Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 15:59, контрольная работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что роль математики постоянно возрастает по мере того, как наглядность уступает место все большей абстрактности. Например, квантовая механика, лежащая в основе самых значимых современных технологических достижений — атомных реакторов, лазеров и транзисторов, описывает элементарные объекты, скорее как математические абстракции, чем что-то материальное.
Цель выполнения данного реферата - рассмотрение значения математики в познании мира и изучение основных раздело дискретной математики.
В задачи реферата входит дать короткое и точное определение математике, изучить ее роль в изучении окружающего нас мира и о узнать как она применяется в строительстве.
Введение......................................................................................................3
1.Роль математики в познании окружающего мира........................................4
Математика. Определение математики..................................................4
Математика как метод познания.............................................................6
2.История математики.........................................................................................11
Греческая математика................................................................................11
Средние века и возрождение.....................................................................15
Начало современной математики..............................................................17
Современная математика............................................................................20
3.Математика и строительство.............................................................................24
Роль математики в строительстве на примере известных инженерных сооружений..................................................................................................25
Заключение..................................................................................................31
Список литературы........................................................................................32
Первым заслуживающим упоминания европейским математиком стал Леонардо Пизанский (Фибоначчи). В своем сочинении Книга абака (1202) он познакомил европейцев с индо-арабскими цифрами и методами вычислений, а также с арабской алгеброй. В течение следующих нескольких веков математическая активность в Европе ослабла. Свод математических знаний той эпохи, составленный Лукой Пачоли в 1494, не содержал каких-либо алгебраических новшеств, которых не было у Леонардо.
Возрождение. Среди лучших
геометров эпохи Возрождения
были художники, развившие идею перспективы,
которая требовала геометрии
со сходящимися параллельными
Начало современной математики
Наступление 16 в. в Западной
Европе ознаменовалось важными достижениями
в алгебре и арифметике. Были введены
в обращение десятичные дроби
и правила арифметических действий
с ними. Настоящим триумфом стало
изобретение в 1614 логарифмов Дж.Непером.
К концу 17 в. окончательно сложилось
понимание логарифмов как показателей
степени с любым положительным
числом, отличным от единицы, в качестве
основания. С начала 16 в. более широко
стали употребляться
Достижения в алгебре. В 16 в. итальянские математики Н.Тарталья (1499–1577), С.Даль Ферро (1465–1526), Л.Феррари (1522–1565) и Д.Кардано (1501–1576) нашли общие решения уравнений третьей и четвертой степеней. Чтобы сделать алгебраические рассуждения и их запись более точными, было введено множество символов, в том числе +, –, , =, и . Самым существенным новшеством стало систематическое использование французским математиком Ф.Виетом (1540–1603) букв для обозначения неизвестных и постоянных величин. Это нововведение позволило ему найти единый метод решения уравнений второй, третьей и четвертой степеней. Затем математики обратились к уравнениям, степени которых выше четвертой. Работая над этой проблемой, Кардано, Декарт и И.Ньютон (1643–1727) опубликовали (без доказательств) ряд результатов, касающихся числа и вида корней уравнения. Ньютон открыл соотношение между корнями и дискриминантом [ – 4] квадратного уравнения, а именно, что уравнение имеет равные действительные, разные действительные или комплексно сопряженные корни в зависимости оттого, будет ли дискриминант – 4 равен нулю, больше или меньше нуля. В 1799 К.Фридрих Гаусс (1777–1855) доказал т.н. основную теорему алгебры: каждый многочлен n-й степени имеет ровно n корней.
Основная задача алгебры – поиск общего решения алгебраических уравнений – продолжала занимать математиков и в начале 19 в. Когда говорят об общем решении уравнения второй степени, имеют в виду, что каждый из двух его корней может быть выражен с помощью конечного числа операций сложения, вычитания, умножения, деления и извлечения корней, производимых над коэффициентами и . Молодой норвежский математик Н.Абель (1802–1829) доказал, что невозможно получить общее решение уравнения степени выше 4 с помощью конечного числа алгебраических операций. Однако существует много уравнений специального вида степени выше 4, допускающих такое решение. Накануне своей гибели на дуэли юный французский математик Э.Галуа (1811–1832) дал решающий ответ на вопрос о том, какие уравнения разрешимы в радикалах, т.е. корни каких уравнений можно выразить через их коэффициенты в помощью конечного числа алгебраических операций. В теории Галуа использовались подстановки или перестановки корней и было введено понятие группы, которое нашло широкое применение во многих областях математики.
Аналитическая геометрия
Аналитическая, или координатная, геометрия была создана независимо П.Ферма (1601–1665) и Р.Декартом для того, чтобы расширить возможности евклидовой геометрии в задачах на построение. Однако Ферма рассматривал свои работы лишь как переформулировку сочинения Аполлония. Подлинное открытие – осознание всей мощи алгебраических методов – принадлежит Декарту. Евклидова геометрическая алгебра для каждого построения требовала изобретения своего оригинального метода и не могла предложить количественную информацию, необходимую науке. Декарт решил эту проблему: он формулировал геометрические задачи алгебраически, решал алгебраическое уравнение и лишь затем строил искомое решение – отрезок, имевший соответствующую длину. Собственно аналитическая геометрия возникла, когда Декарт начал рассматривать неопределенные задачи на построение, решениями которых является не одна, а множество возможных длин.
Аналитическая геометрия
использует алгебраические уравнения
для представления и
Современная математика
Создание дифференциального
и интегрального исчислений ознаменовало
начало «высшей математики». Методы
математического анализа, в отличие
от понятия предела, лежащего в его
основе, выглядели ясными и понятными.
Многие годы математики, в том числе
Ньютон и Лейбниц, тщетно пытались дать
точное определение понятию предела.
И все же, несмотря на многочисленные
сомнения в обоснованности математического
анализа, он находил все более
широкое применение. Дифференциальное
и интегральное исчисления стали
краеугольными камнями
Неевклидова геометрия. К 1800
математика покоилась на двух «китах»
– на числовой системе и евклидовой
геометрии. Так как многие свойства
числовой системы доказывались геометрически,
евклидова геометрия была наиболее
надежной частью здания математики. Тем
не менее аксиома о параллельных
содержала утверждение о
О физических приложениях неевклидовой геометрии никто серьезно не помышлял. Создание А.Эйнштейном (1879–1955) общей теории относительности в 1915 пробудило научный мир к осознанию реальности неевклидовой геометрии.
Неевклидова геометрия стала
наиболее впечатляющим интеллектуальным
свершением 19 в. Она ясно продемонстрировала,
что математику нельзя более рассматривать
как свод непререкаемых истин. В
лучшем случае математика может гарантировать
достоверность доказательства на основе
недостоверных аксиом. Но зато математики
впредь обрели свободу исследовать
любые идеи, которые могли показаться
им привлекательными. Каждый математик
в отдельности был теперь волен
вводить свои собственные новые
понятия и устанавливать
Математическая строгость.
Примерно до 1870 математики пребывали
в убеждении, что действуют
по предначертаниям древних
Создание неевклидовой геометрии
сопровождалось также осознанием существования
в евклидовой геометрии логических
пробелов. Одним из недостатков евклидовых
Начал было использование допущений,
не сформулированных в явном виде.
По-видимому, Евклид не подвергал сомнению
те свойства, которыми обладали его
геометрические фигуры, но эти свойства
не были включены в его аксиомы. Кроме
того, доказывая подобие двух треугольников,
Евклид воспользовался наложением одного
треугольника на другой, неявно предполагая,
что при движении свойства фигур
не изменяются. Но кроме таких логических
пробелов, в Началах оказалось
и несколько ошибочных
Создание новых алгебр, начавшееся с квартернионов, породило аналогичные сомнения и в отношении логической обоснованности арифметики и алгебры обычной числовой системы. Все ранее известные математикам числа обладали свойством коммутативности, т.е. ab = ba. Кватернионы, совершившие переворот в традиционных представлениях о числах, были открыты в 1843 У.Гамильтоном (1805–1865). Они оказались полезными для решения целого ряда физических и геометрических проблем, хотя для кватернионов не выполнялось свойство коммутативности. Квартернионы вынудили математиков осознать, что если не считать посвященной целым числам и далекой от совершенства части евклидовых Начал, арифметика и алгебра не имеют собственной аксиоматической основы. Математики свободно обращались с отрицательными и комплексными числами и производили алгебраические операции, руководствуясь лишь тем, что они успешно работают. Логическая строгость уступила место демонстрации практической пользы введения сомнительных понятий и процедур.
Почти с самого зарождения
математического анализа
Вейерштрасс вначале считал
свойства действительных и комплексных
чисел самоочевидными. Позднее он,
как и Г.Кантор (1845–1918) и Р.Дедекинд
(1831–1916), осознал необходимость
Задача усиления строгости
формулировок евклидовой геометрии
была сравнительно простой и сводилась
к перечислению определяемых терминов,
уточнению определений, введению недостающих
аксиом и восполнению пробелов в
доказательствах. Эту задачу выполнил
в 1899 Д.Гильберт (1862–1943). Почти в то
же время были заложены и основы
других геометрий. Гильберт сформулировал
концепцию формальной аксиоматики.
Одна из особенностей предложенного
им подхода – трактовка
Информация о работе Приближенные методы вычисления определенных интегралов