Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:36, контрольная работа
Вопрос 1. Дать определение «медицины» как системы. Из каких составных частей она состоит?
Вопрос 3. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России (Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов)
Алтайский
государственный медицинский
Факультет «Сестринское дело»
Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
Контрольная работа
по истории
медицины
Вариант
1
Выполнила: Бездольнова Инна Владимировна
Студентка
282 группы
Г. Барнаул – 2011
Вопрос 1. Дать определение «медицины» как системы. Из каких составных частей она состоит?
МЕДИЦИНА,
наука и практическая деятельность по
предупреждению и лечению болезней. На
заре своей истории медицина занималась
в основном лечением, а не предупреждением
болезней; в современной медицине профилактическое
и лечебное направления тесно связаны,
и большое внимание уделяется также проблеме
общественного здравоохранения.
Вопрос 2. Кротонская древнегреческая медицинская школа: ее философское направление, представление об организме, сущности болезни и приемы лечения.
В лице кротонской школы медицина античной Греции тоже приходит к вопросу о природе человека и тоже решает его при помощи философии. Первая постановка вопроса об организме как единстве противоположностей, наивно-диалектическое решение этого вопроса. Появление принципа «противное врачуй противным». Идея о головном мозге как орудии познания и как о месте возникновения внутренних болезней. Начало учения о патогенезе.
Кротонская школа сложилась в древней Греции раньше других медицинских школ. Она названа так по имени города Кротон, или Картона, в Южной Италии, который был в то время греческой колонией.
По ее внутреннему
содержанию эта школа характеризуется
не столько практическими
Из предыдущей лекции известно, как нашли путь к раскрытию природы человека врачи Китая и Индии: этот путь показала им натурфилософия. То же самое происходит в медицине античной Греции: путь к раскрытию природы человека показывает врачам ионийская натурфилософия.
Врачи кротонской школы остановили свое внимание научении Анаксимена о воздухе как первооснове и первоисточнике всего существующего. Воздух, как известно, играл крупную роль в системе медицины Египта, Китая и Мидии. У философов и врачей Греции он выступает как «первоматерня»
Учение Анаксимена о воздухе перенес в медицину врач Алкмеон Кротонский и создал так называемую пневматическую систему медицины (пневматики). Расцвет его деятельности относится к концу VI и началу V в. До н. э. Он изложил свои взгляды в трактате под заглавием «О природе», хотя речи в нем идет не о природе человека. В чем же, по Алкмеону, состоит природа человека? Организм человека, считает он, как и вся природа в целом, происходит из воздуха, как из первоматерии, лежащей в основе всего существующего. Эта первоматерия, по причине извечно присущего ей движения, «выделяет» из себя «противоположности». Поэтому организм человека сплошь состоит из противоположностей.
Как можно было в те времена представить себе организм состоящим из противоположностей?
К такому пониманию многие не пришли еще и в наше время, хотя мы уже знаем о противоречивом характере функций некоторых наших очень важных органов, например, коры головного мозга. Но Алкмеон решил задачу просто: он взял те противоположности, которые открыл в воздухе Анаксимен. Анаксимен же, выводя эти противоположности, рассуждал так: воздух обладает способностью сгущаться и разрежаться: сгущаясь, он делается влажным и превращается в туман, облако и дождь; сгущаясь еще более, он делается холодным и плотным и превращается в снег, в лед и в камни; разрежаясь же, он делается сухим, теплым и наконец, загорается огнем.
Алкмеон взял эти рассуждения, прибавил к ним кое-что от себя и перенес все это на человеческий организм. Организм, таким образом, оказался у него в состоянии равновесия следующих противоположных сил: «влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и прочих». Такое разрешение этого трудного вопроса представляется наивным. Но не будем забывать, что в наивном мышлении греческих философов выступало и диалектическое мышление в его «первобытной простоте». Выступает этот момент и в мышлении Алкмеона: каково бы ни было его представление о противоположностях, составляющих «природу» организма, все же это - первое в истории медицины представление ооб организме как единстве противоположностей. В дальнейшем развитии медицины этому представлении предстоит большое будещее.
Далее выступает в системе Алкмеона другая интересная черта - его учение о том, что такое здоровье и что такое болезнь?
Медицина античной Греции развивалась в условиях острейшей классовой борьбы. Это обстоятельство сильно отразилось на медицине Алкмеона, особенно на его учении о здоровье и о болезни. Алкмеон - демократ, он враг монархии идруг гражданского равнопривия или «изономии», как называется равноправие по-гречески. И вот как он определяет здоровье и болезнь: «Сохраняет здоровье равновесие (изономия) сил влажного, сухого, холодного, теплого, горького, сладкого и прочих; господство же (монархия) из них одного есть причина болезни, ибо господство одной противоположности действует гибельно».
Итак, человек здоров, если его элементы ведут себя демократически, он заболевает, если один из этих элементов устанавливает свою монархию. Монархия и в теле человека действует гибельно. Это своеобразное учение о господстве одной противоположности над другими, как о причине болезней, определило терапию пневматиков: по их учению, если одна противоположность вредит, то «противоположное есть лекарство для противоположного».
Не установлено, что именно Алкмеон первым сформулировал этот принцип, но не подлежит сомнению, что этот принцип рожден именно пневматической системой медицины, которая от начала до конца пронизана представлением о противоположностях как о сущности «природы» организма. Таким образом, не с именем Гиппократа, как это принято всеми, а с именем Алкмеона следует связывать появление в медицине принципа «contraria contrariis curantur», который лег в основу практической терапии всех последующих медицинских школ (кроме гомеопатов).
Трактат Алкмеона дошел до нас лишь в отрывках. Мы не знаем поэтому ни концепции его во всей полноте, ни логического хода его мыслей и не можем объяснить, в силу каких обстоятельств он пришел к вопросу о роли мозга как органа наших знаний. Но по каким-то причинам этот вопрос стал перед ним, а ответ на этот вопрос он стал искать в анатомии органов чувств и головного мозга.
Недаром древний писатель Халкидий сообщает о нем: «Муж, искусный в естествознании, впервые дерзнувший приступить к разрезыванию, был Алкмеон».
Поиски Алкмеона были успешны. Исследуя устройство органов слуха, он открыл капал, который нам теперь известен под названием евстахиевой трубы, а в основании мозга он открыл две «светоносные дорожки», которые шли от мозга, делали перекрест и оканчивались в глазницах. Он открыл, следовательно, зрительные нервы и их перекрест.
Окончательный же результат его поисков, как сказал об этом Платон, состоял в следующем: «мозг доставляет (нам) ощущение слуха, зрения и обоняния.Из последних возникают память и представления, а из памяти и представлений... рождается знание».
Возможно, что, будучи безбожником, Алкмеон этим исследованием хотел опровергнуть утверждение жрецов, что знание приходит к нам от богов.
Наряду с учением о головном мозге, как органе наших знаний, Алкмеон высказал мысль о том, что головной мозг является также местом возникновения весьма значительного числа болезней человека. В типичной для того времени примитивной форме эта мысль сводилась к следующему. Головной мозг, помимо его познавательной функции, является чем-то вроде железы, выделяющей слизь. В силу каких-то условий эта слизь образуется в избыточном количестве, приобретает раздражающие свойства, и, спускаясь в нос, вызывает насморк, спускаясь в желудок, вызывает воспаление желудка, спускаясь в кишки, вызывает понос. Наряду с головным мозгом, местом возникновения болезней являются также спинной мозг и кровь; но патогенетическая роль последних по дошедшим до нас материалам не ясна. Этими высказываниями Алкмеон положил начало учению о патогенезе внутренних болезней, которое вскоре было принято врачами книдской школы, а затем Гиппократом.
Из прочих пневматиков того времени должен быть назван Диоген из Аполлонии (V в. до н. э.). Вскрывая трупы животных, он обнаружил, что правое сердце и вены содержат кровь. а левое сердце и артерии пусты. На этом основании он предположил, что правое сердце гонит кровь, а левое «присасывает» воздух. Это ошибочное мнение легло в основу понимания функций сердца, которое господствовало в медицине вплоть до Гарвея.
Кротонская школа
в вопросе о природе человека
продвинулась дальше, чем медицина Китая
и Индии, но все же далеко не разрешила
его. Главным недостатком ее учения было
то. что она решала вопрос не на основе
знаний о человеке, а на основе одной лишь
натурфилософии.
Вопрос 3. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России (Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов)
Нервизм - это учение, которое стремится распространить влияние нервной системы на как можно большее количество функций организма.
В развитии нервизма выделяют 4 этапа:
1 этап:связан с Сеченовым (1863 г.), работа "Рефлексы головного мозга". Основной принцип: и спинной и головной мозг работают по принципу рефлекса и регулируют деятельность всего организма.
2 этап:В.М. Бехтерев - изучил функции головного мозга в эксперименте у здорового и больного человека. Головному мозгу принадлежит ведущая роль в регуляции функции организма.
3 этап:С.П. Боткин: обнаружил, что различные заболевания имеют нейрогенную природу. При поражении центральной нервной системы, стрессорных воздействиях - возможно развитие заболеваний. Боткин считал, что нейрогенная причина лежит в основе таких заболеваний, как: базедова болезнь, язва, гипертоническая болезнь, сахарный диабет.
4 этап:И.П. Павлов - изучил влияние центральной нервной системы на: работу сердца, тонус сосудов, величину кровяного давления, деятельность желудочно-кишечного тракта, обменные процессы. Изучил интегративную функцию центральной нервной системы, которая объединяет работу органов и систем в единое целое. Изучил, взаимодействие организма с окружающей средой. Изучил работу коры больших полушарий головного мозга, как высшего распорядителя и распределителя функций в организме.
Вопрос 4. Первые методы и приборы физического обследования больного.
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).
Первый надежный спиртовой (1709), а затем и ртутный (1714) термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени Даниэль Габриэль* Фаренгейт (Fahrenheit, D. G., 1686— 1736), работавший в Голландии. В качестве исходных он использовал три точки отсчета. Первая — 0° определялась в сосуде со смесью льда, воды, солей аммония и морской соли. Вторая— 32°F соответствовала точке таяния льда. Третья — 96 °F являлась нормальной температурой полости рта. Температура кипения воды по Фаренгейту соответствовала 212 °F — на 180° выше точки таяния льда.
В Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге хранится 13 писем Фаренгейта к Г. Бурхааве, который был первым врачом, применившим собственную модификацию термометра Фаренгейта для определения температуры тела больного. Термометр Фаренгейта первым вошел в клинику, но большие размеры значительно затрудняли его практическое применение.
В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан-Фершо Реомюр (Н. A. Reaumur, 1683—1757). изобрел спиртовой термометр со шкалой от 0 до 80° (0° соответствовал температуре замерзания воды). Приняв объем спирта при 0° за 1000 условных единиц, Реомюр нагрел его до кипения что соответствовало 1080 единицам. Вот почему температура кипения воды по Реомюру принята за 80°.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории медицины "