Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:51, реферат
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.
Становление биомедицинской этики
Характеристика деятельности медицинской сестры
Отношения: медсестра - пациент
Психотерапевтическая роль медсестры
Вербальный способ общения
Функции общения
Инвазивные методы в практике медсестры
Список использованной литературы
Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры)
Содержание:
Становление биомедицинской этики
Характеристика деятельности медицинской сестры
Отношения: медсестра - пациент
Психотерапевтическая роль медсестры
Вербальный способ общения
Функции общения
Инвазивные методы в практике медсестры
Список использованной литературы
Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные
концепции медицинской этики, дошедшие
до нас из глубин веков, зафиксированы
в древнеиндийской книге “
Большое развитие медицинская
этика получила в Древней Греции
и ярко представлена в клятве Гиппократа.
Медицинская этика
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических странах
медицина по существу превращена в
объект торговли, где медицинский
работник выступает в качестве предпринимателя.
С развитием империализма медицинская
этика в капиталистических
Профессионально-корпоративные
организации медицинских
Многие выдающиеся отечественные
медики оказали большое влияние
на развитие медицинской этики в
нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал,
что нужно воспитывать
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медсестра .
"Врач — служитель
искусства и больной должен
бороться с болезнью с самого
ее начала на стороне врача",
— считал Гиппократ. Очевидно,
что и медсестра вправе
Историко-этимологический анализ древнерусского (славянского) слова "врачь" свидетельствует, что так называли людей, умеющих "врать", т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать судьбу.
В современном русском
языке врачом называют человека, окончившего
высшее медицинское учебное заведение.
После введения высшего сестринского
образования адекватного
В статье 54 "Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан" (1993) указывается, что право
на занятие медицинской и
В "Основах законодательства"
имеется также статья 60 "Клятва
врача", гласящая: "Лица, окончившие
высшие медицинские учебные заведения
РФ и получившие диплом врача, дают
Клятву врача. Текст Клятвы врача
утверждается Верховным Советом
Российской Федерации. Врачи за нарушение
Клятвы врача несут ответственность,
предусмотренную
Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего сестринского образования уже существовали в России.
Клятва врача — моральное обязательство, принимаемое перед государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, призывая их в свидетели...".
В 1983 г. выпускники сестринской
школы в Мичигане впервые давали
"Клятву Флоренс Найтингейл", названную
именем основоположницы научного сестринского
дела. Ее текст был сформулирован
комитетом под
Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".
Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые факультетские обещания. Присяга врача Российской империи и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя первейшая забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.
Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате "Жуд-ши", переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П. Бадмаевым, выдвигал следующие положения. "Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности; 2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками".
Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет назад.
В настоящее время в России работает более 800 000 врачей 81 специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ). Остаются верными слова Гиппократа о том, что "многие себя называют врачами, но немногие ими являются в действительности... Лучшие из врачей те, которые причиняют меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я. Мудрова: "Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку... Врач посредственный более вреден, чем полезен".
В 1803 г. английский врач Т. Персиваль
издал книгу "Медицинская этика,
или свод установленных правил применительно
к профессиональному поведению
врачей и хирургов" (хирурги в
те времена к врачам не относились).
Если познакомиться с этими
В системе взаимоотношений медицинский работник — больной последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому. Слово "больной" понятно каждому. Следует отметить, что в русском языке использовалось немало слов, означавших не только боль у человека, обратившегося за медицинской помощью, но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни: "калека", "калековатый", "блаженный" (сумасшедший), "недвижье", "хилый", "неизцельный", "мозглявый", "уморенный", "сдохлик", "чахлый" (чахоточный), "хворобый". Наряду с глаголом "болеть" в различных местностях России использовались такие, как "вянуть", "чахнуть", "кукситься" (о детях), "карежиться", "оключиться" (ослабеть), "изнуриться", "износиться", "скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть" (притворяться) и др..
В современной медицине слово "больной" в основном относится к людям, находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом "пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?
В современной российской реальности слово "пациент" можно использовать не только потому, что оно стало международным, но и потому, что необходимо большее терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания.
В современном здравоохранении понятия уважения личности, самостоятельности пациента и самоопределения являются первостепенно важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским работником и пациентом.
Автономность, или самостоятельность
пациента (больного) защищена главным
образом посредством согласия на
лечение, которое он дает после того,
как получит информацию о состоянии
своего здоровья. Принцип информированного
согласия утвердился в современном
здравоохранении вместе с признанием
приоритетного значения прав человека
во всех сферах жизни. Этот принцип
стал реакцией человеческого общества
на бесчеловечные опыты фашистских
и японских врачей, на злоупотребления
психиатрией против инакомыслия
и другие антигуманные действия. Этот
принцип означает, что врач, медсестра,
фельдшер или любой другой медицинский
работник должен максимально полно
информировать пациента, дать ему
оптимальные советы, учитывая его
возможности в общении и
Очень важным этическим принципом, на котором базируются отношения между медицинским работником и пациентом, является непричинение вреда.
Со времен Гиппократа в
медицине утвердился принцип "прежде
всего не навреди". Это обязательный
принцип, но он допускает некоторую
долю риска. Применение силы для удерживания
пациента, ставшего агрессивным и
опасным для других, можно рассматривать
и как умышленное причинение ему
вреда, но оно морально оправдано. Подвергать
пациента риску можно только в
тех случаях, когда это объясняется
достижением какой-то ясной цели,
касающейся его здоровья, и когда
нет другого выбора. Гормональная
и лучевая терапия, хирургическая
операция и радионуклидная диагностика
могут рассматриваться как