Решение арифметических задач в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть возможности развития вычислительной деятельности у старших дошкольников в процессе обучения решению простых арифметических задач.
Задачи:
- раскрыть понятие арифметической задачи и рассмотреть основные виды задач;
- изучить особенности понимания детьми арифметической задачи;

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………..…… 3
Глава 1 . Теоретические особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие арифметической задачи. Виды арифметических задач……...… 6
1.2. Особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста арифметической задачи…………………………………..………………….... 12
1.3. Особенности развития у детей вычислительной деятельности……..…. 14
Глава 2 . Приемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста
2.1. Этапы обучения решению задач в старшем дошкольном возрасте…… 16
2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач……………………………………………… 19
Заключение………………………………………...………………………….. 31
Список литературы………………………..…………………………………. 33
Приложение ……………………………………………...…………………… 35

Работа содержит 1 файл

курсовая итог (1).docx

— 97.85 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Содержание  

Ведение ……………………………………………………………………..……  3

Глава 1 . Теоретические особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста

1.1. Понятие арифметической  задачи. Виды арифметических задач……...…  6

1.2. Особенности понимания детьми старшего дошкольного возраста арифметической задачи…………………………………..…………………....  12

1.3. Особенности  развития у детей вычислительной  деятельности……..….  14

Глава 2 . Приемы обучения решению арифметических задач  детей старшего дошкольного возраста

2.1. Этапы обучения решению задач в старшем дошкольном возрасте……  16

2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста решению арифметических задач………………………………………………  19

Заключение………………………………………...…………………………..  31

Список  литературы………………………..………………………………….  33

Приложение  ……………………………………………...……………………  35 
 
 
 
 
 

Введение           

     Дошкольный  возраст – период интенсивного развития личности ребенка, формирования первоначальных знаний и умений, период становления различных видов деятельности и развития посредством их ребенка как субъекта деятельности. Именно в этот период дети наиболее интенсивно познают окружающий мир; закладываются основы всего последующего развития.

     Обучение  в детском саду – это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности. На занятиях по математике в детском саду у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникает активность и интерес к решению задач.

     Под математическим развитием дошкольников понимают сдвиги и изменения в  познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с  ними логических операций.

     Формирование  элементарных математических представлений  – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программой.

     Одна  из главных функций дошкольного  образования это подготовка детей  к систематической учебной деятельности в школе. Усвоение математических знаний на начальных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения  у многих учащихся. Одна из причин, порождающих  затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит  в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.

     В процессе математического и общего умственного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению  и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств  развития у детей логического  мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задач и отбрасывать несущественное, второстепенное.

     Полностью соответствовать своей роли текстовые  задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей  решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть  особенности понимания старшими дошкольниками арифметической задачи.

     К моменту поступления в школу  дети должны усвоить относительно широкий  круг взаимосвязанных знаний о множестве  и числе, форме и величине, научиться  ориентироваться в пространстве и во времени.

     В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных  навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел  с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.

     Установив эти связи, ребенок довольно легко  приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением  находить зависимость между величинами.

       Актуальность  курсовой работы заключается в том, что задачи играют большую роль в математической подготовке дошкольников, т.к. они являются одним из средств формирования представлений о числе, счете, величине, фигуре, ориентации в пространстве и во времени, развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное и отбрасывать второстепенное.

Цель   работы раскрыть возможности развития вычислительной  деятельности у старших дошкольников  в процессе обучения   решению простых арифметических задач.

Задачи:

- раскрыть понятие арифметической задачи и рассмотреть основные  виды задач;

- изучить особенности понимания детьми арифметической задачи;

- рассмотреть этапы обучения решения задач в  старшем дошкольном  возрасте

- изучить особенности развития вычислительной  деятельности у старших  дошкольников;

- рассмотреть  приемы работы над задачей в подготовительной к школе группе детского сада. 
 
 
 
 

Глава 1 . Теоретические особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие арифметической задачи. Виды арифметических задач

   Одним из основных средств, которые использует  воспитатель ДОУ в процессе общего и математического развития  детей  старшего дошкольного возраста, является задача, в условии которой отражаются реальные, бытовые и игровые ситуации.

   Что такое задача, разные авторы истолковывают  по- своему. Рассмотрим некоторые определения  понятия «задача».

       Задача  представляет собой требование  или вопрос, на который надо найти  ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны.

(Фридман Л.М.)

     Задача - связный   лаконичный  рассказ, в который введены значения некоторых  величин и предлагается отыскать другие неизвестные величины, зависимые  от данных и связанные с ними определенными  соотношениями, указанными в условии. ( Свечников А.А.)

       Задача - требование определить математический объект, удовлетворяющий заданным условиям. (Толковый математический словарь)

       Задача  есть описание некоторой ситуации на естественном языке  с  требованием, дать количественную характеристику какого - либо компонента этой ситуации.  ( Стойлова Л.П.)

       Задача - это рассказ, содержащий вопрос, ответ на который можно найти с помощью арифметических действий  или логических операций.  (Семенов Е.М.)

       Таким образом, любое математическое задание  можно рассматривать как задачу, выделив в нем условие и  требование. В начальном курсе  математики  понятие «задача»  обычно используется тогда, когда речь идет об арифметической задаче (текстовой, сюжетной, вычислительной). Поэтому,  следуя принципу преемственности между детским садом и школой,  будем использовать определение задачи Семенова Е.М.

       Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует побуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное  с удачным решением.

       Основными или структурными элементами задачи являются условие и вопрос. Условие это то, что раскрывает связь между данными (или известными) и искомыми (или неизвестными) величинами.    Вопрос это требование того, что нужно найти, которое выражено в повелительной (найти) или вопросительной (сколько, чему   равно) форме.

         Например,  в задаче  « На  полке стояло  3 кубика, 1 кубик   взяла Маша. Сколько кубиков осталось  на полке?»  условие - на полке стояло  3 кубика, 1 кубик  взяла Маша;  вопрос - Сколько кубиков осталось на полке?.

       Решить  задачу  это значит ответить на вопрос с помощью выполнения арифметических действий или логических операций.

       Например, в предыдущей задаче, чтобы ответить на вопрос задачи необходимо выполнить  действие  вычитания  из 3 кубиков  вычесть 1 кубик получится 2 кубика. На полке осталось 2 кубика – ответ  задачи. 

         Рассмотрим основные виды арифметических задач используемых в старшем дошкольном возрасте.

        Простые задачи, т. е. задачи, решаемые одним действием (сложением или вычитанием), принято делить на следующие группы:

     К первой группе относятся простые  задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого  из арифметических действий, т. е. какое  арифметическое действие соответствует  той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.

     Ко  второй группе относятся простые  задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных  компонентов:

     а) нахождение первого слагаемого по известным  сумме и второму слагаемому («Нина  вылепила из пластилина несколько грибков  и мишку, а всего она вылепила 8 фигур. Сколько грибков вылепила Нина?»);

     б) нахождение второго слагаемого по известным  сумме и первому слагаемому («Витя  вылепил 1 мишку и несколько зайчиков. Всего он вылепил 7 фигур. Сколько  зайчиков вылепил Витя?»);

     в) нахождение уменьшаемого по известным  вычитаемому и разности («Дети  сделали на елку несколько гирлянд. Одну из них уже повесили на елку, у них осталось 3 гирлянды. Сколько  всего гирлянд сделали дети?»);

     г) нахождение вычитаемого по известным  уменьшаемому и разности («Дети сделали 8 гирлянд на елку. Когда они повесили на елку несколько гирлянд, у них  осталась одна гирлянда. Сколько гирлянд  повесили на елку?»).

     К третьей группе относятся простые  задачи, связанные с понятием разностных отношений:

     а) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя  на одну больше. Сколько морковок вылепил  Костя?»);

     б) уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).

     Имеются и другие разновидности простых  задач, в которых раскрывается новый  смысл арифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников не знакомят, поскольку в детском, саду достаточно подвести детей к  элементарному пониманию отношений  между компонентами и результатами арифметических действий — сложения и вычитания.

     В зависимости от используемого для  составления задач наглядного материала  они подразделяются на задачи-драматизации и задачи-иллюстрации. Каждая разновидность  этих задач обладает своими особенностями  и раскрывает перед детьми те или  иные стороны (роль тематики, сюжета, характера  отношений между числовыми данными  и др.), а также способствует развитию умения отбирать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой  материал, учит логически мыслить.

Информация о работе Решение арифметических задач в начальной школе