административный порядок разрешения возникшей конфликтной ситуации.
Вышестоящие, в порядке подчиненности, государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, обоснованно отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение.
Если пациенту в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана самим пациентом, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе пациента – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации (например, общества защиты прав потребителей медицинских услуг), трудового коллектива.
Результатом применения административного порядка может являться:
– признание права;
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
– прекращение действий, нарушающих права;
– привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав пациента.
Основанием применения досудебного порядка рассмотрения споров является факт нарушения прав пациента, причинения ущерба жизни и здоровью, сопровождаемый требованием пациента к администрации ЛПУ (врачу частной практики, СМО) об устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи.
Обращение с жалобой не исключает права пациента одновременно обратиться с иском в суд по тому же вопросу. Такое же право сохраняется за пациентом и в том случае, если он не получил ответа на предъявленные им требования, либо полученный ответ не удовлетворяет его.
Претензионный порядок урегулирование спора
Претензионный порядок является частным случаем (хотя и самым распространенным) досудебного порядка урегулирования спора. Это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами до передачи дела в суд.
Претензия представляет собой требование к лечебно-профилактическому учреждению о добровольном устранении нарушений прав пациента.
Обращение в прокуратуру
Генеральная прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Мировое соглашение сторон представляет собой одну из форм свободного волеизъявления сторон, один из способов добровольного урегулирования спора сторонами без применения государственного принуждения. Мировое соглашение сторонами спора может совершаться как на досудебном этапе, так и при осуществлении судебной защиты права (внесудебные и судебные мировые соглашения).
Обращение в суд
Судебный порядок урегулирования споров применяется при разрешении конфликтных ситуаций возникающих между СМО и ЛПУ, другими юридическими лицами – участниками ОМС (арбитражных споров) и рассмотрении споров, возникающих между пациентом и лечебным учреждением (гражданских споров).
Заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к досудебной процедуре урегулирования споров.
Действующее законодательство предусматривает две основные процедуры для защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.
Во-первых, речь идет о производстве, возникающем из административно-правовых отношений. Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба пациента, обращенная к компетентному судебному органу.
Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:
– признание обжалуемого действия (решения) незаконным;
– возложение обязанности удовлетворить требование пациента;
– восстановление нарушенного права
– привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав пациента;
– отказ в удовлетворении жалобы.
Во-вторых, защита прав пациента может осуществляться в порядке искового производства.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом, п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски предъявляются по выбору потребителя:
– в суд по месту жительства истца (то есть потребителя);
– в суд по месту нахождения ответчики;
– в суд по месту причинения вреда.
Пациент вправе в принудительном порядке через суд взыскать с виновной стороны убытки, вызванные нарушением его прав, потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью, а также получить компенсацию за моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями из-за неправомерного поведения или действия медицинских работников.
Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние и дееспособные граждане-пациенты.
Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15-ти до 18-ти лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями.