Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:38, реферат
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Цель работы ………………………………………………………………... 4
Задачи ………………………………………………………………………. 5
Общие определения ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 7
Практика ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 12
Практика ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………………. 19
Практика ………………………………………………………………… 20
IV глава. Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………………… 26
Практика ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА. ………………………………. 31
Заключение ..………………………………………………………………… 34
Список используемой литературы ….……………………………………… 35
работа
по алгебре по теме:
«УРАВНЕНИЯ
С ПАРАМЕТРАМИ»
Подготовила
Ученица 9 класса «В»
МОУ СОШ № 40
Климанёва Анна
Учитель:
Салий Валентина
Павловна
Г. Новороссийск 2010год
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………. 3
Цель работы ………………………………………………………………... 4
Задачи ………………………………………………………………………. 5
Общие определения ………………………………………………………... 6
I глава. Линейные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 7
Практика ………………………………………………………………… 8
II глава. Квадратные уравнения с параметрами
Теория …………………………………………………………………… 12
Практика ………………………………………………………………… 15
III глава. Дробно – рациональные уравнения с параметрами
Теория ……………………………………………………………
Практика ………………………………………………………………… 20
IV глава. Уравнения с модулем и параметрами
Теория ….………………………………………………………
Практика ………………………………………………………………… 27
V глава. Уравнения с параметрами в ГИА. ………………………………. 31
Заключение ..………………………………………………………………… 34
Список используемой
литературы ….………………………………………
35
Введение
Известно,
что решение задач с
Решение задач с параметрами является одним из самых трудных разделов школьной математики. При решении задач с параметрами требуется, кроме хорошего знания стандартных методов решений, умение проводить довольно разветвленные логические построения, аккуратность и внимательность для того, чтобы не потерять решений и не приобрести лишних. Это требует от школьника более развитого логического мышления и математической культуры, но, в свою очередь, эти задачи сами способствуют их развитию. Опыт вступительных экзаменов показывает, что учащиеся, владеющие методами их решения, обычно успешно справляются и с другими задачами.
Задачи с модулями и параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений и неравенств, для каждого из которых должно быть получено решение. Решение задач в математике является эквивалентом эксперимента. Работа строится на решении различных по степени важности и сложности задач.
Задачи
с параметрами представляют собой
небольшие исследовательские
Цель
работы
Задачи
с параметрами практически не
представлены в школьном курсе математика.
Между тем они часто
Цель
моей работы изучить методы решения
различных уравнений с
Задачи
В процессе подготовки работы были поставлены задачи:
- изучение теоретического материала
- изучение параметра как математический термин
- применение теоретических знаний на практике
- подготовка
к ГИА
Главная задача работы является
ознакомление с теоретическими
основами решения уравнений
с параметрами, основными
их видами и рекомендациями
к решению.
Общие
определения
Равенство, содержащие переменную, называется уравнением, если необходимо найти значения переменной, при которых оно обращается в верное числовое равенство.
Уравнение с одной переменной в общем виде записывается так:
1
Значение переменной при котором уравнение является верным, называется корнем уравнения.
Множество значений
переменной x, при которых имеют смысл
выражения
и
, называется областью
допустимых значений
переменной (ОДЗ)
или областью
определения уравнения.
Параметр – это величина, входящая
в математическую формулу и сохраняющая
постоянное значение в пределах одного
явления или для данной частной задачи,
но при переходе к другому явлению или
другой задаче меняющая свое значение.
Уравнение с параметрами — математическое уравнение, внешний вид и решение которого зависит от значений одного или нескольких параметров.
Решить уравнение с параметром означает:
Пример линейного уравнения с параметром
Линейное уравнение.
Линейное уравнение — это уравнение, обе части которого могут быть выражены многочленоми (от неизвестных) первой степени.
Линейное уравнение можно привести к виду: ax + b = 0.
Количество решений зависит от параметров a и b. Если a = b = 0, то уравнение имеет бесконечное множество решений, поскольку ,
Если , то уравнение не имеет решений, поскольку
Если , то уравнение имеет единственное решение
Линейное уравнение не может содержать:
Два основных правила преобразования уравнений:
Решить
уравнение
– это значит найти множество его корней.
Решение
линейных уравнений
с параметром.
№1.
ax – 6 = 2a – 3x
ax + 3x = 6 + 2a
( a + 3 ) x = 2 ( a +
3 )
Рассмотрим все
возможные случаи
a = - 3 и a ≠ 0
если a = - 3 то х R
a ≠ -3
x = 2
Ответ: если a = -
3, то х
R; если a ≠
-3, то x = 2
№2.
( a – 2 )x = 10 – 5x
a = 2 или a ≠ 2
если a = 2
0 = 10 – 5x
5x = 10 I :5
x = 2
если a ≠ 2
ax – 2x = 10 – 5x
ax + 3x = 10
x (a + 3 ) = 10
Ответ: при a =
2, x = 2; при a ≠ 2,
, кроме а ≠
- 3
№3.
( 5b – 20 )х = 15
b = 4 или b ≠ 4
0x = 16 – решений нет
b ≠ 4
Ответ: при b =
4 – решений нет; при b ≠ 4,
№4.
8x – ( 2x + 4 ) = 2( 3x – a)
8x - 2x – 4 = 6x – 2a
6x – 6x -4 = -2a
2a = 4 I :2
a = 2
Ответ: при любых
значениях а в данном уравнение
х
R.
№5.
( 5a – 1 ) x = 2a + 3
5a – 1 = 0 2a + 3 = 0
5a = 1 I : 5 2a = -3 I : 2
a = 0,2 a = - 1,5
a ≠ 0,2 и a ≠ 1,5
( 5a – 1)x = 2a + 3
Ответ: при а
= 0,2 и а = - 1,5 данное уравнение не имеет
смысла; при a ≠ 0,2 и a ≠
1,5,
№6.
( а + 7) х = 3
а = -7 или а ≠ -7
если а = -7
0х = 3 – корней нет
а ≠ -7
( а + 7)х = 3
Ответ: при а
= -7 данное уравнение корней не имеет;
при а ≠ -7,
.