Наркомания. Токсикомания. Вопросы профилактики и ранней диагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:08, реферат

Описание работы

Реферат раскрывает вопросы профилактики и ранней диагностики наркомании и токсикомании.

Работа содержит 1 файл

реферат на психиатрию,наркомания.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО РОССИЙСКОГО  ЗДРАВООХРАНИНИЯ

Б Г М У  Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра психиатрии и наркологии с курсом ИПО

Зав. д.м.н. Юлдашев  В.М. 
 
 

Реферат

На  тему: 
 

Наркомания. Токсикомания.

Вопросы профилактики и ранней диагностики. 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫПОЛНИЛА:

Студентка  группы  Ст-401 «А»

НУРИАХМЕТОВА  А.А 
 
 
 

 УФА 2009г 

Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании – это психологические методы профилактики алкоголизма и наркомании.

1) В узком  значении - совокупность психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам;

2) В широком  значении - методы формирования такого  образа жизни и направленности  личности, при котором сводится  к минимуму возможность появления  тяги к алкоголю и наркотикам.

Различаются:

1) профилактика  первичная - научно обоснованные  психологические приемы антинаркотического  воспитания;

2) профилактика  вторичная - методы психологической  помощи лицам, злоупотребляющим  одурманивающими веществами;

3) профилактика третичная - организация психологической поддержки и самоподдержки выздоравливающих от алкоголизма и наркомании.

Профилактика  первичная содержит мероприятия, направленные на предупреждение причин алкоголизма  и наркомании задолго до того, как  они могут появиться. Оптимальный период для создания антинаркотических установок - младший и средний возраст. Учитывая психологические особенности этих возрастных групп, разъяснительная работа должна направляться на демифологизацию алкоголя и наркотиков как символов престижа, разрыв ассоциации потребления алкоголя с положительными качествами личности: мужественностью, храбростью, «современностью» и пр. В антинаркотической пропаганде для взрослых нужно в доступной форме сообщать о свойствах наркотизирующих веществ и возможных последствиях употребления, сформировать в общественном сознании альтернативу стилю жизни, включающему потребление алкоголя и наркотиков. На основании опыта установлено, что особенно эффективны не деструктивные методы профилактики, основанные на запугивании и устрашении, а конструктивные - направленные на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь и наркотики не являются ценностями. Кроме того, выявлена недостаточность сугубо вербальных методов психологической помощи и эффективность деятельностно опосредованных методов воздействия: ролевые игры и дискуссии, формирование внешкольной воспитывающей деятельности, создание клубов по интересам и пр.

Профилактика  вторичная имеет дело с лицами, употребляющими алкоголь и наркотики.

Сюда входят: 1) ранняя диагностика; 2) раскрытие психологического неблагополучия личности, связанного с причинами наркотизации; 3) предложение широкой психологической помощи - беседа клиническая, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками и наркоманами, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего, и пр.

Профилактика  третичная касается помощи больным, выздоравливающим от алкоголизма и  наркомании. Этой цели служит образование клубов трезвости, обществ типа «Анонимные алкоголики», организация психологических консультаций для выздоравливающих, и пр. 

Тест  на выявления наркологического больного:

Вопрос Да Нет

1. Употребляешь ли ты наркотики в одиночестве?  

2. Заменял ли ты когда-либо один наркотик другим, считая, что первый представляет угрозу для тебя?  

3. Пытался ли ты когда-нибудь обмануть врача, чтобы он дал тебе наркотики (или рецепт на них) или заставить его сделать это?  

4. Приходилось ли тебе когда-либо красть наркотики или воровать, чтобы раздобыть денег на наркотики?  

5. Принимаешь ли ты наркотики регулярно с утра или перед сном?  

6. Пытался ли ты когда-нибудь снять последствия употребления одного наркотика с помощью другого?  

7. Избегаешь ли ты тех людей, которые не одобряют твоей приверженности к наркотикам?  

8. Принимал ли ты когда-либо наркотики, не зная точно, что это за вещества и какое действие они могут оказать?  

9. Вредили ли наркотики каким-либо образом твоей работе или учебе?  

10. Случались ли у тебя неприятности с милицией из-за наркотиков?  

11. Приходилось ли тебе когда-нибудь лгать о том, какие наркотики и в каком количестве ты принимал?  

12. Считаешь ли ты расходы на покупку наркотиков более важными, чем другие свои расходы?  

13. Пытался ли ты когда-нибудь прекратить или ограничить употребление наркотиков? 

14. Приходилось ли тебе лечиться от наркотиков в больнице или сидеть из-за них в тюрьме? 

15. Связаны ли твои сон и аппетит с регулярностью приема наркотиков?  

16. Пугает ли тебя возможность остаться без наркотиков?  

17. Считаешь ли ты, что тебе невозможно прожить без наркотиков длительное время? 

18. Сомневался ли ты когда-нибудь в собственном рассудке?  

19. Вредили ли наркотики твоим отношениям с родными?  

20. Не бывало ли, что ты чувствовал себя неуместным или неудовлетворенным в той или иной компании? 

21. Доводилось ли когда-нибудь тебе испытывать желание оправдаться за свое пристрастие, чувство вины или стыда за него?  

22. Часто ли ты думаешь о наркотиках?  

23. Испытываешь ли ты время от времени необъяснимый или иррациональный страх? 

24. Влияет ли употребление наркотиков на твою половую жизнь?  

25. Доводилось ли тебе принимать не те наркотики, которые ты обычно предпочитаешь? 

26. Принимал ли ты когда-нибудь наркотики из-за эмоциональных страданий или стрессов? 

27. Случались ли у тебя передозировки?  

28. Продолжаешь ли ты принимать наркотики, несмотря на их негативное воздействие на тебя?  

29. Считаешь ли ты, что у тебя пагубное пристрастие к наркотикам? 

Особенности наркомании, совокупность признаков

Асоциальное поведение у подростков, злоупотребляющих наркотиками, наблюдается задолго  до начала наркотизации и выражается в хулиганстве, краже мелких вещей  из дома, продуктов в магазинах  самообслуживания, вымогательстве денег  возле школы и у кинотеатров, мелких спекуляциях, драках, бродяжничестве и т.д.

Нами были выборочно обследованы лица, состоящие  на учете в наркологических кабинетах  как употребляющие наркотические  и токсикоманические средства. Больше половины из них находились на стационарном лечении в городской клинической психиатрической больнице.

При изучении особенностей характера и поведения  нами учитывались сведения, которые  сообщали о себе обследуемые, их родственники, а также лица, в силу тех или  иных обстоятельств наблюдавшие испытуемых с детства, характеристики с места работы и учебы, тщательно исследовались соматическое, неврологическое и психическое состояния.

Было выявлено, что у большей части лиц, злоупотребляющих наркотиками, уже в раннем детстве  проявлялись такие черты характера, как капризность, повышенная раздражительность и возбудимость с элементами злобности. При ограничении свободы действий или подавлений инициативы у них отмечались истерические реакции с двигательным возбуждением или заторможенностью, с отказом отвечать на вопросы. В период обучения в начальных классах школы для многих была характерна склонность ко лжи, что наблюдалось даже в тех случаях, когда для этого не было никакого повода.

Дети не проявляли заинтересованности в  учебе, к занятиям они готовились под присмотром взрослых, отказывались выполнять домашние задания, если они представлялись им достаточно трудными, утверждали, что ничего не понимают, охотно пользовались помощью родителей и одноклассников.

Обследуемые отказывались выполнять какую-либо домашнюю работу, придумывали различные предлоги, оправдывающие их недобросовестность, противопоставляли себя родителям и педагогам, с которыми у них складывались конфликтные взаимоотношения.

Меры дисциплинарного  воздействия со стороны родителей и педагогов обычно не приносили желаемого результата. Наблюдались кратковременные уходы из дома, стремление общаться с группами лиц более старшего возраста, основными мотивами поведения которых были поиски удовольствий и развлечений.

При возникновении  психотравмирующих ситуаций отмечалось заострение присущих данной группе лиц характерологических черт: например, таких как нетерпимость к замечаниям и выраженная раздражительность.

У таких  подростков с 11-12 лет наблюдались  колебания настроения в сторону  его повышения, переоценка собственных возможностей. Школьные занятия для них утрачивали актуальность, отмечались легкость суждений, усиление активности, избирательная общительность только с теми сверстниками, которые разделяли их нравственно-этические установки. Под различными предлогами и без них обследуемые пропускали занятия, проводили с приятелями время в кино или слушали музыку.

В этот период обследуемые начинали курить табак, эпизодически употребляли спиртное, наркотики или другие средства, вызывающие состояние опьянения или расстроенного сознания.

У подростков по ничтожному поводу возникали реакции  психомоторного возбуждения с агрессивностью по отношению к близким, с угрозами покончить жизнь самоубийством, уйти из дома. Были характерны бродяжничество, сексуальная активность, которая нередко принимала патологические формы.

Отмечались  тенденции к немедленной реализации своих желаний, как правило, связанных  с получением удовольствия или чувством гнева. При этом не учитывались особенности  ситуации и последствия поступков. В дальнейшем обследуемые были способны к адекватной самооценке, сожалели о случившемся, но это не вносило коррекции и регуляции в их поведение. Через некоторое время они вновь совершали аналогичные действия.

Обращали  на себя внимание капризность, эгоцентризм, склонность к избыточному фантазированию, лживости, преобладание низших чувств, демонстративность, позерство.

Не менее  важно отметить внушаемость, стремление к подражанию, слабость волевых процессов, легкость включения в асоциальные  действия, иждивенческие установки с уклонением от любого вида труда.

В подростковом периоде, который характеризуется  интенсивным физическим ростом и  формированием личностных особенностей, представляется вполне закономерным стремление к самоутверждению. Однако одновременное проявление раздражительности, истероидности, а также снижение способности к длительной целенаправленной деятельности обусловливают реализацию стремлений к самоутверждению через асоциальное поведение, включающее и употребление наркотических и токсикоманических средств. Асоциальное поведение не требует навыков к систематическому труду, гибкости и пластичности в межличностных отношениях.

Как показали наши наблюдения, начало наркотизации в подавляющем большинстве случаев  приходится на подростковый возраст, в котором при нормальном развитии человека активно формируются социальные установки, определяется характер социальной адаптации.

Выпадение этого столь важного компонента становления личности в указанный  возрастной период вследствие злоупотребления наркотическими средствами уже само по себе наносит непоправимый ущерб возможностям формирования социальной адаптации даже в тех случаях, если в дальнейшем будет прекращено употребление наркотиков. То, что столь естественно приобретается и закрепляется в физиологически обусловленном возрасте, уже не может реализоваться в более поздние сроки.

Употребление  наркотиков деформирует личность. Уже  при первой стадии наркомании, когда  появляются признаки психической зависимости, отмечаются изменения иерархии мотивов. Утрачивается их опосредованность, сложность организации деятельности. Главенствующим мотивом, направляющим деятельность больных, становится потребность в наркотике, который вызывает повышение настроения.

Информация о работе Наркомания. Токсикомания. Вопросы профилактики и ранней диагностики