Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:51, реферат
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Становление биомедицинской этики
Характеристика деятельности медицинской сестры
Отношения: медсестра - пациент
Психотерапевтическая роль медсестры
Вербальный способ общения
Функции общения
Инвазивные методы в практике медсестры
Список использованной литературы
Все очерченные выше задачи могут быть выполнены сестрой в наше время лишь при постоянном совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься и повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.
Отношения: медсестра – пациент
В 1997 г. Ассоциацией медсестер России был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Российские обществом психиатров в 1993 г.).
В соответствии с этими документами, медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад; “Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными”.
Каждый из нас хотя бы раз
находился в больнице или обращался
в поликлинику, и впечатление
о лечебном учреждении зависело не
только от того, какое лечение было
проведено, но и от того, как нас
встретили врач и медсестра. В
условиях лечебного учреждения первый
с контакт пациента с медицинским
персоналом и, в частности, с медсестрой
имеет особо принципиальное значение;
именно он в дальнейшем определяет
взаимоотношения с обеих
Все в медсестре должно
располагать к себе пациента, начиная
с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность,
прическа, выражение лица). Совершенно
неприемлемо обращение “
При всем этом медсестра постоянно
должна помнить, что партнерские
отношения с больными не должны переходить
в панибратские: ведущая роль всегда
остается за ней. Она сочувствует
больному, между ними устанавливается
ток называемая эмпатия, т.е. медсестра
способна познать суть и глубину
переживаний и страданий
Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.
Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.
Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.
Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе. способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.
Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.
Психотерапевтическая роль медсестры
Психотерапевтическая роль медсестры очень велика, где бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт медсестер только создавался, они назывались сестрами милосердия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.
Искусство сестринского дела
заключается в гармоничном
Чтобы осуществить ее, медсестра должна быть готова к сопереживанию, должна проявлять доброту, отзывчивость, участие. Но в ряде случаев просто хороших человеческих качеств недостаточно. Чтобы применять их профессионально, а значит, с высокой степенью надежности, надо усвоить определенные элементы медицинской психологии и психотерапии.
Психотерапевтическая
Гипернозогнозия — это
субъективная переоценка тяжести болезни,
ее возможных осложнений, вероятности
неблагоприятного исхода. Она, как правило,
возникает при резко
У них, как правило, лабильная
вегетососудистая система, которая
легко отвечает на нервные перегрузки
колебаниями артериального
Подобные личности склонны
к позерству, театральное рисовке,
стремлению “не быть, а казаться”;
они тpeбy^ к себе особого отношения,
склонны к нарочитым
У личностей с обстоятельным,
тугоподвижным, вязким, авторитарным мышлением
гипернозогнозия может
Если больной плохо
поддается разубеждению, не меняет
своего поведения, несмотря на отсутствие
объективных признаков болезни (данные
клинического и параклинических
исследований), может потребоваться
консультация психотерапевта. При направлении
больного на такую консультацию и
врач, и сестра должны быть крайне тактичны.
У пациента ни в коем случае не должно
создаться впечатления, что его
принимают за притворщика-симулянта,
не оценивают тяжести его
Анозогнозия — наоборот,
активное отрицание болезни, недооценка
очевидного, приписывание имеющихся
симптомов случайным
Анозогнозическая внутренняя
картина болезни формируется
у личностей стеничных (сверхуверенных
в себе), гипертимных (склонных к
приподнятому, эйфорическому настроению),
а также у легкомысленных людей.
При работе с такими пациентами необходимо
настаивать на обязательном, регулярном
посещении лечебных процедур, подчеркивая
их важность, объяснять возможность
различных осложнений при недобросовестном
отношении к лечению, делая акцент
на том, что неблагоприятное течение
заболевания или появление
Пациенты старческого
возраста нуждаются в особом
внимании. Такие возрастные психические
изменения, как снижение памяти, внимания,
снижение подвижности психики в
целом, ухудшение процессов
Пациент, нуждающийся в
сестринском уходе и получающий
его, — это прежде всего человек,
личность, характеризующаяся
Вербальный способ общения
Передача информации в процессе общения осуществляется как с помощью слов, т.е. вербально, так и без слов, невербально — с помощью жестов, мимики, походки, позы, интонации и т.д. Для практической деятельности медсестры характерна своя специфика вербального общения.
Под простотой общения
понимают краткость, законченность
фраз, содержащих понятные слова. Медсестре
необходимо помнить, что больному человеку
бывает сложно оценить суть многословного
сообщения и построить на его
основе тактику своих дальнейших
действий. С другой стороны, сжатая
информация может потребовать ее
неоднократного повторения или уточнения,
поскольку при этом понимание
может быть неполным. С особой осторожностью
нужно подходить к
Критерий ясности информации
предполагает, что после получения
сообщения пациент может
Использование слов типа “больше”,
“меньше”, “чаще”, “реже”, “иногда”,
“мало”, “много”, “утром”, “завтра”,
“ждите” и т.д. может способствовать
неоднозначной интерпретации
B.Kozier и G.Erb называют критерий
“заслуживающий доверия” самым
важным для эффективного
<