Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:55, контрольная работа
1.История крестовых походов
2. Охарактеризуйте основные монашеские (бенедиктинцы, доминиканцы, францисканцы, иезуиты и т.д.) и духовно - рыцарские (тамплиеры, тевтоны, иониты, и др.) ордена, указав время создания, основателя, уставные требования, географию распространения, уставные правила, результаты деятельности.
3. Каковы причины и последствия арабского вторжения на Пиренейский полуостров?
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ
НОМЕР _______
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
(специальность
«Юриспруденция»)
Контрольная
работа № _______
по
дисциплине _История
средних веков_________
студента
__1____курса ___2010_____ года поступления
сдана
__2011______год___2_____
ФИО
___Кривоногова Людмила
Сергеевна___________
Работа
проверена «_____»_____________
Оценка
________ Подпись преподавателя_________
1.История
крестовых походов
Крестовые походы представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся два столетия с 1096 по 1270 гг. Организатор – католическая церковь, которая придала им характер религиозных войн – борьба христианства против мусульманства. Они были порождены агрессивностью западноевропейских феодалов, их стремление к захвату богатых земель на Востоке, к увеличению собственных доходов и богатств.
Положение сложившееся к концу XI века на Востоке и Византии благоприятствовало осуществлению захватнических планов западноевропейских феодалов и церкви. В середине XI века турки – сельджуки, стали хозяевами почти всей Малой Азии, захватили Иерусалим, считавшийся у христиан священным городом. Печенеги, вторгшиеся на Балканы, подступили к Константинополю, и византийский император Алексей I вынужден был обратиться к государям Западной Европы и к папе Урбану II (1088-1099гг).
Папство,
преследуя свои политические цели, объявило
войну Востоку.
Дата | Цель похода | География похода | Участники похода | Результаты |
В ноябре 1095г Папа Римский Урбан II провозглашает крестовый поход в Святую Землю | Освобождение «Христианских святынь», вырвать из рук «неверных» «гроб господень». Крестьяне надеялись обрести свободу и материальный достаток. | Вдоль Рейна и Дуная и далее на юг к Константинополю, затем через Босфор в Малую Азию | Ранней
весной 1096г десятки
тысяч бедняков поднялись
на «святое паломничество».
Ими предводительствовали
Петр Пустынник, разорившийся
рыцарь Вальтер Голяк
и священник Готшалк. |
Летом 1096г прибыли в Константинополь, Алексей Комнин император Византии, переправил крестьян на другой берег Босфора в Малую Азию. В октябре 1096г сельджукское войско заманило крестьянские отряды в засаду и почти полностью перебило. |
1069-1099гг
1-й Крестовый поход |
Под предлогом освобождения «Христианских Святынь» мелкое рыцарство стремилось к захвату поместий. Крупные феодалы рассчитывали добиться увеличения своих владений, усиления своего политического влияния за счет образования новых государств, подвластных им. | Разными путями: по рейнско-дунайской дороге, берегом Адриатики, через Италию, затем морем на Балканский полуостров в Константинополь затем в Малую Азию на Иерусалим. | Феодалы из Лотарингии во главе с герцогом Гортфилдом Бульонским; норманнские рыцари южной Италии во главе с князем Боэмундом Тарентским; армия южной Франции во главе с графом Раймундом Тулузским. Рыцари северной и средней Франции возглавляли герцог Роберт Норманнский, граф Этьен из Булуа и граф Роберт II Фландрский. Войска не представляли собой единого целого. Каждый сеньор со своей дружиной. За рыцарскими ополчениями следовали огромные толпы крестьян. | В
начале 1098г завладели
Эдессой, затем удалось
взять Антиохию. Из
Сирии двинулись
в Палестину, летом 1099г
штурмом взяли
Иерусалим. К началу XII
в на Востоке образовалось
четыре государства
крестоносцев: 1)Королевство
Иерусалимское;
2)графство Триполи; 3)княжество Антиохийское; 4)графство Эдесское. |
1147-1149гг
2-й Крестовый поход |
В 1144г правитель Мосула завладел Эдессой. Цель похода – возвращение захваченного Эдесского графства | На Эдессу | Главный вдохновитель аббат Бернар Клеровский. Возглавил поход французский король Людовик VII и германский король Конрад III. | Немецкие крестоносцы были разбиты сельджуками в Малой Азии, французские крестоносцы пытались взять Дамаск, но, ничего не добившись, бесславно вернулись в Европу. |
1189-1192гг
3-й Крестовый поход |
В 1187г
султан Салах-ад-Дин (Саладин)
завладел Иерусалимом
Цель похода – возвращение Иерусалимского Королевства. Германский император имел планы насчет Византии, Английский король стремился обеспечить влияние Англии на Средиземноморье. |
На Иерусалим | Феодалы Германии, Франции, Англии во главе германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. | Немецкие крестоносцы даже не достигли Палестины, Фридрих Барбаросса утонул, переправляясь через небольшую горную речку. Французские и английские крестоносцы на протяжении всего похода враждовали между собой Ричард довольствовался захватом острова Крит. Крестоносцы осадили Акру, которой овладели только в 1191г, Филипп уехал в Европу и заключил союз с Генрихом против Ричарда. Ричард пытался вернуть Иерусалим, но не получилось, он добился лишь некоторых уступок у Саладина: за крестоносцами сохранялась прибрежная полоса от Тира до Яффы; паломникам и купцам разрешалось в течение трех лет посещать Иерусалим, оставшийся под властью Египта. |
1202-1204гг
4-й Крестовый похлд |
Обнаружил истинные цели крестоносцев и выявил резкое обострение противоречий между западноевропейскими странами и Византией. Бал начат по призыву папы Иннокентия III | Восточное побережье Адриатического моря, город Задар, Константинополь. | Предводитель крестоносцев итальянский маркиз Бонифаций Монверратский, венецианцы. | В 1202 захвачен город Задар. Захват Константинополя и разгром Византийской империи. |
1217-1221гг
5-й Крестовый поход |
Борьба с мусульманами | Передняя Азия | Немецкие, английские, голландские и венгерские крестоносцы. | Взятие крепости Дамиету – являющейся ключом к Египту. |
1228-1229гг
6-й Крестовый поход |
Сирия | Возглавил император Фридрих II немецкие, французские, английские и итальянские рыцари. | Воспользовался войной Египта с Дамаском, заключил с султаном договор, по которому получил Иерусалим и некоторые другие города в Палестине. | |
1248-1254гг
7-й Крестовый поход |
Людовик IX стремился обеспечить Франции более твердые позиции в Северной Африке | Египет | Французские рыцари под предводительством Людовик IX | Поход закончился полной неудачей. |
1270г
8-й Крестовый поход |
Тунис | После высадки на берег среди крестоносцев вспыхнула эпидемия, от которой погиб и сам король. |
В
XIV-XV вв. европейскими странами предпринимались
крестовые походы против Османов,
не принесшие успеха.
2.
Охарактеризуйте
основные монашеские (бенедиктинцы,
доминиканцы, францисканцы,
иезуиты и т.д.) и духовно -
рыцарские (тамплиеры,
тевтоны, иониты, и др.)
ордена, указав время
создания, основателя,
уставные требования,
географию распространения,
уставные правила, результаты
деятельности.
Монашеские
ордена
Бенедиктинцы – монашеский орден, основатель Бенедикт Нурсийский (480-550), первый основанный монастырь Монте-Кассино в Италии. Этот монастырь стал центром бенедиктинского монашеского мира.
При написании устава Бенедикт опирался на правила святых Василия Великого и Кассиана. По уставу монахи не могли покидать монастырь и должны были быть там постоянно. Они обязаны были беспрекословно подчиняться избранному аббату. В монастырях строго соблюдалась общность имущества. Устав предписывал монахам строгое воздержание, послушание и труд, не только физический, но и умственный в скрипториях (скриптория – монастырское помещение в котором занимались переводом и перепиской произведений античных авторов, переводя, монахи их переосмысливали и вносили диктуемые временем и ситуацией необходимые акценты). «Божье дело», молитва, труд – ценности Бенедикта легли в основу средневекового христианства. Чтение – считалось путем к благочестию. Четко регламентированный и лишенный аскетических крайностей устав способствовал широкому распространению бенедиктинских монастырей в Западной Европе. За время своего существования (начиная с VI в) бенедиктинские монастыри дали миру тысячи писателей, богословов, епископов, архиепископов, 24 папы и тысячи католических святых. Бенедиктинство сыграло огромную роль в духовно – религиозной жизни Западной Европы.
В XVII в. бенедиктинские монастыри начали объединяться в конгрегации. Самая известная конгрегация – Св. Мавра во Франции. В XIX в. Конгрегации были объединены папой в конфедерацию, и в таком качестве бенедиктинство существует до сих пор.
Цистерцианцы
– в конце XI в. группа монахов из бенедиктинского
монастыря во Франции покинула свою обитель
и удалилась в местечко Сито, латинское
название «Цистерий» (Бургундия). Здесь
создается орден, который вырабатывает
новые формы религиозной жизни – орден
Цистерцианцев. Во главе ордена стоял
совет - генеральный капитул. Их рясы
были белого цвета – белые «ангелические»
одеяния. Основная задача, которую они
себе ставили – освоение необжитых земель
и создание на них новых форм монашеской
жизни. В этих монастырях физический труд
становится основой монашеского служения.
Цистерцианские монастыри приобретали
огромное влияние в Европе. Идеалы бедности
не спасли орден от обогащения и обмирщения.
Августинцы – В XIII в. оформляется новое движение, получившее название движения регулярных каноников. Регулярные каноники были служителями соборных и приходских церквей и жили в городах этими общинами, канониками. В конце XIII в. происходит размежевание регулярных каноников и выделившегося из них монашества. Оформляется орден Августинцев. Новый орден принимает устав Св. Августина (разработан в V в.), основой которого была мистическая категория христианского вероучения – любовь в высшем её смысле – любовь к Богу, и наряду с ней любовь к ближнему своему. Монахи августинских орденов занимались активной проповеднической деятельностью. В отличие от бенедиктинцев, им был чужд идеал уединения во имя личного спасения. У них была задача спасения всех христианских душ, их монастыри всегда были открыты для любого человека. Если монах бенедиктинец по уставу не имел права покидать монастырь, то августинец обязан был идти в мир, проповедовать и спасать души.
В XII-XIII вв. вся Европа была охвачена еретическими движениями, которые носили локальный характер, общеевропейский. Условно выделялось два типа: бюргерские (городские) и крестьянско – плебейские. Эти оба вида ересей требовали ликвидации политических притязаний папства, земельных богатств церкви. Идеал – раннехристианская апостольская церковь.
Еретики делились на две группы: одни критикуя священство и папу все же оставались в лоне католической церкви и считали, что своим учением способствуют её обновлению, другие – порывали с официальной католической церковью и в противовес ей создавали свои церковные организации. Такими еретиками были: катары, вальденсы, табориты и др.
Широта
распространения еретических
Церковь
обратила внимание, что у еретиков
была развита проповедь идеалов
бедности. И церковь идет на создание
нового типа монашества – нищенствующих
орденов, которые должны были выступить
с проповедью бедности и аскетизма.
Францисканцы – первый нищенствующий орден создан в Италии. Основателем его был сын богатого купца из Ассиз – Франциск Ассизский (1812-1226). От своих учеников он требовал отказаться не только от богатства, но и от имущества, жизни милостынею и послушанием. Призывал монахов покинуть стены монастыря и начать жить так, как живет францисканский орден – милостыней, проповедью, послушанием в миру.
К
середине XIII в. францисканский орден
превратился в один из самых богатых
монашеских орденов, во главе его
стоял генерал назначенный папой. Одной
из основных задач ордена становится борьба
с ересью. Орден быстро распространяется
по всей Европе, и в конце века в нем насчитывается
уже более тысячи, богатейших монастырей.
Кроме борьбы с еретиками, этот орден занимался
подготовкой католических богословов,
а так же играл большую роль в политике
и дипломатии папства.
Доминиканцы
– второй нищенствующий орден, возникает
в XIII в. в Испании и получает название по
имени основателя Доминика (1170-1221) в миру
Доминик де Гусман. Орден сразу с момента
основания подчиняется папе. Доминиканцы
придавали большое значение искусству
проповеди. Братья проповедники при поддержке
папы очень скоро заняли богословские
кафедры крупнейших университетов Европы.
Из доминиканского ордена вышли крупные
теологи, такие как Альберт Великий и Фома
Аквинский. Они играли огромную роль в
политике папства, главная задача – борьба
с ересью. На знамени доминиканцев изображена
собака с факелом в зубах, самих себя называли
псами Господними, выгрызавшими ересь.
Некоторые исследователи считают, что
доминиканцы были создателями инквизиции,
другие – что большинство инквизиторов
были доминиканцами. Сорбонна, богословский
факультет, Парижского университета, возглавляемая
доминиканцами, становится высшим судом
в определении отклонения неортодоксальных
учений от ортодоксальных.
Оба
«нищенствующих» ордена широко занимались
политикой и дипломатией. Преуспел
в этом орден доминиканцев. Еще
до татаро-монгольского нашествия, доминиканцы
основывают под Киевом свой монастырь.
Они проникают в Китай, Японию и другие
восточные страны.
Иезуиты - боевой орден католической церкви. Основателем этого ордена был Игнатий Лойола (1491-1556) – воинственный испанский идальго, получивший тяжелое ранение на поле битвы, лишившее его возможности продолжать военную карьеру. После ранения Лойола решил посвятить себя служению Иисусу и, в частности, борьбе с ересями. Изучать богословие он отправился в Сорбонну, где какое-то время спустя создает «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Благодаря иезуитам в католической церкви распространился обычай тайной исповеди. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал (первым генералом был Игнатий Лойола) вместе с совещательным органом – советом ордена – жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Ради торжества дела Христова они выполняли задания ордена, руководствуясь знаменитым принципом «цель оправдывает средства». В своей деятельности они пользовались любыми средствами – лестью, ядом, интригами, клеветой, заговорами и убийствами. Отпущение грехов им было обеспечено заранее.
Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры. Они занимали кафедры во всех европейских университетах, создавали школы, колледжи и лицеи, где маленьких мальчиков воспитывали в соответствующем духе, т.е. иезуитском. Воспитанию особых деятелей иезуитского толка была подчинена вся иезуитская педагогика, и в настоящее время считающаяся одной из лучших педагогических систем. В своем трактате «Духовные упражнения» Игнатий Лойола наставляет: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны; как палка, подчиняющаяся всякому движению; как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить как можно больше учебных заведений, причем не только в Европе, но и на Востоке. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры.
Под контролем иезуитов находились богословские факультеты многих университетов Европы. Орден иезуитов, стремившийся к безукоризненному воспитанию своих будущих «солдат», оказал большое влияние на развитие европейской педагогики вообще. Иезуиты были хорошими учителями, и выпускники их «коллегиумов» отличались высоким уровнем подготовки.
Во
время раннебуржуазных
Действия
иезуитов, их склонность к заговорам
и дворцовым интригам нередко
вызывали соответствующую реакцию
– они часто изгонялись из той
или иной страны. В 1773 г. орден был закрыт,
но в 1814 г. возобновил свою деятельность
и действует до сих пор. Слово «иезуит»
давно приобрело нарицательное значение:
с ним ассоциируется коварство, предательство
и т.п.
Рыцарские
ордена
Ордена
были призваны совместить два идеала
– рыцарский и монашеский. Рыцарь,
вступающий в такой орден, приносил
четыре обета: бедности, послушания, целомудрия
и борьбы с неверными. В отличии
от монаха, рыцарь ордена не только имел
право, но обязан был сражаться за веру
с оружием в руках. Эти духовно-рыцарские
ордена подчинялись только папе, капитулу
и великим магистрам самих орденов. С момента
создания ордена были очень богаты, им
даровались земли и замки. Ордена играли
не только важную религиозную, но и военно-политическую
роль.