Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:51, реферат
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Становление биомедицинской этики
Характеристика деятельности медицинской сестры
Отношения: медсестра - пациент
Психотерапевтическая роль медсестры
Вербальный способ общения
Функции общения
Инвазивные методы в практике медсестры
Список использованной литературы
Сестринский процесс —
образ мышления и действий по отношению
к основным объектам сестринского дела
— людям, окружающей среде, здоровью.
Это метод организации и
Организационная структура
сестринского процесса состоит из 5
этапов: 1) обследование (сбор информации
о состоянии здоровья пациента);
2) сестринский диагноз (определение
и обозначение существующих и
потенциальных проблем
Характеризуя первый этап — обследование как текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии пациента, необходимо указать на информацию, которую собирает сестра, и источники ее получения. Это физиологические данные (их можно почерпнуть из истории болезни и при физическом обследовании), данные о развитии, психологические данные (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения); социологические данные (функции, взаимоотношения, источники); культурные данные (этические и культурные ценности); духовные данные (духовные ценности, религиозность и т. д.); данные об окружающей среде.
Данные обследования могут быть объективными и субъективными. Объективные данные включают наблюдения и данные, полученные сестрой, субъективные — предположения пациента о состоянии своего здоровья. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами (вербальным или невербальным способом).
Источниками данных могут быть сам пациент, члены его семьи, специалисты, знакомившиеся ранее с пациентом, амбулаторная карта, специальная литература.
В ходе обследования между
сестрой и пациентом должен быть
установлен психологический контакт.
Пациент должен доверять медицинскому
работнику, ощущать уверенность, что
о нем позаботятся должным
образом и на уровне, соответствующем
достижениям современной
Вторая ступень сестринского
процесса — сестринский диагноз.
Греческое слово diagnosis — "распознавание,
определение" для врача означает
установление причин страдания на основе
выявленных симптомов. Сестринский
диагноз — это также
Третий этап сестринского процесса — определение предстоящих целей, плана действий, включает планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей, связанных с состоянием здоровья пациента. Его цель — предупредить, облегчить, уменьшить или свести до минимума трудности, возникающие у пациента. Он сам должен участвовать в этом процессе, при котором сестра не только учитывает просьбы пациента, свои знания и возможности, но и возможности здравоохранения, учреждения, в котором она работает. Необходимо также установить конкретные сроки достижения каждой цели. Ожидаемые результаты записываются, а затем оцениваются на соответствующем этапе сестринского процесса. Цели должны быть реальными и мотивировать пациента к их достижению.
План должен включать кратковременные (на 1 нед) и долговременные цели. В нем указываются мероприятие (действие), критерии (число, время, расстояние), условия. Например, больной Н. должен начать ходить после перенесенного острого инфаркта миокарда на 10 м к 15.03 с помощником. Начать ходить — действие, к 15..03 на 10 м — критерии, с помощником — условие.
Следующий этап — реализация плана. Он включает помощь при болезни, в профилактике и укреплении здоровья. Такая помощь может быть ежедневной (гигиенические процедуры, одевание), периодической и т. д. Это развивающийся процесс, и сестра должна систематически уточнять план реализации, вносить в него коррективы.
В современном медсестринском
деле выделяют 3 основных типа реализации
плана действий: зависимый, когда
требуются указания врача, но должны
использоваться знания и навыки сестры
(прием больным лекарств, введение
желудочного зонда, подготовка к
диагностическому исследованию и т.
д.); независимый, при котором действия
сестры регулируются каким-либо правовым
актом (закон о сестринской
Примером такого типа реализации может быть план процедур, выполняемых сестрой без врача.
Заключительный этап сестринского процесса — оценка достигнутых результатов. Она включает реакцию пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии с определенными стандартами.
Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют личностные данные врача, медсестры, пациента, особенности его заболевания.
Характеристика деятельности медицинской сестры
1. Сестра-рутинер. Этот
тип оставлен нам в наследие
от прошлого, представлен пока
относительно самым большим
2. Тип сестры, “играющей
заученную роль”. Этот тип
заслуживает особого внимания. Такие
сестры работают, сознательно играя
определенную роль, стремясь к
осуществлению определенного
3. Тип “нервной” сестры
. Как об особом типе, о ней
можно говорить, если нервозность
эта проявляется в работе. Эмоционально
лабильная личность сестры, склонной
к невротическим реакциям, может
явиться серьезной помехой в
успешной работе с больными. Результатом
этой напряженности могут быть
грубость, раздражительность,
Более серьезную проблему
означает психопатия. Значительная импульсивность,
выраженная агрессивность уже требуют
вмешательства и помощи психиатра,
психотерапевтического
4. Тип сестры с мужеподобной,
сильной личностью . Довольно
хорошо известен в медицинской
практике. Больные уже издали
по походке узнают таких
5. Довольно часто встречаемся
мы и с сестрами материнского
типа , выполняющих свою работу
с проявлением максимальной
6. Тип сестер, которых
можно назвать типом
Необходимо остановиться и на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.
Можно различать:
а) начальный,
б) развернутый
в) и конечный этапы.
На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание местные обычаи, особенности. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, личные воспоминания могут быть спроецированы на нового больного, могут послужить таким образом причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). “На этой же кровати лежал”. .. — это чувство вызывает впечатление повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на вновь поступившего больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.
На развернутом этапе
лечащий и лечащийся
На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: “Больной не хочет выписываться...” Больного в таких случаях мучают сомнения: “Что будет со мной дома?” “Как смогу я выдерживать диету?” “Что будет, если...?” и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.
Личность сестры, метод
ее работы, стиль ее, умение обращаться
с больными, владение техникой психологической
работы с больными — все это, как
и в случае врача, — само по себе
может служить лекарством, оказывать
исцеляющее действие. Однако приходится
считаться и с побочными
Сестре приходится выполнять
и руководящую, воспитательную, просветительную
деятельность . Прием больного в
лечебной учреждение, его знакомство
с распорядком жизни больницы,
сообщение ему необходимых во
время его пребывания здесь сведений,
выполнение назначений врача, — все
это выполняется через сестру,
с ее помощью. Врач не имеет возможности
по нескольку раз объяснять
Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.