Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Введение  ……………………………………………………………………. 3
Цель работы   ………………………………………………………………... 4
Задачи   ………………………………………………………………………. 5
Общие определения   ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория  …………………………………………………………………… 7
Практика  ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория  …………………………………………………………………… 12
Практика  ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………………. 19
Практика  ………………………………………………………………… 20
IV глава.  Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………………… 26
Практика  ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА.   ………………………………. 31
Заключение  ..………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы  ….……………………………………… 35
Ответ: p; p - 2  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дробно 
– рациональные уравнения. 
Уравнение вида P(x)/Q(x)=0, где Р(х), Q(x) -многочлены называют дробными рациональными уравнениями.
       
Решение дробного 
1. Решить уравнение Р(х) = 0.
2. Проверить условие: Q (х) ≠ 0.
      
То есть решение таких 
Необходимое и достаточно условие равенства дроби нулю: дробь равна нулю тогда и только, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
 
Процесс решения дробных уравнений 
протекает по обычной схеме: дробное 
уравнение заменяется целым путем 
умножения обеих частей уравнения 
на общий знаменатель левой и 
правой его частей. После чего решаем 
известным способом целое уравнение, исключая 
посторонние корни, т. е. числа, которые 
обращают общий знаменатель в нуль. 
Для решения дробно – линейного уравнения удобно пользоваться равносильностью:
Алгоритм решения дробно – рационального уравнения с параметром.
Решение 
дробно – рациональных 
уравнений параметрами.  
№1.
2х – 5 – а =0
x +7 ≠ 0  
x = 2,5 + 0,5a
x ≠ -7 
найдём через эти уравнения а:
2,5 + 0,5а = -7
0,5а = -9,5
а = - 19
Если а = -19 то 
уравнение корней не имеет.  
Ответ: если а 
≠ -19, то х = 2,5 + 0,5а; если а = -19 то корней 
нет. 
№2. 
х – 3 ≠ 0
2х - 4 - 2а + ах 
=0 
х ≠ 3
х = 2 
№3. 
                              
(a + 1)(1 – x) = a + ax x ≠ -1
a +1 – x – ax = a + ax a ≠ -1
2ax + x – 1 = 0
x(2a + 1) = 1
 
  
при a = -1 и  
x = -1  данное уравнение не имеет смысла, 
т.к. эти выражения противоречат О.Д.З. 
О.Д.З.
2а ≠ -1
а ≠ -0,5
при а = -0,5 выражение
 не имеет 
смысла. 
Ответ: при 
a = -1 и  x = -1 данное уравнение не имеет 
смысла. если а ≠ -1 и а ≠ -0,5, то 
. 
№4. 
О.Д.З.
          
x ≠ -5 
 
 
x + 5 ≠ 0
x – 3 – a + 2 = 0
x ≠ -5
x = 3+a-2
x ≠ -5
  x=1+a 
из уравнений найдем значение параметра а.
-5 = 1 + а
а = -1 – 5
а = - 6. 
Ответ: при а 
≠ -6,  х = 1+а; при а = -6, х = -5 но это противоречит 
О.Д.З. 
№5.
                              
           
x²a ( a + 1 ) – x( 3a + 2 ) + 2 = 0
D = ( 3a + 2 )² - 4a ( a + 1 ) 2 = 9a² + 12 + 4 - 8a² -8a = a² + 4a + 4 = ( a + 2 )²
√D= (a+2) 
 
Ответ: 
 
№6. 
 
a = - 1; a = 1 
 
№7
                              
                              
                                                       
x ≠ 0,5 
т.к. разность выражений 
равна нулю, то соответственно оба 
выражения равны нулю, но это не 
допустимо, т.к. делитель не может быть 
равен нулю. соответственно:  
x – a = 0
2x – 1 ≠0 
x = a
x ≠ 0,5
Ответ: при а = 0,5 - решений нет; при а ≠ 0,5 х = а
№8. 
Если а = 2, то 0*х = 4 – решений нет; если а = -2, то х – любое число, но при этом должно быть ( а + 1) х ≠ 4, т.е. (-2 + 1 )х ≠ 4, или х ≠ -4. При этом а ≠ 2 . Учитывая условие на х, придем к соотношению . Последнее выполнено, если а ≠ 3.
Ответ: при а 
≠ 
2,  а ≠ 3, 
; при а = 2 и 
а = 3 – решений нет; прри а = -2, 
 
№9. 
 
 
дробь равна нулю, соответственно делитель и делимое неравно нулю, но знаменатель не равен нулю, отсюда:
 
решим линейное уравнение:
(4m-9)x = 31- 2m, но 4m - 9 ≠ 0
 
                               
Если m ≠ 2,25? то , если m = 2,25 то решений нет.
Поскольку x ≠ -3, 
то выясним, имеются ли такие значения 
m, при которых x = -3, исключим их. 
  
10m +4 ≠ 0
m ≠ - 0,4 
Ответ: если m ≠ 
-0,4, m ≠ 1, m ≠ 2,25, то 
; если m = -0,4, 
m = 1, m = 2,25, то решений нет. 
 
№10. 
При каких значениях параметра a все решения данного уравнения неположительны?
решим линейное уравнение:
( a-3)x = 3a+ 4
По условию нам надо найти неположительные решения уравнения. Если x ≤ 0, то случай x = 3 невозможен. В этом случае достаточно решить систему:
Решением неравенства 
будет промежуток 
 ≤ а < 3, вторая 
система даст 
.Решением 
будет промежуток 
. 
Ответ: а
. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Уравнения 
с модулем 
Модулем 
(абсолютной величиной) действительного 
числа х, т.е.  |x|, называется само 
это число, если оно неотрицательное, и 
это число, взятое с противоположным знаком, 
если оно отрицательное: 
- х, если x < 0
| x | =
                 
x, если x ≥0 
    
Геометрически модуль 
 
Метод интервалов.
Применение метода 
интервалов основано на следующем утверждении: 
функция непрерывна на промежутке, может 
менять знак только при переходе через 
нуль. Это означает, что нули функции и 
границы промежутков ее непрерывности 
разделяют область определения функции 
на участки, где она сохраняет постоянный 
знак (т.е. участки, где функция принимает 
только положительные или только отрицательные 
значения). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Решение 
уравнений с модулем 
и параметром.  
№1. 
х – 3 = 0
х = 3
3) а > 0
х – 3 = а
         
х = а + 3 
   Ответ: 
при а < 0 – решений нет, 
при а = 0  х = 3, при а > 
0  х = а – 3 
№2. 
 
   (1)    
или   
    
(2) 
(1)                           
1) если а < 14, то 1) если а < -2, то
     х 
= 14 – а                           
2) если а = 
14, то                            
     х 
= 0                             
3) если а > 14, то 3) если а > 14, то
     решений 
нет, т.к.                     
     модуль 
равен                         
отрицательному числу, отрицательному числу,
но такого не 
может быть.                    
но такого не может быть. 
 
 
Ответ: 
 
 
 
 
№3.
так как при 
сложении двух неотрицательных чисел 
получается 0, то каждое из чисел равно 
0. 
x + 2 = 0
a ( x – 1 ) = 0
x = -2 или x = -2
  a = 0                             
 
Ответ: при a = 0, x 
= -2; при а ≠ 0 – решений нет.