Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Цель работы ………………………………………………………………... 4
Задачи ………………………………………………………………………. 5
Общие определения ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 7
Практика ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 12
Практика ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………………. 19
Практика ………………………………………………………………… 20
IV глава. Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………………… 26
Практика ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА. ………………………………. 31
Заключение ..………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы ….……………………………………… 35
№4.
При каком значении
параметра р данное уравнение имеет
только одно решение или не имеет вообще.
D = 0 – одно решение, D < 0 – решений нет при p>5
D = 16 – 8( р-3) = -8р +40
-8р + 40 = 0
8р = 40
р = 5
Подставляем это значение в полученные уравнения.
Ответ: [5; -∞).
№5.
т.к. модуль
всегда неотрицательная
x + 2 = 0
a²x = 0
x = -2 или x = -2
a = 0
Ответ: если а = 0,
то х = -2, если а ≠ 0, то решений нет.
№6.
т.к. в полученном уравнении параметр а роли не играет, то у данное уравнение подойдут все значения параметра а.
х = 0 х – 2 = 0
х = 2
Ответ: 0;2.
№7.
1) а > 2 1) а < - 2
решений нет, х = -2 - а
т.к. модуль равен 2) а = -2
отриц. числу х = 0
2) а = 2 3) а > -2
х = 0
3) а < 2
х = 2 - а
Ответ: [-2;2].
№8.
│2х-5│= m-3
Количество корней уравнения данного вида зависит от знака правой части. Рассмотрим три случая.
1. m-3<0
m<3 – корней нет, т.к. модуль неотрицательная величина.
2. m-3=0
m=3
уравнение принимает вид:
│2x-5│= 0
2x = 5
x = 2,5
3. m-3 > 0
m > 3.
уравнение равносильно совокупности:
Ответ: при m<3
– решений нет; при m=3, x = 2,5; при m>3,
Уравнения
с параметрами
в ГИА
Одним из
самых сложных заданий для
девятиклассников в ГИА являются
уравнения с параметрами.
ЭТО ПРЕГОДИТСЯ
НА ГИА:
Для решения
целого уравнения с параметрами нужно
следовать алгоритму:
Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
Если данные
уравнения вовсе не имеют решений,
то они также считаются
Таблица зависимости
графика от переменной и параметра.
Задание
№1.
Решите уравнение
Уравнение равносильно системе:
По теореме
Виета корнями первого
соответственно, система приобретает вид:
Рассмотрим три случая:
1. Если а = 1, то система примет вид:
2. Если а + 1 = 1, т.е. а = 0, то система примет вид:
3. Если а ≠ 1 и а ≠ 0, то система
имеет два
решения х = а, х = а +1
Ответ: если а = 1, то х = 2; если а= 0, то х = 0; если а ≠ 0 и а ≠ 1, то х = а или
х = а +1
Задание
№2.
Найдите все значения a, при которых равносильны данные уравнения.
x² +2(a-1)x + a²
- 7a + 12 = 0 и x² + (a²-5a+6)x = 0
Заметим, что х = 0 является конем второго уравнения, так как уравнения равносильны, то х = 0 должно быть корнем и первого уравнения. Это возможно лишь при условии а² - 7а +12 = 0, т.е при а = 4 или а = 3.
Итак, уравнения могут быть равносильными только при а = 3 и а = 4.
Если а = 3, то первое уравнение имеет вид:
х² +4х = 0 и имеет корни х = 0 и х = - 4;
второе уравнение имеет вид:
х² + 0*х = 0 имеет один корень х = 0.
Уравнение имеют разное множество корней и потому не являются равносильными. Если а = 4, то уравнения имеют вид
1) х² + 6х = 0, х = 0 или х = - 6
2) х² + 2ч = 0, х = 0 или х = - 2
Уравнения вновь
оказались неравносильными.
Ответ: ни при
каких значениях a уравнения не являются
равносильными.
Задача
№3.
При каких
значениях параметра а
x² - 2(a -1)x + 2a + 1 = 0.
Заметим, что при всех значениях а графиком
функции y = x² - 2(a -1)x + 2a + 1 = 0
является парабола, ветви которой
направлены вверх.
Изобразим схематично график функции,
удовлетворяющий условию задачи.
Для того, чтобы корни были различны и отрицательны,
необходимо и достаточно, чтобы
Решением системы,
а следовательно, и самой задачи
являются числа а из промежутка (
-0,5; 0).
Ответ: (-0,5; 0).
Заключение
Математика
– царица всех наук. И это действительно
так. Все науки подчиняются самой
главной - математике. Чем больше углубляешься
в математику, алгебру, тем более и более
тебя поражает масштаб и мощь этих наук.
В одной маленькой буковке, на первый взгляд
незначительной, кроется множество различных
решений. Кто бы мог подумать, что одна
буква меняет все уравнение и весь смысл
поставленной задачи.
В результате изучения материала для работы я усвоила:
- научилась решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности,
- овладела
рядом технических и
- умело
обращаться с параметром и
решать уравнения, содержащие
параметр.
Список
используемой литературы
1.
«Алгебра. Нестандартные задачи. 9 класс.
Подготовка к ГИА.» Г.В. Сычева; Н.Б.Гусева;
В.А. Гусев. / Москва/ 2009г. /
2. «Линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами»
Л.Солуковцева /Москва/
2007г./
3.
Математический энциклопедический словарь//Москва,
«Советская энциклопедия», 1988
4.
Алгебра и элементарные функции Калнин
Р.А.. – 2 – е изд. – М.: «Наука» 1966.г.,
5.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Дополнительные
главы к школьному учебнику 8 класс.: –
3-е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.
6.
Газета «Математика» Издательский дом
«Первое сентября».
7.
Галицкий М.Л. Сборник задач по алгебре
8 – 9 классов: Учебное пособие для учащихся
и классов с углубленным изучением курса
математики М.: Просвещение 1992 г.
8.
Вавилов В.В. Задачи по математике. Алгебра
М.: Наука 1987 г.
9.
Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник
по методам решения задач по математике
для средней школы. М.: Наука 1989 г.