Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Цель работы ………………………………………………………………... 4
Задачи ………………………………………………………………………. 5
Общие определения ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 7
Практика ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 12
Практика ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………………. 19
Практика ………………………………………………………………… 20
IV глава. Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………………… 26
Практика ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА. ………………………………. 31
Заключение ..………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы ….……………………………………… 35
№7.
2а ( а – 2)х = а - 2
а = 0 а = 2 а ≠ 0 а ≠ 2
при а = 0, х = - 2 – ложно.
при а = 2, х = - 2 – ложно .
при а ≠ 0 и а ≠ 2
Ответ: при а
= 0 и а = 2 данное уравнение не имеет
решений; при а ≠ 0 и а ≠ 2,
.
№8.
( а – 1)( а -2)х = а – 1
а = 1
0х = 0, х R.
а = 2
0ч = -1 – корней нет
а ≠ 1 и а ≠ 2
Ответ: при а
= 1, х
R; при а = 2
– корней нет; при а ≠ 1 и а ≠ 2,
.
№9.
Ответ: при а
= 1, х
R; при а = -3,
х = 0; при а ≠ 1 и а ≠ - 3,
№10.
При каком значении
а уравнение а( х – 1) = 2х + 5
не имеет корней.
а( х – 1) = 2х + 5
ах – а – 2х – 5 = 0
( а – 2)х = а + 5
а = -5
-7х = 0
х = 0
а = 2
0х =3 – корней нет.
а ≠ -7 и а ≠ 2
Ответ: при а = 2.
Квадратное
уравнение.
Квадратное уравнение — уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где .
Уравнение вида ax2 + bx + c = 0 равносильно уравнению:
Выделяя полный квадрат, получаем
Далее имеем:
откуда
окончательно
Выражение ( b-4ac)
называется дискриминантом квадратного уравнения
и обозначается буквой D.
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два различных корня: которые могут быть вычислены по формулам:
или
Если D = 0, то квадратное уравнение имеет единственный корень .
Если D < 0, то действительных корней нет.
Сумма корней приведённого квадратного уравнения x2 + px + q = 0 равна коэффициенту p, взятому с обратным знаком, а произведение корней равно свободному члену q:
В общем случае (для неприведённого квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0):
Разложение квадратного
уравнения на множители
Выражение ax²
+ bx + c называется квадратным
относительно переменной x. Корни этого
квадратного трехчлена являются корнями
квадратного уравнения ax² +
bx + c = 0.
на основании теоремы Виета
отсюда
Имеем:
ax² +
bx + c = ax
ax(x-x
Итак,
ax² +
bx + c = a(x-x
Если квадратный трехчлен имеет вид , то получаем
Если D > 0, то
Если D = 0, то
При решении таких уравнений необходимо использовать следующие сведения.
1. Зависимость
количества корней квадратного
уравнения от его
D > 0 (2 корня); D = 0 (1 корень); D < 0 (нет корней).
2. Если D > 0 то аx2 + вx + с = а (x – x1) (x – x2)
3. Если D > 0, то
левую часть можно представить
в виде полного квадрата или
выражения, ему
ax2 + вx + с = а (x – x1)2
4. Если уравнение приведенное то x1 + x2 = – р, аx1 • x2 = q
5. Если а > 0, D > 0, то уравнение имеет два действительных различных корня
а) в < 0, с
> 0 оба корня положительны
б) в > 0, с > 0
оба корня отрицательны
в) в < 0, с < 0 корни противоположны
по знаку. Положителен тот корень, который
имеет больший модуль.
г) в > 0, с < 0 корни противоположны
по знаку. Отрицателен тот корень, который
имеет больший модуль.
Решение
квадратных уравнений
с параметрами.
№1.
Найти значения
k при котором данное квадратное
уравнение имеет корни.
Ответ:
№2.
b < 0 – решений
нет
Ответ: b > 0, x = -
1; b = 0, х
R; b<0 – решений
нет.
№3.
Найти корни
уравнения при D > 0.
x² - ( 2p + 1 )x + ( p² + p – 2 ) = 0
D = ( 2p + 1 )² - 4( p² + p – 2 ) = 4p² + 1 + 4p - 4p² -4p + 8 = 9
√D = 3
Ответ: p-1, p+2.
№4.
При некотором значении параметра р корни квадратного уравнения
2px² + ( p² - 9 )x - 5p + 2 = 0 являются противоположными числами. Найти корни уравнения.
2px² + ( p² - 9 )x - 5p + 2 = 0
Ответ:
№5.
Найти значение
р при котором данное квадратное
уравнение имеет корни.
3x² + 2px - (p – 6) = 0
D ≥ 0.
D = 4p² - 12p -72 ≥ 0
p² + 3p -18 ≥ 0
p = -6; p = 3
p
(-∞;-6] v [-3;+∞).
Ответ: p
(-∞;-6] v [-3;+∞).
№6
Найти значение k при котором данное уравнение имеет не более одного корня.
2x² - kx + k + 6 = 0
D ≤ 0
D = k² - 8(k+6) = k² -8k -48
k² - 8k – 48 ≤ 0
k = 12, k = - 4.
Ответ: k
[-4;12].
№7
ах² - 3х + 4 = 0
1) а = 0
-3х + 4 = 0
3х = 4
х =
2) а > 0
ах² - 3х + 4 = 0
D = 9 – 16 = - 7 – решений нет
3) а < 0
- ах² - 3х + 4 = 0
D = 9 + 16 = 25
√D = 5
х = х =
х
= 1
х
= - 4
Ответ: при а = 0, х = ; при а > 0 – решений нет; при а < 0, х = 1; -4.
№8
При каких значениях параметра p данное уравнение имеет один корень.
x² + 3px + p = 0
D = 0
D = b² - 4ac
D = 9p² - 4p
9p² - 4p = 0
p ( 9p – 4 ) = 0
p = 0 или 9p – 4 = 0
9p = 4│:9
p =
Ответ: 0;
.
№9
Докажите, что
не существует такого значения параметра
p, при котором данное уравнение имело
бы только один корень.
x²- px + p – 2 = 0
D ≠ 0
D = b² - 4ac
D = p² - 4( -2 + p ) = p² + 8 – 4p
p² + 8 – 4p = 0
D = 16 -32 = -16
D
< 0, значит
D ≠ 0 и уравнение имеет 2 корня.
№10.
x² - ( 2p – 2 )x + p² - 2p = 0
D = ( 2p – 2)² - 4( p² - 2p) = 4p²- 8p + 4 – 4p² + 8p = 4
√D = 2
x = x =
x
= p
x
= p - 2