Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Цель работы ………………………………………………………………... 4
Задачи ………………………………………………………………………. 5
Общие определения ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 7
Практика ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 12
Практика ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………………. 19
Практика ………………………………………………………………… 20
IV глава. Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………………… 26
Практика ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА. ………………………………. 31
Заключение ..………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы ….……………………………………… 35
Ответ: p; p - 2
Дробно
– рациональные уравнения.
Уравнение вида P(x)/Q(x)=0, где Р(х), Q(x) -многочлены называют дробными рациональными уравнениями.
Решение дробного
1. Решить уравнение Р(х) = 0.
2. Проверить условие: Q (х) ≠ 0.
То есть решение таких
Необходимое и достаточно условие равенства дроби нулю: дробь равна нулю тогда и только, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
Процесс решения дробных уравнений
протекает по обычной схеме: дробное
уравнение заменяется целым путем
умножения обеих частей уравнения
на общий знаменатель левой и
правой его частей. После чего решаем
известным способом целое уравнение, исключая
посторонние корни, т. е. числа, которые
обращают общий знаменатель в нуль.
Для решения дробно – линейного уравнения удобно пользоваться равносильностью:
Алгоритм решения дробно – рационального уравнения с параметром.
Решение
дробно – рациональных
уравнений параметрами.
№1.
2х – 5 – а =0
x +7 ≠ 0
x = 2,5 + 0,5a
x ≠ -7
найдём через эти уравнения а:
2,5 + 0,5а = -7
0,5а = -9,5
а = - 19
Если а = -19 то
уравнение корней не имеет.
Ответ: если а
≠ -19, то х = 2,5 + 0,5а; если а = -19 то корней
нет.
№2.
х – 3 ≠ 0
2х - 4 - 2а + ах
=0
х ≠ 3
х = 2
№3.
(a + 1)(1 – x) = a + ax x ≠ -1
a +1 – x – ax = a + ax a ≠ -1
2ax + x – 1 = 0
x(2a + 1) = 1
при a = -1 и
x = -1 данное уравнение не имеет смысла,
т.к. эти выражения противоречат О.Д.З.
О.Д.З.
2а ≠ -1
а ≠ -0,5
при а = -0,5 выражение
не имеет
смысла.
Ответ: при
a = -1 и x = -1 данное уравнение не имеет
смысла. если а ≠ -1 и а ≠ -0,5, то
.
№4.
О.Д.З.
x ≠ -5
x + 5 ≠ 0
x – 3 – a + 2 = 0
x ≠ -5
x = 3+a-2
x ≠ -5
x=1+a
из уравнений найдем значение параметра а.
-5 = 1 + а
а = -1 – 5
а = - 6.
Ответ: при а
≠ -6, х = 1+а; при а = -6, х = -5 но это противоречит
О.Д.З.
№5.
x²a ( a + 1 ) – x( 3a + 2 ) + 2 = 0
D = ( 3a + 2 )² - 4a ( a + 1 ) 2 = 9a² + 12 + 4 - 8a² -8a = a² + 4a + 4 = ( a + 2 )²
√D= (a+2)
Ответ:
№6.
a = - 1; a = 1
№7
x ≠ 0,5
т.к. разность выражений
равна нулю, то соответственно оба
выражения равны нулю, но это не
допустимо, т.к. делитель не может быть
равен нулю. соответственно:
x – a = 0
2x – 1 ≠0
x = a
x ≠ 0,5
Ответ: при а = 0,5 - решений нет; при а ≠ 0,5 х = а
№8.
Если а = 2, то 0*х = 4 – решений нет; если а = -2, то х – любое число, но при этом должно быть ( а + 1) х ≠ 4, т.е. (-2 + 1 )х ≠ 4, или х ≠ -4. При этом а ≠ 2 . Учитывая условие на х, придем к соотношению . Последнее выполнено, если а ≠ 3.
Ответ: при а
≠
2, а ≠ 3,
; при а = 2 и
а = 3 – решений нет; прри а = -2,
№9.
дробь равна нулю, соответственно делитель и делимое неравно нулю, но знаменатель не равен нулю, отсюда:
решим линейное уравнение:
(4m-9)x = 31- 2m, но 4m - 9 ≠ 0
Если m ≠ 2,25? то , если m = 2,25 то решений нет.
Поскольку x ≠ -3,
то выясним, имеются ли такие значения
m, при которых x = -3, исключим их.
10m +4 ≠ 0
m ≠ - 0,4
Ответ: если m ≠
-0,4, m ≠ 1, m ≠ 2,25, то
; если m = -0,4,
m = 1, m = 2,25, то решений нет.
№10.
При каких значениях параметра a все решения данного уравнения неположительны?
решим линейное уравнение:
( a-3)x = 3a+ 4
По условию нам надо найти неположительные решения уравнения. Если x ≤ 0, то случай x = 3 невозможен. В этом случае достаточно решить систему:
Решением неравенства
будет промежуток
≤ а < 3, вторая
система даст
.Решением
будет промежуток
.
Ответ: а
.
Уравнения
с модулем
Модулем
(абсолютной величиной) действительного
числа х, т.е. |x|, называется само
это число, если оно неотрицательное, и
это число, взятое с противоположным знаком,
если оно отрицательное:
- х, если x < 0
| x | =
x, если x ≥0
Геометрически модуль
Метод интервалов.
Применение метода
интервалов основано на следующем утверждении:
функция непрерывна на промежутке, может
менять знак только при переходе через
нуль. Это означает, что нули функции и
границы промежутков ее непрерывности
разделяют область определения функции
на участки, где она сохраняет постоянный
знак (т.е. участки, где функция принимает
только положительные или только отрицательные
значения).
Решение
уравнений с модулем
и параметром.
№1.
х – 3 = 0
х = 3
3) а > 0
х – 3 = а
х = а + 3
Ответ:
при а < 0 – решений нет,
при а = 0 х = 3, при а >
0 х = а – 3
№2.
(1)
или
(2)
(1)
1) если а < 14, то 1) если а < -2, то
х
= 14 – а
2) если а =
14, то
х
= 0
3) если а > 14, то 3) если а > 14, то
решений
нет, т.к.
модуль
равен
отрицательному числу, отрицательному числу,
но такого не
может быть.
но такого не может быть.
Ответ:
№3.
так как при
сложении двух неотрицательных чисел
получается 0, то каждое из чисел равно
0.
x + 2 = 0
a ( x – 1 ) = 0
x = -2 или x = -2
a = 0
Ответ: при a = 0, x
= -2; при а ≠ 0 – решений нет.