Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа
Цель работы раскрыть возможности развития вычислительной деятельности у старших дошкольников в процессе обучения решению простых арифметических задач.
Задачи:
- раскрыть понятие арифметической задачи и рассмотреть основные виды задач;
- изучить особенности понимания детьми арифметической задачи;
Ведение ……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1 . Теоретические особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие арифметической задачи. Виды арифметических задач……...… 6
1.2. Особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста арифметической задачи…………………………………..………………….... 12
1.3. Особенности развития у детей вычислительной деятельности……..…. 14
Глава 2 . Приемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста
2.1. Этапы обучения решению задач в старшем дошкольном возрасте…… 16
2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач……………………………………………… 19
Заключение………………………………………...………………………….. 31
Список литературы………………………..…………………………………. 33
Приложение ……………………………………………...…………………… 35
2 этап. Ознакомление с задачей
Его цель - дать представление о задаче как рассказе, (тексте) содержащем условие, в котором есть два числа и вопрос, ответ на который можно найти, выполнив арифметическое действие. Со структурой задачи детей знакомят на задаче – драматизации или на задаче – иллюстрации.
На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском решения задач. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего и предыдущего числа.
3 этап. Знакомство со структурой задачи..
Основными элементами в задаче являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержатся отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных данных и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задач. Детям надо объяснить, что решить задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ. Таким образом, структура задачи включает в себя два компонента: условие, вопрос. А процесс работы над задачей четыре компонента: условие, вопрос, решение, ответ. Выяснив структуру задачи, дети легко переходят к выделению в ней отдельных частей.
Когда
дети научились правильно
На третьем этапе работы над задачами дети должны:
4 этап. Решение задач на прибавление и вычитание группами по 2, 3.
На данном этапе работы над задачей детей учат приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание группами.
Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и прибавляется последовательно по 1. Например, 5+2=5+1+1
Отсчитывание
– это прием, когда от известной
суммы вычитают число (разбитое на единицы)
последовательно по 1.Например, 7-3=7-1-1-1
2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач
Рассмотрим какие методические приемы и упражнения можно использовать на каждом этапе работы по составлению и решению арифметических задач в старшем дошкольном возрасте.
На первом этапе знакомства с арифметической задачей профессор Мурманского педагогического университета А. Белошистая предлагает использовать простейшие рисовальные схемы, т.е графические модели ситуаций задачи. Это наглядный вариант, который легко конструируется на фланелеграфе с помощью карточек с цифрами из бумаги, знаками вопроса и стрелками. Дети могут рисовать модели карандашом в блокноте без линейки, что вполне доступно им. Со схематическими моделями ситуаций можно познакомить на данном этапе.
Например, 1)У мартышки день рождения. Но она боится забыть, что должна сделать к приходу гостей. Вот и попросила мартышка попугая нарисовать план того, что следует ей поставить на стол. Попугай нарисовал такую схему, план.
Что может обозначать схема? Где у попугая обозначены полки с посудой? Где стол? (Все продемонстрировать с помощью предметной наглядности)
2)У попугая сегодня гости - удав и слоненок. Их надо угостить. У попугая 4 чашки, а гостей двое. Попугай нарисовал такую картинку
Стрелки на схеме показывают направление и вид действия: сходящиеся моделируют объединение, расходящиеся разделение на части, удаление части. На схеме однозначно не задано, какая часть удалена, какая оставлена. Это станет понятно в дальнейшем – с переходом к структуре «задачи», когда один из элементов схемы заменится знаком вопроса.
Направление движения стрелок педагог для ясности сопровождает движением рук, чтобы дети осознали смысл схемы, моделируя ее через собственную кинестетику, т.е. движениями рук. Дети учатся «читать» схемы, т.е. составлять рассказы и моделировать их для ситуаций.
На этом же этапе дети знакомятся с символами для обозначения чисел, знаков действий сложения и вычитания, отношения «равенства». Таким образом, дети учатся переводить ситуации, заданные текстом на язык математических моделей.
Например, фрагмент занятия по ознакомлению со знаком «сложения»:
-У Лунтика было 2 цветочка, Мила подарила Лунтику еще 1 цветочек.
Выложите перед собой столько красных кружков, сколько у Лунтика цветочков. Покажите карточку с цифрой. Сколько цветочков дала Мила Лунтику. Выложите столько желтых кружков, сколько цветочков дала Мила Лунтику. Покажите карточку с цифрой. Составьте схему. Как записать, что у Лунтика стало 2 да 1 цветочек?
Это записывают так 2+1. Выложите с помощью карточек с цифрами, «+» - знак сложения.
Так выполняется второе необходимое условие для успешной подготовительной работы к ознакомлению с задачей – дети обучаются выбору соответствующего арифметического действия и составлению математического выражения в соответствии с ситуацией, заданной текстом.
Дети учатся выделять группы предметов по определенным признакам в окружающей обстановке группы, учатся составлять вопросы со словом «сколько» по сюжетам картинок, демонстрациям воспитателя.
На подготовительном этапе дошкольники учатся примечать изменения, которые произошли в результате действий воспитателя (Что изменилось?).
Следующий шаг переход от действий с конкретными предметами, к действиям с картинками, на которых показаны меняющиеся события.
- Рассмотрите картинку. Что было? Что стало? Составьте рассказ по картинке. Нарисуйте схему.
Пока дети находят ответ на вопросы воспитателя с помощью счета объектов, так как используется полная предметная наглядность в соответствии с развитым наглядно-образным видом мышления детей.
На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а позже 3.
Понятие «задача» детям можно вводить, используя наглядное пособие «Задача» (Приложение № 1). Пособие облегчает усвоение детьми представлений о «задаче» и ее структурных компонентах. Оно представляет собой таблицу с динамическими элементами – съемными карточками. Слова задача и решение не обязательны, но могут быть обозначены цветом или буквой.
Например, рассмотрим фрагмент занятия по ознакомлению с задачей:
Воспитатель говорит детям:
- Я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и скажите, как его можно назвать? «У Лунтика было 2 цветочка, Мила подарила Лунтику еще 1 цветочек. Сколько цветочков стало у Лунтика?»
- Как называется этот рассказ? - Это задача.
Ребята, чтобы понять, что такое задача, я проговорю задачу еще раз, а вы приготовьте кружки и карточки с цифрами, внимательно слушайте и работайте кружками. Давайте отделим то, что мы знаем из задачи от того, что мы не знаем, то есть то, что нужно узнать.
- Сколько цветочков было у
Лунтика? Выложите перед собой
столько красных кружков,
-Ребята,
а кто помнит, что нужно узнать?
Сколько цветочков стало у
Лунтика. Это вопрос задачи (воспитатель
в последнюю ячейку
В ходе проделываемой работы у детей развивается наглядно – действенное мышление, т.к. каждый ребенок выполняет действия с предметами. Ребенок получает средство, необходимое для того, чтобы при помощи собственных действий выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия «задача». Также развиваются операции логического мышления – анализ, синтез, конкретизация, так как детям нужно сравнить данные и искомые задачи, выделить взаимосвязи между ними.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Чтобы показать отличие задачи от рассказа и подчеркнуть значение чисел и вопроса в задаче, воспитателю следует предложить детям рассказ, похожий на задачу. В рассуждениях по содержанию рассказа отмечается, чем отличается рассказ от задачи. Чтобы научить детей отличать задачу от загадки, воспитатель подбирает такую загадку, где имеется числовые данные. Например: два конца, два кольца, а посередине гвоздик. Однако ясно, что в загадке описываются ножницы и решать ничего не надо. Выполнение задания происходит в результате внутренних действий с образами, т.е. у детей развивается наглядно – образное мышление. В ходе следующего занятия воспитатель убеждает детей о необходимости не менее двух чисел в задаче.
На третьем этапе необходимо учить детей формулировать арифметические действия сложения или вычитания в процессе работы над задачей.
На
предыдущей ступени дошкольники
без затруднения находили ответ
на вопрос задачи, опираясь на свои знания
последовательности чисел, связи и
отношения между ними. Теперь же
нужно познакомить с
Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность. На первом занятии воспитатель дает детям общее представление о задаче, учит практически составлять условие и ставить вопрос к ней. Основное внимание уделяют пониманию детьми смысла количественных изменений, к которым приводят те или иные действия с предметами. Соединили 2 группы предметов: к одной группе добавили другую — становится больше предметов, чем было. Отделили столько-то предметов, убавили — предметов стало 1 меньше, чем было.
Первые I—2 задачи составляет воспитатель, описывая в них | те действия, которые дети выполнили по его указанию: «Сережа поставил на стол 3 матрешки. Вера принесла еще 1 матрешку. Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа?»
Важно сразу привлечь внимание детей к количественным отношениям между числовыми данными задачи: «Сколько матрешек Сережа поставил на стол? Сколько матрешек принесла Вера? Больше или меньше стало матрешек после того, как Вера принесла еще 1? Сколько всего матрешек принесли Вера и Сережа? Больше или меньше у нас получилось матрешек, чем поставил Сережа? Почему?»
Информация о работе Решение арифметических задач в начальной школе