Дизартрия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Содержание

1.Определение всех дефектов…………………………………………………….3
2.Классификации речевых нарушений…………………………………………..5
3. Этио-патогенетическая клаассификация……………………………………..15
4.Причины дизартрии у детей/у взрослых………………………………………16
5.Формы дизартрии …………………………………………………………........17
6. Сравнение дизартрии и дислалии……………………………………………..19
7. Степени дизартрии……………………………………………………………..22
8.Дизартрия при ДЦП…………………………………………………………….26
9.Комплексный метод устранения дизартрии…………………………………..31
10. Обследование при дизартрии (речевая карта)………………………............35
11. Презентация по дизартрии…………………………………….(в приложении)
12. Список литературы…………………………………………………………....47
13.Памятка по дислалии…………………………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

портфолио.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

Так при бульбарной форме дизартрии наблюдаются явления паралича мышц лица и голосового аппарата. Это связано с тем, что именно в этой зоне (продолговатый мозг) располагаются центры языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов, которые отвечают за иннервацию данного типа мышц. У детей с подобным нарушением речи наблюдается невнятная речь, при разговоре воздух свободно проходит в полость носа, так как мягкое небо из-за пареза не способно этому препятствовать. Вследствие этого дети говорят как бы в нос. Данная форма дизартрии очень часто развивается при опухолевых поражениях головного мозга.

При подкорковой форме нарушения речи у детей будут наблюдаться явления гиперкинезов. Гиперкинезы – это непроизвольные насильственные сокращения отдельных групп мышц. При дизартрии этими мышцами являются мимические мышцы лица и мышцы голосового аппарата. В данном случае у ребенка наблюдается спокойная правильная речь, которая «срывается» при появлении подобных всплесков гиперкинезов. Чаще всего это происходит при волнении ребенка. В некоторых случаях могут наблюдаться непроизвольные выкрики. Нарушение восприятия речи наблюдается из-за отсутствия плавности в повествовании, постоянно меняющегося тембра и силы голоса. Иногда у детей с подобным нарушением речи может наблюдаться снижение слуха, что еще больше усугубляет проявление дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии в самостоятельном виде встречается довольно редко, чаще всего она сопровождает какую-нибудь другую форму нарушения речи. В изолированной форме она проявляется в виде скандированной речи, которая как бы «разрублена», сопровождается выкриками. 
При корковой форме нарушения речи дети способны без проблем произносить отдельные звуки, но когда речь заходит о произношении какого-нибудь слова, особенно если в нем есть сочетание согласных звуков, то в этом случае возникают проблемы с произношением. Дети запинаются, речь останавливается, начинают выпадать звуки в словах, происходит замена одних звуков другими. В некоторых случаях данная форма дизартрии может напоминать заикание.

Псевдобульбарная форма дизартрии – это наиболее часто встречающееся нарушение речи. Это состояние развивается вследствие поражения головного мозга инфекцией, гипоксией в период беременности или в раннем детском возрасте. В этом случае происходит органическое поражение структур головного мозга. По своим проявлением эта форма дизартрии очень близка к бульбарной, но отличается тем, что намного легче поддается коррекции и лечению. Дети сохраняют структуру слова, правильно выставляют ударение, но при сочетании нескольких гласных или согласных букв подряд, происходит их выпадение или замена. Например, стол – ол, лента – лета, духи – дюхи. В некоторых случаях происходит замена одного слова другим, сходным по значению: парта – стол, ветка – палка, ваза – кувшин. Принято различать три степени тяжести псевдобульбарной формы дизартрии.

1. Легкая степень тяжести характеризуется незначительными нарушениями в произношении звуков. Детям с трудом даются только сложные звуки, такие как ж, ш, р, ц, ч. Остальные звуки произносятся с недостаточным участием голоса. При письме у таких детей очень часто происходит замена одних букв на другие. Дети с данным типом заболевания имеют хороший слух, при правильном лечении без каких-либо проблем посещают общеобразовательную школу.

2. Средняя степень тяжести дизартрии встречаются чаще всего. Для детей с данной степенью нарушения речи характерно отсутствие движений мимической мускулатуры лица. Язык очень плохо двигается. Ребенок не может его свернуть в трубочку, поднять вверх и удержать в данном положении. Очень часто дети «поперхиваются» при еде. Затруднено жевание и глотание. Речь очень невнятная, имеет «носовой» оттенок из-за паралича мягкого неба. При произношении звуки в конце слова и при сочетании нескольких согласных подряд теряются и выпадают. Дети с подобными нарушениями речи не могут обучаться в общеобразовательных школах, так как не способны правильно воспринимать школьный материал. Обучение должно проводиться в специализированных логопедических школах.

3. При тяжелой степени нарушения речи у детей наблюдается состояние, которое носит название анартрия. Это состояние характеризуется полным отсутствием движений мимической мускулатуры лица и мышц речевого аппарата. Язык у таких детей неподвижно лежит на дне ротовой полости, нижняя челюсть отвисшая. Речь при таком состоянии полностью отсутствует или наблюдаются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с тяжелой формой дизартрии могут обучаться в специализированных логопедических школах только при сохранении умственной способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение дизартрии и дислалии

 

Дифференциальная  диагностика легкой формы дизартрии  и функциональной дислалии

Функциональная  дислалия

Стертая псевдобульбарная дизартрия

Анатомический компонент

Анатомо-физиологических отклонений в строении лица, артикуляционного аппарата нет. Симметричность лица.

Выраженных отклонений нет, но возможна диспластичность черепа, внешние  признаки гипертензионного синдрома, могут быть выражены лобные бугры,нарушения  прикуса . Ассиметрия лица.

Неврологический фактор

У матери беременность и роды без осложнений, при рождении крик звонкий, сильный.  Гуление  и лепет появляются в  срок, богато интонированы. Моторные функции  формируются в соответствии с  возрастом. Развитие речи в пределах возрастной  нормы. Мимика развита.

Течение беременности и роды осложненные. При рождении крик слабый, глуховатый, непродолжительный. Гуление появляется в срок, но мало интонировано, может  угаснуть, лепет появляется позднее, не активный, мало интонированный. Моторные функции  формируются с некоторым  отставанием, движения  неточные , «смазанные», может быть нарушена координация  движений, равно-весие. Развитие речи может  отставать от  возрастных сроков Может быть недостаточность мимики.     

               

Состояние речи:

Звукопроизношение

Нарушения звукопроизношения стабильны. Нарушаются звуки, сложные в артикуляционном  отношении( звуки позднего онтогенеза) Может быть спонтанная реабилитация некоторых дефектных звуков. Преобладает  отсутствие и смешения звуков. Речь внятная, интонационно окрашенная.

Нарушения звукопроизношения нестабильны, характер дефекта может меняться в зависимости от речевой задачи и характера сосед-них звуков . Нарушаются сложные и простые  в артикуляционном отношении  звуки, часто страдает произношение гласных. Спонтан-ная реабилитация дефектных звуков невозможна, возможно лишь частичное улучшение со стороны  внятности. Характерна общая  невнятная  «смазанность»речи, интонационная  окраска речи не выражена.

Фонематические процессы

Некоторая неточность  фонематического  слуха, фонематическое восприятие легко  формируется в процессе обучения.

Фонематический слух часто нарушен, фонематическое восприятие формируется с большим трудом.

Просодическая организация речи

Голос чистый, звонкий. Темп речи может  быть слегка ускорен, но в пределах нормы. Речевой выдох равномерный, непрерывный. Саливация без нарушений.

Голос с назальным оттенком, хрипловатый, иссякающий, слабый. Темп речи чаще ускорен, воздушная струя прерывистая, нарушена плавность речи. Саливация усилена

Длительность логопедической работы

Устранение нарушений звукопроизношения  не требует длительной работы(от нескольких занятий до 6 месяцев). Достигнутые  резуль-таты устойчиво сохраняются, поставленные звуки используются в  речи.

Длительная работа по устранению нарушений  звукопроизношения(от 1 года до нескольких лет) Поставленные звуки медленно автоматизируются, ребенок длительное время может  пользоваться ими в речи.

Психолого-педагогические особенности

Ребенок развивается в соответствии с возрастом, психическая деятельность не нарушена, вторичных нарушений  в структуре речевого дефекта  не отмечается, благополучный прогноз  на обучение в начальной школе, нет  оснований для нарушений чтения и письма.

Наблюдаются отклонения в психическом  и речевом развитии: возможны вторичные  нарушения внимания, зрительного  и слухового восприятия, памяти, мышления. В структуре речевого нарушения  как правило наблюдаются лексические  и грамматические нарушения различной  степени выраженности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степени дизартрии

По степени выраженности дизартрии  различают следующие их виды:

Анартрия– полная невозможность звукопроизношения, речь отсутствует, возможны отдельные нечленораздельные звуки.

Выраженная дизартрия – ребенок способен пользоваться устной речью, однако она является нечленораздельной, малопонятной для окружающих, имеются грубые нарушения звукопроизношения, также значительно нарушены дыхание, голос и интонационная выразительность.

Стертая дизартрия – при данной степени выраженности дизартрии все основные признаки, как неврологические и речевые, так и психологические, оказываются выражены в минимальной, стертой форме.

Псевдобульбарная дизартрия. По степени выраженности нарушений речевой и артикуляционной моторики принято выделять три степени тяжести псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая степень  псевдобульбарной дизартрии

При легкой степени (III степени) псевдобульбарной дизартрии отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. Причиной данных расстройств чаще всего становятся односторонние поражения нижних отделов передней центральной извилины, а точнее нейронов двигательных кортико-бульбарных путей. При неврологическом обследовании описывается картина избирательного поражения мышц аппарата артикуляции, при этом наиболее часто поражаются мышцы языка.

При легкой степени дизартрии происходит ограничение и нарушение выполнения наиболее тонких и дифференцированных движений, осуществляемых языком, в  особенности, затрудняются движения его  кончика вверх. Также у детей, страдающих легкой формой псевдобульбарной дизартрии, отмечается, как правило, избирательное повышение мышечного  тонуса мышц языка. Основными нарушениями  являются нарушения темпа и плавности  звукопроизношения. Трудности звукопроизношения  связаны с медленными и зачастую недостаточно точными движениями языка  и губ. Нарушения глотания и жевания  выражены нерезко и проявляются, преимущественно, редкими поперхиваниями.

Речь  замедляется, а также появляется смазанность при произношении звуков. Нарушения звукопроизношения относятся  прежде всего к сложным по артикуляции  звукам: [ж], [ш], [р], [ц], [ч]. При произнесении звонких звуков отмечается недостаточное  участие голоса. Также затрудняется произношение мягких звуков, для которых необходимо добавление к основной артикуляции подъема спинки языка к твердому нёбу. Так затрудняется произношение звуков «л», «ль».

Какуминальные согласные [ж], [ш], [р] отсутствуют в  речи или же в ряде случаев происходит их замена на дорсальные звуки [с], [з], [св], [зв], [т], [д], [н].

В целом указанные изменения звукопроизношения  негативным образом влияют на фонематическое развитие. У подавляющего большинства  детей, страдающих легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, описаны трудности в  звуковом анализе. При последующем  обучении письму у таких детей  наблюдаются, по данным ряда авторов, специфические  ошибки замены звуков ([т] – [д], [ч] – [ц]). Нарушения лексики и грамматического  строя выявляются крайне редко. Принято  считать, что сущность легкой формы  дизартрии заключается в наличии  нарушений фонетической стороны  речи.

Средняя степень псевдобульбарной дизартрии. 

У большинства детей, страдающих дизартрией, наблюдается средняя степень (II степень) выраженности расстройств. Она возникает  в результате более обширных односторонних  поражений, локализующихся в нижних постцентральных отделах коры головного  мозга. В результате поражения центральной  нервной системы наблюдается  недостаточность кинестического праксиса. Также у детей со средней степенью дизартрии отмечается недостаточность  лицевого гнозиса, что особенно выражено в области артикуляционного аппарата. При этом нарушается способность  к точному определению места  воздействия раздражителя. То есть при прикосновении к лицу наблюдаются  затруднения в указании точного  места прикосновения. Нарушения  гнозиса тесно связаны с нарушениями  ощущения и воспроизведения артикуляционных  укладов, перехода от одного артикуляционного уклада к другому. Затрудняется поиск  нужного артикуляционного уклада, что  приводит к значительному замедлению речи, потере ее плавности.

При осмотре ребенка, страдающего среднетяжелой  дизартрией, обращает на себя внимание нарушение мимики. Лицо такого ребенка, как правило, амимично, движения лицевых  мышц практически полностью отсутствуют.

При выполнении простых движений – надувания  щек, плотного смыкания губ, вытягивания  губ, – возникают значительные затруднения. Наблюдаются значительные ограничения движений языка. Часто невозможным оказывается поднятие кончика языка вверх, повороты его в стороны, а самое главное, резко затрудняется или становится невозможным удержание языка в подобном положении. Переходы от одного движения к другому также значительно затруднены. Отмечаются парезы мягкого нёба с выраженным ограничением его подвижности. Голос приобретает явный носовой оттенок. У таких детей отмечается повышенное слюнотечение. Выявляются нарушения процессов жевания и глотания.

Функция артикуляционного аппарата оказывается  значительно нарушена, в результате чего развиваются выраженные нарушения  звукопроизношения. Темп речи замедлен. Речь, как правило, является невнятной, смазанной, негромкой. Вследствие нарушений  подвижности губ расстраивается артикуляция гласных звуков, она  становится нечеткой, звуки произносятся с усиленным носовым выдохом. В большинстве случаев происходит смешение звуков [и] и [ы]. Нарушается четкость произношения звуков [а], [у]. Из согласных  наиболее частые нарушения описываются  для шипящих звуков [ж], [ш], [щ], также  нарушаются аффрикаты [ч], [ц]. Последние, а также звуки [р] и [л] произносятся приближенно, в виде носового выдоха с призвуком «хлюпающего» характера. При этом выдыхаемая ротовая струя  значительно ослабевает и ощущается  с трудом. Звонкие согласные звуки  во многих случаях заменяются на глухие. Чаще других оказываются сохраненными звуки [п], [т], [м], [н], [к], [х]. Зачастую концевые согласные, а также согласные  в стечениях звуков опускаются. Речь детей со среднетяжелой дизартрией оказывается значительно нарушенной, часто мало понятной окружающим настолько, что такие дети предпочитают не вступать в разговоры, держатся в стороне  и отмалчиваются. Развитие речи при  этом значительно запаздывает и  происходит в возрасте лишь 5–6 лет. Дети со среднетяжелой дизартрией могут  при правильной коррекционной работе обучаться и в обычных общеобразовательных  школах, однако наиболее благоприятные  условия для обучения таких детей  требуют создания индивидуального  подхода, который осуществим в специальных  школах.

Тяжелая степень  псевдобульбарной дизартрии. 

Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (I степень) характеризуется  грубыми нарушениями речи вплоть до анартрии. При данной степени выраженности речевых расстройств наблюдаются грубые нарушения воспроизведения серии следующих друг за другом движений. У таких детей выявляется выраженная недостаточность кинетического динамического праксиса, вследствие чего происходят нарушения автоматизации поставленных фонем, что особенно выражено в словах со стечением согласных. Речь в подобных случаях практически нечленораздельна, напряжена. Аффрикаты распадаются на составные части [ц] – [тс], [ч] – [тш]. Происходят замены щелевых звуков на смычные [с] – [т], [з] – [д]. При стечении согласных происходит опускание звуков. Звучные согласные избирательно оглушаются.

Крайняя степень выраженности дизартрии – анартрия – возникает при глубоких нарушениях функций мышечных групп, а также, по мнению некоторых исследователей, «полной бездеятельностью речевого аппарата». Лицо ребенка, страдающего анартрией, амимично и напоминает маску, как правило, нижняя челюсть не удерживается в нормальном положении и отвисает, в результате чего рот оказывается постоянно полуоткрытым. Язык оказывается практически полностью неподвижным и постоянно находится на дне ротовой полости, движения губ резко ограничены в своем объеме. Значительно нарушены акты глотания, жевания. Характерно полное отсутствие речи, иногда присутствуют отдельные нечленораздельные звуки.

Информация о работе Дизартрия