Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:40, реферат
Брадилалия - патологически замедленный темп речи.
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
1.Определение всех дефектов…………………………………………………….3
2.Классификации речевых нарушений…………………………………………..5
3. Этио-патогенетическая клаассификация……………………………………..15
4.Причины дизартрии у детей/у взрослых………………………………………16
5.Формы дизартрии …………………………………………………………........17
6. Сравнение дизартрии и дислалии……………………………………………..19
7. Степени дизартрии……………………………………………………………..22
8.Дизартрия при ДЦП…………………………………………………………….26
9.Комплексный метод устранения дизартрии…………………………………..31
10. Обследование при дизартрии (речевая карта)………………………............35
11. Презентация по дизартрии…………………………………….(в приложении)
12. Список литературы…………………………………………………………....47
13.Памятка по дислалии…………………………………………………………..48
Считается,
что для псевдобульбарной дизартрии
характерно сохранение ритмического контура
слова, независимо от искажения произношения
звуков в его составе. Дети, страдающие
псевдобульбарной дизартрией, в большинстве
случаев способны произносить двусложные
и трехсложные слова, тогда как
четырехсложные обычно произносятся отраженно.
Нарушения артикуляционной
Дизартрия при ДЦП
Одним из самых распространённых речевых
нарушений при ДЦП является диз
1) тонус артикуляционной
Для гипотонии характерен
сниженный тонус мышц. В этом
случае мышцы лицевой
При попытках разговаривать он нарастает.
2) подвижность артикуляционных
мышц нарушена. Это происходит
из-за пареза или паралича. Подвижность
артикуляционных мышц может
3) нарушение дыхания, голоса
и просодики. Страдает глубина,
4) наличие гиперкинезов, атаксии
и синкинезий. Насильственные движения
(гиперкинезы) или тремор (дрожание)
встречаются преимущественно в
мышцах лица и языка. Атаксия
проявляется в дисметрии и
асинергии. Дисметрия – это
неточность произвольных
5) нарушено звукопроизношение
И.И. Панченко выделяет следующие виды дизартрии: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая.
Спастико-паретическая дизартрия встречается при гемипаретическом и спастическом виде ДЦП. Для спастико-паретической дизартрии характерен парез и гипертонус мышц артикуляционной мускулатуры: лицо гипомимично, объём и амплитуда артикуляционных движений резко ограничены. Ребёнку трудно выполнять определённую артикуляционную позу, удерживаться на ней, переключаться с одной позиции на другую. Во время речи усиливается слюнотечение, нёбный и глоточный рефлексы, имеют место оральные синкинезии, нарушены процессы глотания, жевания, откусывания, речевого дыхания. Страдает просодика (темпо-ритмическая и мелодико-интонационная сторона речи). В изолированном виде звуки произносятся чётко, а в словах и предложениях они смазаны, ребёнок не видит разницы между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими.
Спастико-ригидная дизартрия характерна для двойной гемиплегии. При этой форме дизартрии имеется парез артикуляционных мышц, которые по своему тонусу ригидны. Перед попыткой сказать какое-либо слово или фразу у ребёнка происходит повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, что ограничивает объём и амплитуду артикуляционных движений. Голос такого ребёнка тихий, сдавленный, напряженный, темп убыстрённый, речь скандирована. Дифференциация звуков затруднена – речь ребёнка абсолютна неразборчива. Нарушены процессы глотания, жевания, дыхания. Вместо жевания происходит сосание, перед глотанием дыхание замедляется, глотание происходит с небольшими паузами.
При гиперкинетическом виде ДЦП возникает гиперкинетическая дизартрия. При этой форме речевого нарушения появляются гиперкинезы мышц лица, языка, шеи. Гиперкинезы усиливаются при попытке речевой деятельности. Из-за этого объём артикуляционных движений является недостаточным. Ребёнку трудно удерживать артикуляционную позу, искажения отмечаются в группе щелевых и сонорных, наблюдаются трудности в автоматизации звуков. Речь невнятная, голос вибрирующий, напряжённый, прерывистый. Координация между дыханием, глотанием и жеванием нарушена. Однако, слюнотечения при гиперкинетической дизартрии не наблюдается.
Атактическая дизартрия характе
Логопедическая работа с такими детьми направлена не только на развитие речи, но и на совершенствование двигательных и психических функций. Поэтому логопед работает в тесной связи с дефектологом, невропатологом, врачом ЛФК. В целом, логопедическое воздействие осуществляется поэтапно и с опорой на сохранные анализаторы. Главными целями такой работы являются улучшение разборчивости речи ребёнка и развитие речевого общения. К методам логопедического воздействия при ДЦП относятся: расслабляющий и стимулирующий логопедический массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, искусственная локальная контрастометрия.
Расслабляющий и стимулирующий
логопедический массаж способствует расслаблению
или активизации мышечного
После массажа делают артикуляционную гимнастику. Сначала её проводят в пассивной форме, а затем и в активной. Начало, конец и фиксация пассивных движений не зависят от ребёнка. Логопед сам придаёт органам артикуляции малыша нужное положение, а ребёнок лишь зрительно оценивает каждое движение и старается его запомнить. Пассивная артикуляционная гимнастика делается для мышц языка и губ. Активная артикуляционная гимнастика проводится ребёнком с опорой на проприоцептивные ощущения. В ходе таких упражнений в работу включаются различные мышцы, формируется полнота объёма движений, их плавность, симметричность, произвольность. Ребёнок учится контролировать свои движения. Активная артикуляционная гимнастика проводится для губ, языка, мимических мышц лица.
Развитие и коррекция дыхания начинается с дыхательных упражнений. Это способствует увеличению объёма, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, нормализует ритм дыхания. Такая гимнастика делается в положении лёжа на спине, сидя, стоя. Например, ребёнок лежит. Логопед поворачивает ему голову – ребёнок делает вдох, при повороте в обратную сторону – выдох. Такие упражнения можно сопровождать плавными мелодиями, стихотворениями. При тренировке вдоха и выдоха ребёнку закрывают ноздри и просят подышать как собачка. Также используются стандартные упражнения: надувание мыльных пузырей, дутьё в дудку, сдувание со стола бумажек.
При формировании голоса ребёнка просят произнести сначала гласную на выдохе, затем – две, а потом и целое слово. Используется прямой и обратный счёт с изменением силы голоса. Чтобы правильно сформировать высоту и тембр голоса, с малышом играют логопедические игры “Эхо”, “В лесу”, “Ветер” и читают сказки по ролям.
Искусственная локальная контрастометрия используется для устранения гиперкинезов лицевой мускулатуры и при артикуляционной апраксии. Это достигается с помощью воздействия на кожу разных по температуре агентов: ледяных крошек, горячей воды, настоя трав. Например, ледяную крошку заворачивают в марлю и поочерёдно накладывают на корень, спинку, кончик языка. Продолжительность сеанса 2-7 минут с постепенным увеличением. Для тепломассажа можно использовать теплоэлектромассажёр.
Комплексный метод устранения дизартрии
Сложная структура речевого нарушения
при стертой дизартрии требует
комплексного подхода в организации
и проведении коррекционных мероприятий.
Существующие методы коррекции стертой
дизартрии у дошкольников не решают проблемы
в полном объеме, и дальнейшая разработка
методических аспектов устранения дизартрии
является актуальной.
Для
детей со стертой дизартрией характерны:
1. Фонетические нарушения.
2. Фонематические нарушения.
3. Нарушение просодики.
4. Нарушение лексико-грамматического
компонента языка.
5. Расстройство общей моторики.
6. Расстройство мелкой моторики пальцев
рук.
7. Расстройство артикуляционной моторики.
Логопедическая
работа по устранению стертой дизартрии
может включать в себя пять этапов:
1-й этап – подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка
артикуляционного аппарата к формированию
артикуляционных укладов.
Он включает в себя шесть направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного
аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка
плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук.
2-й этап – выработка
новых произносительных умений и навыков.
Направления:
1) выработка основных артикуляционных
укладов,
2) определение последовательности работы
над звуками,
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух;
дифференциация артикуляции изолированных
звуков; произносительная дифференциация
на уровне слогов, слов).
3-й этап – выработка
коммуникативных умений и навыков.
Направления:
1) выработка самоконтроля,
2) тренировка правильных речевых навыков
в различных речевых ситуациях.
4-й этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап – подготовка
к обучению в школе.
Направления:
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности
и расширение кругозора ребенка.
Обследование при дизартрии.
ПРИ ДИЗАРТРИИ.