Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы для обеспечения определенного уровня физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Работа содержит 1 файл

реферат 1.docx

— 52.11 Кб (Скачать)

Понятие и роль физического  воспитания детей.

 

  Физическое воспитание—организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы  для  обеспечения   определенного  уровня   физического развития, формирования и совершенствования двигательных качеств, умений и навыков с целью улучшения подготовки к разнообразной деятельности.

Средствами физического  воспитания являются подвижные игры, физические упражнения, ходьба, бег, спортивные игры, физический труд, воздействие  естественных факторов природы (солнечные  лучи, воздух и вода). Перечисленные  средства могут использоваться в  различных формах. Основными, включенными  в государственную программу  физического воспитания детей в различных типах учебно-воспитательных учреждений, являются занятия и уроки физкультуры.

   Физическое воспитание детей и подростков направлено на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и обеспечение всестороннего физического развития организма, развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости, волевых и моральных качеств, воспитание дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, рациональных гигиенических навыков, овладение знаниями по гигиене физических упражнений и самоконтролю. Вместе с тем основное значение физического воспитания — это достижение оздоровления детей и подростков.

Оздоровительная роль физического воспитания заключается  в совершенствовании реакций  терморегуляции, повышении неспецифической  устойчивости организма к патогенным микроорганизмам и неблагоприятным  факторам окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости, в первую очередь простудными заболеваниями.       Физическое воспитание стимулирует процессы роста и развития организма, способствует нормализации нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекции врожденных или приобретенных дефектов физического развития; повышению работоспособности путем своевременного формирования двигательного анализатора и специфического развития основных физических качеств; охране и укреплению психического здоровья путем повышения тонуса коры большого  мозга  и  создания  положительных эмоций.

Физическое воспитание оказывает благоприятное влияние  на растущий организм только тогда, когда  оно организовано в соответствии с гигиеническими принципами.

   Гигиеническими принципами правильной организации физического воспитания детей и подростков являются: 1) наличие оптимального двигательного режима с учетом биологической потребности растущего организма в движениях и его функциональных возможностей;

                                                    2) дифференцированное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и физической подготовленности детей и подростков;

                                                    3) систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных средств и форм физического воспитания, способствующих гармоничному развитию, охране и укреплению здоровья;

                                                   4) создание благоприятных условий окружающей среды во время занятий физкультурой и спортом.

   Физическое воспитание в детских и подростковых учреждениях

   Дошкольные учреждения. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это первоначальное и очень важное звено всего последующего процесса воспитания подрастающего поколения.

Физическое воспитание детей, по современным представлениям, состоит из целого комплекса разнообразных  воздействий. В частности, в него входят: разумно организованная внешняя среда, в которой находятся дети, режим дня, полноценное вскармливание (для детей раннего возраста), специальные приемы закаливания, разнообразные физические упражнения. Отличительной особенностью организации физического воспитания детей дошкольного возраста является необходимость дозирования и учета возрастных и индивидуальных свойств интенсивно развивающегося организма.

При организации  физического воспитания необходимо учитывать анатомо-физиологические  особенности организма детей (в  частности, детей раннего возраста).

         1.  Бурный рост и быстрый темп развития обеспечиваются высоким уровнем обмена веществ, в первую очередь окислительных процессов. Высокий уровень обменных процессов обусловливает быстрый рост тканей, развитие органов. Интенсивность обмена веществ поддерживается как достаточным количеством питательных веществ, так и соответствующим расходом энергии. Нарушение баланса между ними может привести к замедлению развития ребенка.

         2.  Физические упражнения и лежащие в их основе мышечные сокращения оказывают влияние на развитие сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем.

         3.  Факторы окружающей среды влияют на процессы роста и развития детей.

         4.  Морфологические особенности двигательного аппарата детей раннего возраста; трудность выполнения точных движений по словесной инструкции; быстрая утомляемость.

Созданием наилучших  условий для развития движений ребенка  раннего возраста достигается более  совершенное развитие его высшей нервной деятельности. При этом физическое воспитание как средство обеспечения  условий гармоничного всестороннего  развития детского организма смыкается  с умственным воспитанием.

Улучшение деятельности всех органов и систем организма  ребенка под влиянием регулярных и правильно дозированных физических упражнений приводит к возникновению  способности быстро отвечать на то или иное воздействие: перегревание, охлаждение и т. д. Эта способность  носит название реактивности организма. Она играет большую роль в приспособлении организма к различным факторам окружающей среды.

Основными средствами физического воспитания ребенка  раннего возраста являются: гимнастические упражнения, массаж, закаливающие процедуры. Организация всех видов двигательной активности детей требует соблюдения гигиенических условий: наличие удобной кроватки, манежа, снабженного достаточным количеством ярких, красочных и соответствующих возрасту ребенка игрушек; одежда детей должна быть свободной и легкой, соответствовать температуре окружающей среды. Должен соблюдаться определенный режим, а питание ребенка должно быть полноценным.

Гимнастическими упражнениями со здоровым ребенком следует  заниматься с 1 '/г—2 мес. Применяются  следующие группы упражнений:

активные гимнастические упражнения, которые ребенок выполняет  самостоятельно, произвольно, а по мере развития речи — по команде взрослых. Активные упражнения способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков;'

пассивные гимнастические упражнения выполняются усилиями взрослых. Такие движения включаются в комплекс упражнений здорового ребенка в  период, когда исчезает повышенный тонус сгибателей, когда произвольные движения рук и ног еще не развиты. По мере занятий с ребенком в ответ на повторяющиеся раздражения вырабатывается привычная ответная реакция (рефлекс). После того как у ребенка появляется желание выполнять то или иное упражнение самостоятельно, пассивные упражнения следует прекратить;

рефлекторные  гимнастические упражнения составляют особую группу упражнений, в основе которых лежат некоторые двигательные рефлексы детей раннего возраста (например, поглаживание подошвы вызывает разгибание конечностей).

 

Средства  и методы физического  воспитания детей.

 

   Одним из средств физического воспитания является массаж. У детей первого года жизни массаж, как правило, должен сочетаться с физическими упражнениями, развивающими точность и координацию движений, правильность осанки, чувство равновесия. Гимнастические упражнения в сочетании с массажем проводятся в форме индивидуальных занятий. Гимнастикой занимаются только здоровые дети после тщательного осмотра их врачом.

В возрасте 7 мес ребенка следует спускать на пол, где организован так называемый напольный манеж, оборудованный пособиями, стимулирующими ребенка к активным движениям (ползание, вставание на ножки, лазание, переступание и пр.). На втором году жизни у детей формируются самостоятельные навыки ходьбы, их движения становятся более координированными и сложными. В это время дополнительно включают подвижные игры, которые проводятся  либо  индивидуально,  либо  небольшими  группами (3—4 человека). Подвижные игры должны ежедневно проводиться на прогулке или в часы самостоятельной деятельности детей. Они должны быть организованы так, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить постоянную потребность в движении. При занятиях используются различные гимнастические снаряды и инвентарь (скакалки, скамейки, горки, палки, лесенки и др.).

В режиме дня  детей старше 2 лет предусматривается  еще и утренняя гимнастика (зарядка) продолжительностью не менее 5—6 мин. Занятия  проводят со всей группой детей в  виде подвижных игр или нескольких простых физических упражнений: ходьба, движения верхних и нижних конечностей, наклоны туловища назад и вперед и др. После утренней гимнастики рекомендуется обтирание, а если есть условия,— обливание (или душ).

Два раза в неделю в режиме дня для детей данной возрастной группы (2—3 года) предусматриваются  специальные физкультурные занятия  продолжительностью не менее 10 мин  каждое. Особенностью методических приемов  при проведении физкультурных занятий  с детьми 2—3 лет является использование  игровых ситуаций и выполнение движений имитационного характера. Дети подражают  не только движениям птиц, животных, плывущей лодочке и т. д., но и их «голосам», что способствует развитию дыхания.

Во время занятий  надо поддерживать у детей бодрое, веселое настроение и желание  выполнять все предложенные им упражнения. Упражнения подбирают с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Затем упражнения меняют, чтобы работа различных мышц чередовалась. Занятия  с детьми раннего возраста проводят каждый день в строго определенное время: за 1 — 1 'Д ч до кормления или через 30—60 мин после него.

С детьми 2—3-летнего  возраста занятия проводят через  день в физкультурном зале, а в  теплое время года — на свежем воздухе. Физкультурные занятия проводят, как правило, с группой детей, (8—12 человек) .

На 3-м году жизни  развивается такой важный двигательный навык, как бег. Во время бега в  работу вовлекаются   многие   мышцы,   что   стимулирует   деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Развитие бега и его совершенствование происходят во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находятся в прямой зависимости от их качества. Продолжают развиваться и такие двигательные навыки, как бросание и метание. При этом ребенок учится принимать правильную позу, поворачивать туловище в сторону броска и др.

В системе физического  воспитания детей в детском саду (3—7 лет) используются различные формы  двигательной активности: утренняя гимнастика, специальные занятия физкультурой, подвижные игры в зале и во время  прогулок, физические упражнения при  проведении закаливающих мероприятий, движения во время музыкальных занятий  и занятий трудовой деятельностью; двигательная разрядка и динамические паузы в процессе учебных занятий и между ними, а также во время игровой деятельности в группе. В режиме дня детского сада отводится время для самостоятельной двигательной активности детей; предусматривается проведение спортивных праздников и дней здоровья.

Физкультурные занятия должны иметь четкую организационную  структуру и состоять из трех частей: 1) вводной — создание эмоциональной  настроенности детей, активизирование  их внимания, постепенная подготовка организма к предстоящей повышенной физической нагрузке;

                     2) основной — тренировка различных мышечных групп, совершенствование физиологических функций организма, обучение основным двигательным навыкам и их закрепление;

                     3) заключительной — обеспечение постепенного перехода от повышенной мышечной деятельности к спокойной, снижение двигательного возбуждения при сохранении бодрого настроения детей.

Информация о работе Организация физического воспитания детей и подростков. Закаливание