Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:37, дипломная работа
Цель исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения
с применением наглядности………………………………………...6
1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6
1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8
1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,
используемые при изучении темы………………………………..16
Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по
использованию наглядных пособий……………………………..24
2.1. Использование наглядных пособий на различных
этапах урока……………………………………………………….24
2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37
Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи
умножения на 9»……………………………………………39
У. Что можете рассказать о числе 35?
Д. Это число содержит 3 десятка 5 единиц, оно двухзначное, нечетное, предыдущее число 34, а последующее 36. можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 30+5 (слайд №2 открывается дальше).
У. Пропишите показ.
III. Устный счет.
Индивидуально – карточки.
Фронтально – арифметический диктант:
У. Проверим работу. Один ученик называет результаты.
На презентационном экране визуально предлагаются эти числа. (Слайд № 3) (Презентация)
У. Выбери числа, которые делятся на 6. (Ответы появляются на слайде №3. Он открывается дальше)
Назови эти выражения.
Д. 18:6=3
36:6=6
54:6=9
24:6=4
48:6=8
На презентационном экране визуально предлагается рисунок №1 (Слайд № 4) (Презентация)
У. Пересчитай горошины во всех стручках.
Д. В стручках 64 горошины. В одном стручке 8 горошин, а стручков тоже 8.
Мы по 8 взяли 8 раз. 8 • 8 =64.
На презентационном экране визуально предлагается рисунок №2. (Слайд № 4) (Презентация)
У. Пересчитай все луковицы в связках.
Д. В одной связке 8 луковиц, а связок всего 9. То есть мы по 8 взяли 9 раз. 8• 9=72, значит в связках 64 луковицы.
На презентационном экране визуально предлагаются схемы задач. (Слайд № 5) (Презентация)
У. Составь задачу по чертежу.
Д. На полке лежало 8 мячей. Сколько мячей лежало на 6 полках.
В одном автобусе ехало 8 человек. Сколько человек ехало в 6 таких автобусах? В коробке было 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких коробках? ...
У. Узнайте, сколько кг яблок в 6 коробках?
Д. В 6 коробках 48 кг яблок. Я узнал так: 8 • 6=48, Умножал потому, что сказано по 8 взяли 6 коробок.
У. Составьте задачу по второй схеме.
Д. 18 деревьев посадили в саду по 3 дерева в каждый ряд. Сколько получилось рядов?
18
слив раздали ребятам, по 3 сливы
каждому. Сколько ребят
У. Сколько же ребят получили сливы?
Д. 6 ребят. Мы 18 слив раздавали по 3 сливы каждому. Мы должны узнать сколько раз по 3 содержится в 18. 18:3=6
У. Составьте обратную задачку.
Д. 6 ребятам раздали сливы, по 3 сливы каждому. Сколько было слив?
У. Объясните решение.
Д. Надо по 3 сливы взять 6 раз, а это значит 3 • 6 =18 слив
IV. Знакомство с новым материалом.
На презентационном экране предлагается слайд № 6.
У. Что обозначается этот знак?
Д. Новый материал. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
На презентационном экране визуально появляется рисунок.
У. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чему мы будем учиться?
Д. О таблице умножения на 9. Мы будем знакомиться с таблицей на 9 и ее запоминать.
У. Почему так решили?
Д. Потому что здесь 9 елочек в 2 ряда. А чтобы решить этот пример надо знать таблицу умножения на 9. (Открывается слайд № 6 дальше) (Презентация)
У. Как бы вы ответили на вопрос “Сколько елочек?”
Д. - Я бы к 9+9, потому что таблицу на 9 еще не знаю.
Я бы 9 • 2, думаю этот пример просто сосчитать по 9 взять 2 раза. Или заменить действием сложения 9+9=18.
Мы знаем таблицу на 2, а есть правило: от перестановки чисел результат не изменяется. 2 • 9=18, а значит 9 • 2=18
У. Наши друзья волк и заяц тоже решали эту задачку.
(На
презентационном экране
Как эту задачку решил волк?
Д. Он воспользовался таблицей сложения.
У. А заяц?
Д. Заяц воспользовался таблицей умножения.
На презентационном экране предлагается слайд № 8. (Презентация)
У. Давайте обобщим. Значит, как можно было решить эту задачку?
Д. 9+9=18 и 9 • 2=18
У. Какой способ помогает быстрее и легче решить эту задачу?
Д. Второй. 9 • 2=18, если решать сложением, да если будут большие числа, то можно запутаться.
На презентационном экране предлагается слайд № 9.
У. Рассмотрите примеры, что вы заметили?
Д. - Это таблица умножения на 9.
А мы с ней уже знакомы, потому что знаем правило, что от перестановки чисел местами результат не изменяется.
А я заметил, что здесь не хватает одного примера из таблицы на 9.
Это, наверное, потому, что мы его не знаем.
9*9 трудно решать сложением, лучше его выучить.
Мы эту таблицу знаем. Выучить всего один пример.
Даже
если мы не знаем умножение 9 на 9, мы
можем воспользоваться
Я тоже думаю так можно узнать, потому что в ответах есть последовательность. Здесь каждый следующий ответ больше предыдущего на 9. Это таблица на 9, значит, мы каждый раз прибавляем по 9.
У. Отступите две клеточки вниз и запишите только ответы таблицы умножения на 9. Права Алена? Назовите устно примеры.
Запишите
пропущенное выражение в
Сделаем вывод: с каким действием связано действие умножение?
Д. С действием деления.
На презентационном экране предлагается слайд № 10. (Презентация)
У. Как же 63 разделить на 9?
Д. (у доски) Начертим граф. В машину запустили число 7. Она умножила это число на 9 и получилось 63. Сделаем обратное действие, 63 разделим на 9 и получим 7.
У. Что значит разделить на 9?
Д. Это значит найти такое число, которое если умножить на 7 то получится 63.
У. Как найти девятую часть числа
Д. Разделить на 9.
У. Ответь на вопросы компьютера.
На презентационном экране открывается дальше слайд № 10. (Презентация)
На доске:
|
У. Сделаем выводы.
На презентационном экране предлагается слайд № 11.
Д. При умножении любого числа на 0 получится 0.
При умножении любого числа на 1 получится 1.
При делении 0 на любое число получится 0.
При делении любого числа на 1 получится 1.
V. Физминутка.
VI. Закрепление нового материала.
На презентационном экране предлагается слайд № 12. (Презентация)
1. У. Составьте равенства по этому графу.
(один ребенок работает у доски)
У. Сверим свою работу с компьютером.
На презентационном экране предлагается слайд № 13. (Презентация)
(В учебнике стр.95 № 299)
2. У. На сколько квадратов разбит четырехугольник? Как узнали?
Д. На 27. По 9 квадратов мы взяли 3 ряда.
На 36. По 9 квадратов мы взяли 4 раза.
На 24. По 6 квадратов мы взяли 4 раза.
У. Какое выражение лишнее? Почему?
Д.
9
• 3 =27,потому что в остальных
примерах мы умножаем на
6 • 4 =24, потому что остальные примеры из таблицы умножения на 9.
У. Запишите эти выражения. Составьте к ним примеры на деление.
Дети зачитывают записанные выражения и проверяют правильность выполнения на компьютере.
(В учебнике стр. 96 № 300)
На презентационном экране предлагается слайд № 14. (Презентация)
У. Из скольких кирпичей состоит кладка?
Д. Из 45. По 9 взяли 5раз 9•5=45
У. Запишите это пример. Составьте примеры на деление.
Дети отвечают.
У. Проверим по компьютеру.
VII. Самостоятельная работа.
На презентационном экране предлагается слайд № 15. (Презентация)
9
• 6 = 9 • 3 = 9 • 7 = 9 • 5 = 9 • 4 = 9 • 8 = |
36
: 9 = 63 : 9 = 72 : 9 = 45 : 9 = 54 : 9 = 27 : 9 = |
Проверка
примеров с использованием слайда №
15.
При
обнаружении ошибок в ответах
детей возвращаемся |