Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:40, реферат
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
1.Определение всех дефектов…………………………………………………….3
2.Классификации речевых нарушений…………………………………………..5
3. Этио-патогенетическая клаассификация……………………………………..15
4.Причины дизартрии у детей/у взрослых………………………………………16
5.Формы дизартрии …………………………………………………………........17
6. Сравнение дизартрии и дислалии……………………………………………..19
7. Степени дизартрии……………………………………………………………..22
8.Дизартрия при ДЦП…………………………………………………………….26
9.Комплексный метод устранения дизартрии…………………………………..31
10. Обследование при дизартрии (речевая карта)………………………............35
11. Презентация по дизартрии…………………………………….(в приложении)
12. Список литературы…………………………………………………………....47
13.Памятка по дислалии…………………………………………………………..48
Неврологическая симптоматика__________________
Когда ребенок
начал говорить________________
Особенности
речевого аппарата______________________
Состояние общего
слуха_________________________
Состояние речевого
слуха_________________________
ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ:
Голос_________________________
Дыхание_______________________
Выразительность
речи__________________________
Темп__________________________
Ритм__________________________
Дикция________________________
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА:
ДИАГНОЗ:______________________
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
1. Анкетные данные.
2. Анамнез.
3. Общая моторика. Для обследования
общей моторики можно
При этом необходимо отметить объем движений (полный, неполный), точность выполнения (полная, неполная), самостоятельность (полная, неполная, выполнение с помощью логопеда), координация движений (правильная, неправильная, отсутствует), чувство равновесия (имеется, отсутствует), осанка (правильная, неправильная). Указать на наличие навязчивых движений (покачивание, балансирование туловищем). Анализируется качественное состояние общей моторики: моторная напряженность, скованность, повышенная двигательная активность, расторможенность.
4. Мелкая моторика рук:
При выполнении движений отмечается плавность, точность, напряженность, скованность, нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда), невыполнение, наличие леворукости.
5. Строение артикуляционного
6. Моторика артикуляционного
7. Состояние мимики. Наиболее нарушена
мимика у детей с дизартрией:
их лицо амимично, они не могут
надуть щеки, наморщить лоб и
т.д. Особенно ярко
8. Звукопроизношение.
9. Слуховая функция:
10. Просодическая сторона речи.
При исследовании
11. Зрительная функция. Перед
обследованием зрительной
Для обследования зрительного гнозиса можно предложить задания на различение цвета, узнать перевернутые, перечеркнутые изображения, узнать предмет по его части, по контуру и т.д.
12. Стереогноз. Для обследования
тактильного гнозиса
13. Состояние словарного запаса
и грамматического строя речи.
Необходимость обследования
14. Письменная речь.
15. Психическое состояние.
16. Заключение о состоянии речи.
Необходимо указать форму
Обследование артикуляционного
аппарата.
Изучение состояния
1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры.
Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.
Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма)
Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма)
Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма)
Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма)
Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма)
Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону
Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма)
ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями.
Обследование
моторики артикуляционного аппарата.
Исследование двигательной функции артикуляционного
аппарата
Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения
1. Исследование двигательной
а) сомкнуть губы;
б) округлить губы как при произношении
звука «О» - удержать позу;
в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении
звука «у», и удержать позу;
г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и
сомкнуть их);
д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не
видно) и удержать позу;
е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние
зубы;
ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние
зубы;
ж) одновременно поднять верхнюю, опустить
нижнюю;
з) многократное повторение произношения
губных звуков б-б-б, п-п-п
Отметить: выполнение правильное; диапазон
движений невелик; наличие содружественных
движений; чрезмерное напряжение мышц,
истощаемость движений; проявляется ли
тремор, саливации, гиперкинезы; активность
участия правой и левой сторон губ; смыкание
губ с одной стороны; движение не удается
2. Исследование двигательной
а) широко раскрыть рот, как при произнесении
звука «а» и закрыть;
б) сделать движение нижней челюстью вправо;
в) сделать движение влево;
г) сделать движение нижней челюстью вперед
Отметить: выполнение правильное; движения
челюстью недостаточного объема; нет ли
содружественных движений, тремора, саливации;
движение не удается
3. Исследование двигательных
а) положить широкий язык на нижнюю губу
и подержать под счет от 1 до 5;
б) положить широкий язык на верхнюю губу
и подержать под счет от 1 до 5;
в) переводить кончик языка поочередно
из правого угла рта в левый угол, касаясь
губ;
г) высунуть язык «лопатой», «жалом»;
д) оттопырить правую, затем левую щеку
языком;
е) поднять кончик языка к верхним зубам
подержать под счет от 1 до 5 и опустить
к нижним зубам;
ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед,
а кончик языка положить на губу;
ж) движения языком вперед-назад
Отметить: выполнение правильное; движения
языка недостаточного диапазона; в мышцах
появляются содружественные движения;
язык движется неуклюже, всей массой, медленно,
неточно; имеются отклонения языка в сторону,
удерживается ли язык в определенном положении;
истощаемость движений; нет ли тремора,
гиперкинезов языка; не проявляется ли
саливация; движение не удается
4. Исследование двигательной
а) широко открыть рот и четко произнести
звук «а» (в этот момент в норме мягкое
небо поднимается);
б) провести шпателем, зондом или бумажкой,
скрученной в трубочку, по мягкому небу
(в норме должен появиться рвотный рефлекс);
в) при высунутом между зубами языке надуть
щеки и сильно подуть так, как будто задувается
пламя свечи
Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается
5. Исследование
а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке
(губной гармошке, дудочке, флейте и т.
д.);
б) поддувать пушинки, листок бумаги и
т.п.
Отметить: силу и продолжительность выдоха;
укороченный выдох (в зависимости от возраста
испытуемого)
ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются.