Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

   В дошкольных учреждениях обязательно проведение различных закаливающих мероприятий. Они являются эффективным средством физического воспитания, обеспечивающим повышение сопротивляемости детского организма различным воздействиям внешней среды (переохлаждение, повышение температуры, резкая смена температуры), а также большую устойчивость организма к различным микробным и вирусным воздействиям. Помимо специальных закаливающих процедур (общие и местные водные процедуры, контрастные, специальные воздушные ванны и пр.), необходимо широко использовать все природные факторы (купание в открытых и закрытых водоемах, хождение босиком, прием солнечных ванн и др.).

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в  условиях организованных детских коллективов  должно осуществляться в соответствии с требованиями Программы воспитания в детском саду (1984).

В обязанности  персонала дошкольных учреждений входит обеспечение условий по организации  двигательной деятельности детей и  выполнению ими всех разделов физического  воспитания. Эффективность физического  воспитания зависит не только от правильности построения занятий, но и от оборудования мест занятий физкультурой, соблюдения соответствующих гигиенических  условий. В каждом дошкольном учреждении должен быть набор спортивного оборудования и инвентаря в соответствии с  рекомендациями, содержащимися в  сборнике «Руководящие материалы для  проектирования полного набора мебели и физкультурного оборудования для  помещений яслей-садов» (1979).

Общеобразовательная школа. Физическое воспитание детей  и подростков в данных учреждениях  включает сдачу норм ГТО, характеризуется  разнообразием организационных  форм, активным вовлечением во внеклассные  и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организация и  содержание физического воспитания учащихся школ регламентируются комплексом ГТО, учебной программой по физкультуре; программой по внеклассной и внешкольной  спортивной работе со школьниками; программой занятий с учащимися, отнесенными  по состоянию здоровья к специальной  медицинской группе; Положениями  о коллективе физической культуры в  школе и внешкольных учреждениях.

Задача санитарного  врача по гигиене детей и подростков (и его Помощника) состоит в  гигиенической оценке используемых организационных форм физического  воспитания. Он также осуществляет контроль за соблюдением действующих санитарно-гигиенических правил и норм.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры; физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня школьников; внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу; самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке  и  дворовых  площадках,   стадионах,   парках.

   Урок физкультуры — основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; методически правильное построение урока с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальных моторной плотности занятия и физиологической нагрузки; выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья и формированию правильной осанки; соблюдение последовательности занятий, правильное их сочетание с другими уроками в расписании учебного дня и недели; проведение занятий в специальном помещении (спортивный или гимнастический зал), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

   Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий  и способствует повышению работоспособности  на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6—7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5—6 мин).

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный  тонус школьников, снижают статические  нагрузки и предупреждают нарушения  осанки. Они проводятся в классе в течение 1—2 мин. Время начала физкультминутки  определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить  ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

Подвижные игры на переменах являются эффективным  средством профилактики переутомления  учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются дежурными учителями, специально подготовленными _ физоргами и проводятся преимущественно  на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности  необходимо заканчивать за 5—6 мин  до начала следующего урока.

Успех подвижных  игр и проведения физкультурных  упражнений на переменах во многом зависит от подготовки мест занятий  и наличия спортивного, инвентаря (мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки  и пр.).

Школьники занимаются подвижными играми на переменах в  повседневной одежде, при необходимости  надевают куртки или пальто, головные уборы и соответствующую сезону и погоде обувь.

Спортивный час  в группах продленного дня  проводит воспитатель, пользуясь консультацией  учителя физкультуры и медицинского персонала школы. Основу занятий  составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие  гигиенические рекомендации: постепенное  повышение физической нагрузки и  снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние  их здоровья и физическую подготовленность.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию  занятий в спортивных секциях, а  также проведение дней здоровья и  спорта. Данная работа осуществляется учителем физкультуры на основе самодеятельности учащихся и в соответствии с Положением о коллективе физкультуры общеобразовательной школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы; продолжительность работы секции не более 1'/2-2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные  дни здоровья и спорта, цель которых  — способствовать укреплению здоровья учащихся и лучшей подготовке к сдаче  норм комплекса ПО, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у  них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Дни здоровья и  спорта предусматривают пешие прогулки, подвижные и спортивные игры, туристические  походы, массовые соревнования по программе  «Старты надежд», старты на лучшего  бегуна, прыгуна и другие виды соревнований, сдачу норм ГТО, катание на лыжах, санках, коньках и т. п. Участие  школьников 1—3-х классов в днях здоровья и спорта не должно превышать 3 ч, школьников 4—7-х классов — 4 ч, 8—10-х (11-х) —5 ч.

Внешкольная спортивно-массовая работа проводится    профсоюзами,    комсомольскими    и    спортивными организациями в тесном контакте с родителями и учителями школы.

Ежегодно в  школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школьников График проведения осмотров составляет медицинский работник школы вместе с заведующим учебной частью и затем он утверждается главным врачом   детской   поликлиники   и  директором   школы.

Медицинский осмотр предусматривает определение сдвигов  в состоянии здоровья и физическом развитии школьников, учет эффективности  занятий физкультурой, а также  решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осматривают  либо в дошкольном учреждении, либо в детской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние организма; решается вопрос о допуске их к занятиям физкультурой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости проводятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть обсуждены на заседании педагогического совета и в обязательном порядке доведены до сведения преподавателя физкультуры  и родителей учащихся. Преподаватель  физкультуры должен знать, кто из учащихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или  иная группа.

По окончании  осмотра составляют сводный список учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной группам, и с  соответствующими рекомендациями передают его преподавателю физкультуры. Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года некоторые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

Данные осмотра  не всегда достаточны для суждения о возможностях организма школьника  перенести физические нагрузки, полученные на уроках физкультуры и тренировочных  занятиях по тем или иным видам  спорта. Поэтому необходимо медицинское  наблюдение за школьниками непосредственно  во время занятий и тренировок.

При посещении  занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, раздевален, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие  и качество спортивного инвентаря  и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к  выполнению физических упражнений.

Предварительно  ознакомившись с программой, поурочным  планом и схемой построения урока/ медицинский  работник дает оценку правильности построения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здоровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока  необходимо следить за тем, какие  упражнения включает преподаватель  для коррекции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно  ли дозирует нагрузку для учащихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе физического воспитания, должны заниматься лечебной гимнастикой. Последняя делится  на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается  детям с теми или иными нарушениями  опорно-двигательного аппарата. Она  включает общеукрепляющие и обще-развивающие  упражнения.

Для занятий  лечебной (корригирующей) гимнастикой  комплектуют группы (не более 15 человек) с учетом возраста детей. Занятия  проводит преподаватель физкультуры, прошедший специальную подготовку, при непосредственном врачебном  руководстве и контроле. По показаниям детей направляют в кабинеты лечебной физкультуры территориальных поликлиник.

Учебные занятия  со школьниками, отнесенными к специальной  медицинской группе, выносятся за сетку часов основного учебного времени, но обязательно планируются  при составлении расписания — 2 заня тия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.

Средние профессионально-технические  училища.Наряду с решением общих задач обязательным раз делом программы физического воспитания учащихся СПТУ является профессионально-прикладная физи ческая подготовка (ППФП). Она направлена на раз витие у учащихся физических качеств, особенно важных для избранной профессии; формирование и совершенствование вспомогательно-прикладных дви гательных навыков; повышение устойчивости орга низма к воздействиям различных профессионально-производственных факторов. Эти задачи решаются пу тем включения специальных физических упражнений в систему различных взаимосвязанных организацион ных форм физического воспитания. В основном это те же формы, которые используются в общеобразова тельных школах, но содержание их во многом раз личается.

Утренняя гимнастика (зарядка) состоит из вы полнения комплекса физических упражнений обще-развивающего и профессионально-прикладного характера. Проводится она в домашних условиях или в общежитиях (в хорошо проветренном помеще нии), при возможности на Открытом воздухе. Длительность занятий 20—30 мин, из них на ППФП отводится 5—7 мин. Комплексы физических упражне ний разрабатывает руководитель физической подготов ки училища с учетом специфики будущей профессии учащихся. В общежитиях гигиеническая гимнастика проводится общественными инструкторами.

Информация о работе Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание