Права граждан в области охраны здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ……………………………..…4


Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья

2.1 Права граждан на медико-социальную помощь………………………………………………..5



2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение…………………………………………………7

2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья………………………………...9

2.4 Право матери и детей на охрану здоровья………………………………………………………9



Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья

3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья……………………………………12

3.2 Защита права на охрану здоровья ……………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

контр Права граждан в области охраны здоровья.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и  пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право  на пособие при карантине в  случае отстранения их от работы санитарно-эпидемиологической службой вследствие заразного заболевания  лиц, окружавших их. Если карантину  подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

В соответствии с Федеральным законом  от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к  самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение различных мероприятий, в том числе медицинского характера. Эти услуги могут быть как бесплатными, так и частично оплачиваемыми.

 

 

2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение

 

Право граждан на лекарственное  обеспечение закреплено в ст.ст. 34, 40, 79 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 30.07.2010 г.; п.3 Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30 июля 1994г, № 890.

В рамках данного права бесплатно  получают все лекарственные средства инвалиды и участники ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного  содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны; граждане из числа бывших военнослужащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан и на территориях других стран;, дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до шести лет; инвалиды 1 группы, неработающие инвалиды 2 группы, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Кроме того, бесплатно отпускаются  все лекарства для граждан, страдающих такими заболеваниями, как диабет, лепра, онкологические заболевания, СПИД, а также ВИЧ-инфицированные и другие.

По отдельным категориям заболеваний (детский церебральные паралич, миопатия, бронхиальная астма, лучевая болезнь, болезнь Паркинсона и др.) граждане бесплатно получают только лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания.

С 50% скидкой со свободных цен  представляются лекарства пенсионерам, получающим пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильцам работающим инвалидам 2 группы, инвалидам 3 группы, признанным в установленном порядке безработными, и иным лицам.

22 августа 2004 года Государственной  Думой РФ были внесены изменения  в Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в обиходе получивший название «закон о монетизации льгот». В результате принятия данного закона произошла замена льгот в натуральной форме на их денежную компенсацию, а льготников России разделили на две категории:

- «федеральные» - отнесенные к  компетенции Российской Федерации,  т.е. находящиеся в ведении  федеральных министерств (ведомств);

- «региональные» - отнесенные к  компетенции субъектов Российской  Федерации, т.е. те, кто обеспечивается  льготами за счет бюджетов региона, в котором они проживают. Финансирование мер социальной поддержки льготных категорий граждан стало осуществляться из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании данного закона государственная помощь гражданам льготных категорий стала осуществляться в установленной для каждой категории льготников ежемесячной денежной выплате (сокращенно – ЕДВ) из российского бюджета и в виде набора социальных услуг в рамках «социального пакета». Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» сюда вошли дополнительная бесплатная медицинская помощь, включая обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера).

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей при  амбулаторном лечении предусмотрено  для следующих категорий граждан:

- «федеральные» льготники (обеспечиваются  льготами за счет средств федерального  бюджета):

- инвалиды Великой Отечественной войны, участники ВОВ, ставшие инвалидами, приравненные к инвалидам войны;

- участники ВОВ и приравненные  к участникам ВОВ;

- ветераны боевых действий;

- военнослужащие, проходившие военную  службу в воинских частях, учреждениях,  военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года;

- лица, награжденные знаком «Жителю  блокадного Ленинграда»;

- лица, работавшие в период Великой  Отечественной войны на объектах  противовоздушной обороны и других военных объектах;

- члены семей погибших (умерших)  инвалидов войны, участников ВОВ  и ветеранов боевых действий;

- инвалиды с I, II, III степенью ограничения  трудоспособности, инвалиды без  степени ограничения трудоспособности, дети-инвалиды (до 18 лет);

- граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации.

Данная мера социальной поддержки  предусмотрена в соответствии с  Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ и сохранена в рамках «социального пакета».

Региональные льготники (обеспечиваются льготами за счет бюджета субъекта федерации):

- реабилитированные лица и граждане, признанные пострадавшими от  политических репрессий, являющиеся  пенсионерами;

- члены семей реабилитированных,  пострадавшие в результате репрессий,  являющиеся пенсионерами;

- участники обороны Москвы, награжденные  медалью «За оборону Москвы»  и участники строительства оборон рубежей под Москвой в период обороны с 22.07.1941 по 25.01.1942 г.;

- участники предотвращения Карибского  кризиса в 1962 году;

- дети первых трех лет жизни, дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

- матери, имеющие 10 и более детей;

- Герои Советского Союза, Герои  Российской Федерации, полные  кавалеры ордена Славы;

- отдельные группы населения,  страдающие гельминтозами (бесплатное  обеспечение противоглистными лекарственными средствами).

- дети-сироты и дети, оставшиеся  без попечения родителей, лица  из их числа во время обучения  в государственных образовательных  учреждениях начального, среднего  и высшего профессионального образования.

«Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Выписка лекарственных средств  гражданам льготных категорий осуществляется в количестве, необходимом на курс лечения. В отдельных случаях, если необходимо проведение длительной поддерживающей терапии, по решению врачебной комиссии допускается выписка лекарственных средств на более длительный срок (до двух месяцев, за исключением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету).

В случаях, когда курс лекарственной  терапии при лечении некоторых  хронических заболеваний, имеющих затяжной характер, совпадает с периодом пребывания больного в санатории, лечащий врач должен выписывать рецепты на лекарственные средства на весь период пребывания в санатории.

 

2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья

 

Каждый медицинский работник обязан знать ст. 20. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г. (вступил в силу 01.01.2011) которая определяет права граждан  на информацию о состоянии своего здоровья, в том числе предусматривая определенный объем предоставляемых сведений, характеризующий информированность больного о проводимом обследовании, предполагаемом диагнозе и прогнозе развития заболевания, а также возможных вариантах медицинского вмешательства.

Кроме этого получение информации о состоянии здоровья возможно путем ознакомления с медицинской документацией: «Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затронуты интересы третьей стороны».

Следует обратить внимание, что при  любой организационной форме, реализующей  на практике права пациента, прописанные в статье 20, ведущая роль принадлежит лечащему врачу, который при возникновении конфликтной ситуации может привлечь к ее разрешению других должностных лиц, в первую очередь, заведующего отделением. Медицинские сестры не имеют права и не должны предоставлять больным и их родственникам медицинскую документацию для ознакомления.

 

2.4 Право матери и детей на охрану здоровья

 

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 30.07.2010 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

- Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством;

- Каждая женщина в период  беременности, во время и после  родов обеспечивается медицинской  помощью в медицинских организациях  в рамках Программы государственных  гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- Порядок обеспечения полноценным  питанием беременных женщин, кормящих  матерей, а также детей в  возрасте до трех лет, в том  числе через специальные пункты  питания и организации торговли по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 260 ТК РФ предусмотрено, что  перед отпуском по беременности и  родам или непосредственно после  него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный  оплачиваемый отпуск независимо от стажа  работы у данного работодателя.

Гарантии и льготы, предоставляемые  женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время  и сверхурочных работ, привлечение  к работам в выходные и нерабочие  праздничные дни, направление в  служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (статья 264 Трудового кодекса РФ).

Порядок выплаты пособий на детей  установлен Федеральным законом  от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей». Законом установлены следующие  виды государственных пособий:

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу  за ребенком;

– ежемесячное пособие на ребенка;

– единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

В соответствии с Федеральный закон  от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки  семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

1) женщин, родивших (усыновивших) второго  ребенка начиная с 1 января 2007 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего  ребенка или последующих детей  начиная с 1 января 2007 года, если  ранее они не воспользовались  правом на дополнительные меры  государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными  усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

За последние 1О лет значительно  повысился рост показателей заболеваемости детей и подростков, который нельзя объяснить исключительно улучшением выявления патологии, как иногда трактуется в официальных документах региональных министерств здравоохранения. Снижение уровня здоровья детей является отражением многих процессов, происходящих в российском обществе, прежде всего это снижение ответственности социальных институтов государства по отношению к семье и её членам. Следствием этого явилась деградация определенной части семей и снижение их социального статуса, декларативность обязательств государства по охране здоровья граждан, охране окружающей среды, обеспечения приемлемого уровня доступности медицинской и социальной помощи женщинам и детям.

Информация о работе Права граждан в области охраны здоровья