Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 14:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения
с применением наглядности………………………………………...6
1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6
1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8
1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,
используемые при изучении темы………………………………..16
Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по
использованию наглядных пособий……………………………..24
2.1. Использование наглядных пособий на различных
этапах урока……………………………………………………….24
2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31
Заключение ………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37
Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи
умножения на 9»……………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Наглядность обучения.doc

— 592.50 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение……………………………………………………………………….3

     Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения

                   с применением наглядности………………………………………...6

             1.1. Принцип наглядного обучения младших школьников…………...6

             1.2. Виды наглядных пособий………………………………………….8

             1.3. Табличное умножение и деление, и наглядные пособия,

                    используемые при изучении темы………………………………..16

     Глава 2. Обобщение опыта учителей российских школ по

                    использованию наглядных пособий……………………………..24

             2.1. Использование наглядных пособий на различных

                    этапах урока……………………………………………………….24

             2.2. Проведение и анализ исследования в Павловской СОШ №2….31

     Заключение  ………………………………………………………………….33

     Список  литературы………………………………………………………….35

     Приложение 1. Цветовые демонстрационные таблицы умножения……..37

     Приложение 2. Конспект урока на тему «Новые случаи

                               умножения на 9»……………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     введение 

                  Таблица умножения

                  Достойна  уважения 

     Изучению  математики в школе до сих пор  отводится одно из центральных мест. Математика сегодня – это одна из жизненно важных областей знания современного человечества, необходимая для существования  человека в цивилизованном обществе. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от человека определенного минимума математических знаний и представлений. В тоже время математика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает затруднения у некоторых учащихся, в том числе младших школьников. С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, формул, так что ученики не в силах их осмыслить и запомнить [15,79].

     Основными причинами этого являются:

  • несформированность абстрактного мышления;
  • неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;
  • недостаточное развитие памяти, внимания;
  • неумение анализировать,  выделять главное и др.

     Известный психолог Л.С. Выготский отмечал, что необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников. Ребенок на этом этапе еще не готов к тому, чтобы иметь дело с предметами и явлениями, которые он не может воспринимать непосредственно, и не имеет соответствующего опыта, приобретенного в прошлом. В ситуации, когда ребенок испытывает затруднения, когда ему что-то непонятно, у него что-либо не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. По мнению Ж. Пиаже и Д. Брунера, самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.

     Много тревог, огорчений вызывает у учителей тема «Таблица умножения», ведь качественное усвоение таблицы лежит в основе вычислительных приемов, как устных, так и письменных. И, тем не менее, результаты работы редко радуют. Стоит сделать небольшой перерыв, например каникулы, или уделить немного меньше внимания этой теме, и сразу же снова появляются ошибки.

     Первоначально у ребенка преобладает образная память. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго.

     Таблица умножения, как правило, заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Значит, надо сделать так, чтобы дети воспринимали информацию не только на слух, но и зрительно [5, 89].

     Проблема  усвоения детьми табличных случаев  умножения и деления до сих пор является актуальной. Так как учителя начальных классов постоянно ищут новые приемы и методики при изучении этой темы.

     Исходя  из актуальности вопроса, темой нашего исследования является «Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления».

     Объект исследования: нумерация чисел в пределах 100.

     Предмет исследования: табличные случаи умножения и деления.

     Цель  исследования: определить роль, место и значение средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.

     Задачи исследования:

  1. Изучить взгляды педагогов на роль самостоятельной работы в процессе обучения.
  2. Определить место самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
  3. Изучить опыт учителей-практиков по использованию методов в процессе обучения.
  4. Определить правила применения метода самостоятельной работы в процессе обучения.

     Методы  исследования.

  1. Библиографический метод.
  2. Наблюдение.
  3. Анкетирование.

    Гипотеза.

    Эффективность обучения зависит от организации и правильного применения средств наглядности в процессе обучения табличным случаям умножения и деления на уроке математики в начальной школе.

     .Практическая значимость.

    Материал  работы может быть использован при  изучении темы «Табличные случаи умножения и деления» на уроке математики в практической деятельности учителей начальной школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 1. Теоретические аспекты обучения таблице умножения с применением наглядности 

     1.1 Принцип наглядного обучения младших школьников 

     Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно [14, 340].

     Практика  обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Напомним некоторые из них.

  1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  2. Помните — дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
  3. Золотое правило учащих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
  4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
  5. Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.
  6. Следует использовать наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
  7. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия 
    способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных 
    представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  8. Следите за тем, чтобы наблюдения учащихся были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.

     9. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.

  1. Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
  2. Используйте наглядность, активизируйте чувственный 
    опыт учащихся, опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
  3. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
  4. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
  5. Научно обоснованно применяйте современные средства наглядности: учебное телевидение, видеозапись, кодослайды, полиэкранную проекцию и др.; в совершенстве владейте техническими средствами обучения, методикой их использования.
  6. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
  7. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
  8. Помните, что в условиях кабинетной системы обучения 
    возможности использования наглядности расширяются: это требует вдумчивого отношения к ней, внимательного планирования и тщательной дозировки.
  9. С возрастом учащихся предметная наглядность должна 
    все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
  10. Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
  11. При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

     Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского,—  такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.  

     1.2. Виды наглядных пособий 

     Осуществляя учебный процесс, применяя разнообразные  методы обучения математике, учитель  использует различные средства обучения: учебник, учебные пособия для  учащихся (тетради на печатной основе, карточки с математическими заданиями, справочники и т.п.), инструменты (линейка, угольник, циркуль и т.д.), специальные наглядные пособия (предметы и их изображения, модели геометрических фигур, счетные палочки, разрезные цифры и т.п.), а также технические средства обучения. Использование средств обучения делает процесс овладения знаниями, умениями и навыками более эффективным.

     Осуществляя принцип наглядности на уроках математики, опираются, с одной стороны, на восприятия учащихся, а с другой — на их представления. В первом случае необходимы наглядные пособия, во втором можно обойтись без наглядных пособий, тогда необходимо активизировать прошлый опыт детей, накопленные ими ранее представления. Например, знакомя детей с треугольником, учитель использует модели различных треугольников, подчеркивающие существенные признаки фигур такой формы (3 угла, 3 вершины, 3 стороны). Вместе с тем учитель предлагает детям вспомнить, какие предметы имеют форму треугольника. Таким образом, при обучении математике используют в сочетании непосредственные восприятия и представления учащихся.

     Математика  изучает не сами предметы и явления  окружающей жизни, а «пространственные формы и количественные отношения действительного мира» (Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни [1,27].

     Правильное  использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.

     Знание  видов наглядных пособий дает возможность учителю правильно  их подбирать и эффективно использовать при обучении, а также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия.

Информация о работе Средства наглядности и их использование в процессе обучения табличным случаям умножения и деления