Права граждан в области охраны здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы. В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ……………………………..…4


Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья

2.1 Права граждан на медико-социальную помощь………………………………………………..5



2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение…………………………………………………7

2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья………………………………...9

2.4 Право матери и детей на охрану здоровья………………………………………………………9



Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья

3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья……………………………………12

3.2 Защита права на охрану здоровья ……………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

контр Права граждан в области охраны здоровья.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Российский государственный  социальный университет

Филиал в  г. Чебоксары

 

 

 

Факультет социальной работы

 

 

 

Дисциплина «Основы социальной медицины»

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Права граждан в области охраны здоровья.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса заочной 

                                                                      Формы обучения   гр. ЗС-11-10

                                                                                Специальности «Социальная работа»

                                        Ночвина О.А.

                                                                                  Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чебоксары- 2011г.

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ……………………………..…4

 

 

Глава 2. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья

 

2.1 Права граждан на медико-социальную  помощь………………………………………………..5

 

 

 

2.2 Право граждан на лекарственное обеспечение…………………………………………………7

 

2.3 Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья………………………………...9

 

2.4 Право матери и детей на охрану здоровья………………………………………………………9

 

 

 

Глава 3. Гарантии права на охрану здоровья

 

3.1 Сущность и система гарантий права на охрану здоровья……………………………………12

 

3.2 Защита права на охрану здоровья ……………………………………………………………..13

 

Заключение………………………………………………………………………………………….16

 

Список использованной литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. В контексте  современной цивилизации право  человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

Это обстоятельство требует соответствующего отражения в законодательстве. Для  устранения противоречивости, хаотичности, непродуманности и пробельности нормативных правовых актов, характерных не только для законодательства об охране здоровья граждан, но и для иных отраслей права, необходим масштабный пересмотр принципиальных основ, на которых строится все социальное законодательство, приведение его в строго сбалансированную систему, где цели и векторы развития не противоречат, не взаимо исключают друг друга, а работают на общую цель, определенную в ст.7 Конституции РФ.

С формированием на постоянной основе российского парламента в 90-х годах XX в. начался небывалый всплеск законодательной деятельности и стремительной эволюции законодательства, в том числе и в сфере здравоохранения. Переход страны к рыночным отношениям остро поставил вопрос о необходимости коренного совершенствования медицинского законодательства.

В настоящее время вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального  функционирования системы здравоохранения  являются одной из главных социальных задач, решаемых государством. Совокупность правовых документов в области охраны здоровья человека является базой для социально-экономических и медико-санитарных мероприятий, обеспечивающих достойную жизнь людей в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Конституционные  основы охраны здоровья граждан РФ

 

В ст. 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Также устанавливается право граждан РФ на охрану здоровья, которое обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и гарантирует защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у гражданина какого-либо заболевания.

Законодательством предусмотрено  также, что гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В качестве примеров можно привести договоры о дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, Молдовой, Туркменистаном, в которых содержатся нормы о взаимовыгодном сотрудничестве в области здравоохранения.

Медицинское страхование граждан  РФ, находящихся за рубежом, осуществляется на основе двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан. Помощь по страховым случаям гражданам Российской Федерации, пребывающим на территории иностранного государства, оказывается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации с соответствующим иностранным государством.

При оформлении документов, необходимых  страховой организации, должностное  лицо дипломатического представительства  или консульского учреждения Российской Федерации по просьбе пострадавшего гражданина Российской Федерации или его родственников вступает в качестве их представителя в сношения с уполномоченными страховых организаций в стране пребывания и другими лицами, связанными с наступлением или ликвидацией последствий страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание конституционного права граждан  на охрану здоровья

 

2.1 Права граждан  на медико-социальную помощь

 

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют  право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается  медицинскими, социальными работниками  и иными специалистами в учреждениях  государственной, муниципальной и  частной систем здравоохранения, а  также в учреждениях системы  социальной защиты населения, причем граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется  гражданам в соответствии с программами  государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (по системе ОМС), а дополнительные медицинские и иные услуги предоставляются на основе программ добровольного медицинского страхования, за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

 

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской  помощи определяет виды медицинской  помощи, предоставляемой населению бесплатно:

а) скорая медицинская помощь при  состояниях, угрожающих жизни или  здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и  отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий  по профилактике (в том числе диспансерному  наблюдению, включая наблюдение здоровых детей), диагностике (в том числе  в диагностических центрах) и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах и в стационарах на дому амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений);

в) стационарная помощь:

– при острых заболеваниях и обострениях  хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

– при патологии беременности, родах и абортах;

– при плановой госпитализации с  целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях;

– при плановой госпитализации с  целью проведения лечения и реабилитации, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в стационарах (отделениях, палатах) дневного пребывания больничных учреждений.

 

При оказании скорой медицинской и  стационарной помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования граждан Российской Федерации предоставляется амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразованиях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болезнях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и подкожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в послеродовом периоде, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

В рамках базовой программы осуществляется также проведение мероприятий по профилактике заболеваний, включая  диспансерное наблюдение здоровых детей.

Медицинская помощь в рамках базовой  программы предоставляется гражданам  на всей территории Российской Федерации  в соответствии с договорами обязательного  медицинского страхования.

 

Оказание медицинской помощи за счет средств федерального бюджета осуществляется:

– больным, направленным органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в порядке и в  счет квот, утвержденных Минздравом России и РАМН;

– больным, направленным Минздравом России в счет его резерва сверх  территориальных квот;

– больным, нуждающимся в экстренной (неотложной) медицинской помощи;

– больным с заболеваниями, соответствующими тематике планов научно-исследовательских  работ, утвержденных Минздравом России или РАМН;

– больным, отнесенным к категориям граждан, которым действующей нормативной правовой базой Российской Федерации определены льготы (за счет квот, утвержденных приказом Минздрава России и РАМН).

 

Постановлением Правительства  РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении  Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» определены порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования, и они являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Государственные и муниципальные  медицинские учреждения оказывают  платные медицинские услуги населению  по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Дополнительные медицинские услуги могут осуществляться и в рамках добровольного медицинского страхования, которое может быть как коллективным, так и индивидуальным. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются Правительством Российской Федерации.

Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учреждениях в соответствии со статьей 53 Основ.

Информация о работе Права граждан в области охраны здоровья