Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:49, контрольная работа
Актуальность темы. В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ……………………………..…4
Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья
2.1 Права граждан на медико-социальную помощь………………………………………………..5
2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение…………………………………………………7
2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья………………………………...9
2.4 Право матери и детей на охрану здоровья………………………………………………………9
Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья
3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья……………………………………12
3.2 Защита права на охрану здоровья ……………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Одиноким гражданам и
Социальное обслуживание в стационарных
учреждениях социального
2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение
Право граждан на лекарственное обеспечение закреплено в ст.ст. 34, 40, 79 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 30.07.2010 г.; п.3 Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30 июля 1994г, № 890.
В рамках данного права бесплатно
получают все лекарственные средства
инвалиды и участники ВОВ; бывшие
несовершеннолетние узники концлагерей,
гетто и других мест принудительного
содержания, созданных фашистами
и их союзниками в период второй мировой
войны; граждане из числа бывших военнослужащих-
Кроме того, бесплатно отпускаются все лекарства для граждан, страдающих такими заболеваниями, как диабет, лепра, онкологические заболевания, СПИД, а также ВИЧ-инфицированные и другие.
По отдельным категориям заболеваний (детский церебральные паралич, миопатия, бронхиальная астма, лучевая болезнь, болезнь Паркинсона и др.) граждане бесплатно получают только лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания.
С 50% скидкой со свободных цен представляются лекарства пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильцам работающим инвалидам 2 группы, инвалидам 3 группы, признанным в установленном порядке безработными, и иным лицам.
22 августа 2004 года Государственной
Думой РФ были внесены
- «федеральные» - отнесенные к
компетенции Российской
- «региональные» - отнесенные к
компетенции субъектов
На основании данного закона государственная помощь гражданам льготных категорий стала осуществляться в установленной для каждой категории льготников ежемесячной денежной выплате (сокращенно – ЕДВ) из российского бюджета и в виде набора социальных услуг в рамках «социального пакета». Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» сюда вошли дополнительная бесплатная медицинская помощь, включая обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера).
Бесплатное обеспечение
- «федеральные» льготники (
- инвалиды Великой Отечественной войны, участники ВОВ, ставшие инвалидами, приравненные к инвалидам войны;
- участники ВОВ и приравненные к участникам ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой
Отечественной войны на
- члены семей погибших (умерших)
инвалидов войны, участников
- инвалиды с I, II, III степенью ограничения
трудоспособности, инвалиды без
степени ограничения
- граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации.
Данная мера социальной поддержки предусмотрена в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и сохранена в рамках «социального пакета».
Региональные льготники (обеспечиваются льготами за счет бюджета субъекта федерации):
- реабилитированные лица и
- члены семей реабилитированных,
- участники обороны Москвы, награжденные медалью «За оборону Москвы» и участники строительства оборон рубежей под Москвой в период обороны с 22.07.1941 по 25.01.1942 г.;
- участники предотвращения
- дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
- матери, имеющие 10 и более детей;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
- отдельные группы населения,
страдающие гельминтозами (
- дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, лица
из их числа во время обучения
в государственных
«Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Выписка лекарственных средств гражданам льготных категорий осуществляется в количестве, необходимом на курс лечения. В отдельных случаях, если необходимо проведение длительной поддерживающей терапии, по решению врачебной комиссии допускается выписка лекарственных средств на более длительный срок (до двух месяцев, за исключением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету).
В случаях, когда курс лекарственной терапии при лечении некоторых хронических заболеваний, имеющих затяжной характер, совпадает с периодом пребывания больного в санатории, лечащий врач должен выписывать рецепты на лекарственные средства на весь период пребывания в санатории.
2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
Каждый медицинский работник обязан знать ст. 20. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г. (вступил в силу 01.01.2011) которая определяет права граждан на информацию о состоянии своего здоровья, в том числе предусматривая определенный объем предоставляемых сведений, характеризующий информированность больного о проводимом обследовании, предполагаемом диагнозе и прогнозе развития заболевания, а также возможных вариантах медицинского вмешательства.
Кроме этого получение информации о состоянии здоровья возможно путем ознакомления с медицинской документацией: «Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затронуты интересы третьей стороны».
Следует обратить внимание, что при любой организационной форме, реализующей на практике права пациента, прописанные в статье 20, ведущая роль принадлежит лечащему врачу, который при возникновении конфликтной ситуации может привлечь к ее разрешению других должностных лиц, в первую очередь, заведующего отделением. Медицинские сестры не имеют права и не должны предоставлять больным и их родственникам медицинскую документацию для ознакомления.
2.4 Право матери и детей на охрану здоровья
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 30.07.2010 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
- Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством;
- Каждая женщина в период
беременности, во время и после
родов обеспечивается
- Порядок обеспечения
Статьей 260 ТК РФ предусмотрено, что
перед отпуском по беременности и
родам или непосредственно
Гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (статья 264 Трудового кодекса РФ).
Порядок выплаты пособий на детей установлен Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Законом установлены следующие виды государственных пособий:
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
– ежемесячное пособие на ребенка;
– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствии с Федеральный закон
от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных
мерах государственной
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
За последние 1О лет значительно повысился рост показателей заболеваемости детей и подростков, который нельзя объяснить исключительно улучшением выявления патологии, как иногда трактуется в официальных документах региональных министерств здравоохранения. Снижение уровня здоровья детей является отражением многих процессов, происходящих в российском обществе, прежде всего это снижение ответственности социальных институтов государства по отношению к семье и её членам. Следствием этого явилась деградация определенной части семей и снижение их социального статуса, декларативность обязательств государства по охране здоровья граждан, охране окружающей среды, обеспечения приемлемого уровня доступности медицинской и социальной помощи женщинам и детям.