Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

Вводная гимнастика показана перед началом за нятий в училище и работой на производстве для учащихся различных профессий. Ее цель — ускоре ние процесса врабатываемости в учебную или произ водственную деятельность. Занятия организуются в рекреациях, коридорах, учебных помещениях, пло щадках на открытом воздухе. Комплексы рассчитаны на 10—12 мин; наряду с общеразвивающими и общеукрепляющими упражнениями в них включаются 3—5 специальных упражнений для тех мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Разрабатываются комплексы руководителем физиче ской подготовки учреждения, проводятся преподавателем, физоргом группы или мастером производственного обучения. Раз в неделю вместо вводной рекомендуется специализированная гимнастика, включающая только упражнения, развивающие профессионально важные физические качества и двигательные навыки.

Во время физкультминуток  выполняются 3— 5 упражнений для тех  групп мышц, которые преимущественно  подвергались статической нагрузке (мышцы спины, живота, ног), а также 1—2 упражнения специализированного  характера. Проводит физкультминутки  преподаватель или физорг группы на 20— 25-й минуте каждого часа теоретического занятия (урока).

Основная цель физкультурной паузы в процессе производственного обучения в училище  и на базовом предприятии (производственная гимнастика) — снятие утомления, повышение  работоспособности с одновременным  формированием профессионально  значимых навыков. Физкультпауза проводится после 2— 2'/2 ч производственного обучения или по мере наступления выраженного утомления; длительность ее 5—10 мин, из них 2—3 мин рекомендуется отводить на специализированные упражнения ППФП. Комплекс упражнений разрабатывается руководителем физической подготовки учащихся, проводится физоргом группы (цеха базового предприятия) или мастером производственного обучения.

При наличии  вредных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, содержание в воздухе химических и токсических  веществ, неблагоприятный микроклимат) упражнения выполняются вне производственного  помещения, в местах, специально отведенных для отдыха учащихся.

Уроки являются основной формой организованных плановых учебных занятий по физической культуре. Проводятся они в процессе теоретического обучения 2 раза в неделю по 45 мин. Гигиенические  требования к урокам физкультуры  во многом те же, что и в общеобразовательных  школах. Следует только иметь в  виду, что в зависимости от объема ППФП уроки физкультуры разделяются  на комплексные и специализированные.

Структура комплексного урока состоит из подготовительной  части длительностью  8—15  мин,  основной — 25—30 мин и заключительной — 3—5 мин. Рекомендуемая моторная плотность 60—80%; 20— 40% времени от урока должно отводиться на ППФП, которая пропорционально включается во все его структурные части. В основной части должны иметь место кратковременные нагрузки, вызывающие частоту пульса 160—180 в минуту.

Специализированные  уроки должны иметь большую плотность (80% и выше). Подготовительная и заключительная части их должны длиться не менее 15—20 мин за счет включения большего количества упражнений ППФП. Основная часть также имеет строго избирательную  направленность на обучение основным физическим навыкам и совершенствование  наиболее профессионально значимых физических качеств. Выполнение этих упражнений сопровождается повышением частоты  пульса до 170—180 в минуту. Специализированные уроки рекомендуется проводить 1—2 раза в месяц; они требуют тщательной организационной подготовки. Важно, чтобы уроки оказывали на занимающихся положительное эмоциональное воздействие.

Спортивно-массовая работа во внеурочное время дополняет  учебную и должна охватывать всех учащихся. Ее цель — дальнейшее развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков, а также подготовка учащихся к выполнению норм комплекса ГТО; воспитание специфических качеств, важных для освоения будущей профессии. Существенным дополнением являются самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние задания). Эта форма особенно целесообразна во время производственной практики на базовом предприятии. Овладению наиболее важными прикладными навыками и умениями в каждой конкретной профессии способствует широкое применение в целях ППФП специальных тренажеров. Их используют для контроля за темпами роста профессионально важных физических качеств и за качеством проведения ППФП.

Физическая подготовленность выпускников СПТУ часто еще не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к человеку современным  производством. Нередко значительные потери несет производство от болезней молодых специалистов, связанных  с их слабой физической закалкой. Широкое использование средств физической культуры и спорта, способствующих развитию профессионально значимых функций растущего организма, принесет, помимо оздоровительного, и большой экономический эффект за счет возможного сокращения сроков профессионально-технического образования учащихся и повышения качества их производственной деятельности.

Естественные  факторы природы  в системе физического  воспитания.

Закаливание.

   Оздоровительное влияние физических упражнений на организм детей и подростков наилучшим образом достигается    при   сочетании    их   с   использованием естественных природных факторов (воздух, солнце и вода).

Одним из основных средств укрепления здоровья является Закаливание, т. е. система мероприятий, дающих возможность организму быстро и адекватно приспособиться к  воздействиям окружающей среды. Правильно  используя естественные факторы  природы, удается повысить сопротивляемость вредным воздействиям, патогенным микроорганизмам, а также достигнуть благоприятных  сдвигов в функциональном состоянии  организма: улучшаются основной обмен, работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствуется процесс терморегуляции, повышается мышечный тонус.

Научные исследования по изучению влияния различных видов  и методов закаливания на физиологические  функции организма позволили  сформулировать принципы организации  закаливания:

1)    постепенность закаливания, т. е. постепенное увеличение силы воздействия закаливающего фактора:

2)  систематичность закаливания. Длительный перерыв в закаливании ведет к постепенному угасанию выработанных условных рефлексов;

3)   разнообразие средств закаливаниия. Длительное применение какого-либо раздражителя в целях закаливания повышает сопротивляемость организма только данному раздражителю.

Целесообразно проводить закаливание во время  занятий физическими упражнениями и спортом. Утренняя гимнастика с  последующими водными процедурами, подвижные и спортивные игры на воздухе, купание в открытом водоеме, туристические  походы, лыжные и пешие прогулки, проводимые в различных метеорологических  условиях, содействуют увеличению закаливающего  эффекта.

Проведение всех закаливающих процедур требует постоянного  контроля со стороны медицинских  работников. Это контроль за условиями, в которых проводится закаливание, их рациональным использованием и влиянием на организм.

Закаливание воздухом — самое распространенное и всем доступное средство закаливания. Воздух воздействует на организм человека в  течение всей его жизни.  Необходимо,  чтобы это  постоянное воздействие всегда оказывало благоприятное влияние, стимулирующее правильные рост и развитие организма. Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Характер влияния воздуха на организм определяется соотношением его качественных показателей: температуры, влажности, движения, давления, ионизации.

При проведении воздушных ванн необходимо учитывать  состояние здоровья детей и их индивидуальную реакцию. Нельзя допускать  резкого охлаждения, а тем более  переохлаждения. Поэтому во время  приема воздушных ванн рекомендуется  проводить подвижные игры, а с  целью усиления их положительного влияния  на организм целесообразны после  них водные процедуры (купание в  водоеме, душ, обливание или обтирание).

Физиологическое действие водных процедур и результат  их влияния на организм подобны действию воздушных ванн. В порядке нарастания силы раздражения водные процедуры  распределяются следующим образом: обтирание, обливание, ванна, душ, купание  в открытом или закрытом водоеме. Сила раздражения водой достигается  увеличением площади соприкосновения  с ней, снижением температуры  воды и удлинением времени ее воздействия. Выбор водных процедур определяется врачом с учетом возраста детей и  данных об их здоровье. Водные процедуры  начинают проводить водой нейтральной  температуры (34—36° С) продолжительностью от 2 до 15 мин. Для здоровых детей  температуру воды каждые 2 дня снижают  на 1—2 ° С, доводя до 18—20° С в зависимости от возраста.

Полезно купание  в открытых и закрытых водоемах, особенно в море, так как оно  сопровождается физической нагрузкой  и вызывает положительные эмоции. Купаться следует 1 раз в сутки. Рекомендуется  купаться при температуре воды не ниже 22° С и при температуре воздуха не ниже 24° С, в тихую погоду.

Солнечные ванны  оказывают на организм наиболее сильное  физиологическое действие по сравнению  с другими природными факторами  закаливания. Многостороннее влияние  ультрафиолетовых лучей на организм при условии их правильного использования  выражается в улучшении состояния  и физического развития, повышении  защитных сил организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям окружающей среды. Повышается интенсивность  обмена веществ, улучшается состав крови, нормализуются функции и взаимодействие всех органов и тканей.

Закаливание детей  солнечными лучами целесообразно сочетать с воздушными ваннами и водными  процедурами.

Методы и средства закаливания должны подбираться (при  обязательной консультации медицинского работника) индивидуально в зависимости  от возраста и состояния здоровья детей и подростков.

При осуществлении  текущего санитарного надзора за детскими и подростковыми учреждениями обязательному контролю подлежит организация  закаливающих мероприятий в них, особенно в учреждениях интернатного типа и с высокими показателями заболеваемости детей и подростков. При этом обращают внимание на следующее:

комплекс закаливающих (специальных и ежедневных) процедур;

организацию специальных  закаливающих процедур (место в режиме дня; время, затраченное на проведение процедуры всеми детьми; методика проведения; реакция детей на воздействующий раздражитель; участие медицинского персонала и воспитателей) ;

осуществление врачебного контроля за организацией и проведением закаливающих мероприятий (предварительный осмотр детей, назначение закаливающих процедур, регистрация рекомендаций и проведенной процедуры);

анализ заболеваемости в зависимости от комплекса воздействующих факторов, определение эффективности  проводимых мероприятий и др.

По результатам  проверки даются общее заключение об организации и проведении закаливающих мероприятий среди детей и  подростков в организованных коллективах, а также конкретные рекомендации по оптимизации этой оздоровительной  работы.

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей.

   Медицинские работники дошкольных учреждений должны осуществлять постоянный контроль за организацией физического воспитания детей. Этот контроль включает:

1)   динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей. При этом систематически должен проводиться анализ заболеваемости (по каждой группе детей);

2)   наблюдение за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений и их воздействием на организм ребенка (хронометраж, пульсометрия и др.). Анализ качества физического воспитания осуществляется медицинским работником совместно с методистом или старшим воспитателем;

3)   контроль за санитарно-гигиеническим состоянием и содержанием мест занятия физкультурой, качеством оборудования и инвентаря и др.;

4)   санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей по вопросам физического воспитания детей.

Периодический контроль за постановкой физического  воспитания  детей  дошкольного  возраста   осуществляется санитарным врачом по гигиене детей и подростков (и его помощником) во время текущего санитарного надзора за детскими дошкольными учреждениями,   домами   ребенка,   детскими   домами.

   В задачи медицинского персонала учебно-воспитательных учреждений входит проведение консультаций детей и их родителей по вопросам физической культуры и спорта, в частности по выбору спортивной секции, закаливанию, режиму занятий физкультурой и спортом

Информация о работе Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание