Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:20, курсовая работа
На современном этапе развития общества одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) полоролевой идентичности, реализации его внутренних сил и потребностей, приобщения к общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
В качестве доказательства этого И. М. Сеченов приводит следующий факт: если взять три предмета разных размеров и отнести каждый из них на такое расстояние от глаза, при котором все они будут восприниматься под одним и тем же углом зрения, то восприятие величины будет различно, несмотря на равенство углов зрения.
Анализируя этот факт, Сеченов пишет: «Это происходит от того, что при акте видения каждого из трех предметов к общей для всех величине угла зрения присоединяется различная степень сведения зрительных осей — к ближнему предмету наибольшее, к дальнему — самое слабое. В жизни человека такая история повторяется миллионы раз, а в голове его укрепляется следующий ряд зрительно-мышечных ассоциаций: данная величина угла зрения + увеличивающееся сведение зрительных осей = уменьшению предметов; та же величина угла зрения + уменьшающееся сведение зрительных осей = увеличению предметов...» . «Итак, представление о величине видимых предметов определяется у взрослого человека углом зрения + степенью сведения зрительных осей и величиной аккомодативных движений»
Таким образом, восприятие величины предметов (так же как и других пространственных признаков) совершается движущимся глазом. Поэтому мышечному чувству И. М. Сеченов отводит особую роль.
Благодаря мышечному чувству глаз подобно руке «ощупывает» предмет. Он функционирует в качестве измерительного прибора. «Измерителями» служат ощущения, возникающие на основе движения. Они помогают внести расчлененность и оформленность которых восприятие неподвижного глаза не могло бы достичь. И. М. Сеченов пишет по этому поводу: «Пространственное видение есть видение измерительное с самого начала своего развития».
Направление движения глаза меняется в зависимости от того, какой предмет воспринимается: длинный или высокий, широкий или толстый, большой или маленький.
Важную роль в процессе развития восприятия размера играют и ощущения, возникающие при осязании предмета руками. Однако в процессе упражнений между сетчаточным изображением и проприорецепторами мышц глаза, с одной стороны, и осязательно проверенным размером предмета — с другой, устанавливается временная связь, которая в дальнейшем позволяет лишь только зрительно сравнивать предметы по размеру, не обращаясь к осязательной проверке.
Закреплению временной связи в значительной степени способствует и слово. Оценка размера предмета осуществляется, с одной стороны, на основе чувственного восприятия, а с другой— на основе слова, обобщающего это восприятие.
Таким образом, согласно учению основоположников русской и советской физиологии восприятие размера (как, впрочем, и других видимых свойств предметов) происходит путем установления сложных систем внутри анализаторных и межанализаторных связей и носит рефлекторный характер.
3.2. Опытно – практическая работа с детьми по формированию у них представлений о величинах и их измерении.
Измерение общепринятыми мерами длины,
массы, вместимости сосудов является
частью математических знаний. Счет предметов
и простейшие измерения — это
два вида деятельности, которые тесно
связаны с элементарными
Характерное свойство величины заключается в том, что она может быть измерена, т. е. тем или иным путем сравнена с некоторой определенной величиной того же рода, которая принимается за единицу измерения. Самый процесс сравнения зависит от свойства исследуемой величины и называется измерением. В результате же измерения получается отвлеченное число, выражающее отношение рассматриваемой величины к величине, принятой за единицу измерения.
Измерение расширяет наше представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Практическое измерение времени, различных видов протяженности, массы, вместимости сосудов углубляет наши временные и пространственные представления, способствует дальнейшему развитию логического мышления в единстве с сенсорикой.
Измерение, в процессе которого используется
более короткая мера, откладываемая
по измеряемой протяженности известное
число раз, включает в себя, как
указывает Ж. Пиаже, две логические
операции. Первая — это процесс
разделения, который позволяет ребенку
понять, что целое состоит из некоторого
числа сложенных вместе частей. Вторая
— это операция смещения или замещения,
которая позволяет ему
На основании данной характеристики Пиаже приходит к выводу, что «измерение развивается позднее, чем понятие числа, потому что труднее разделить непрерывное целое на взаимозаменяемые единицы, чем перечислить уже разделенные элементы».
Изучение в последние годы представлений
и понятий детей старшего дошкольного
возраста и учащихся I класса убеждает
в большом значении измерительных
навыков и умений. Измерение непрерывных
величин, как показали многие исследования,
помогает учащимся углубить понятие
единицы. Действительно, при счете
дискретных множеств у детей часто
образуются не вполне правильные связи:
единица воспринимается как отдельный
предмет, как отдельность совокупности.
Поэтому столь важно и
Включение деятельности измерения непрерывных множеств наряду с деятельностью счета дискретных множеств позволяет в еще большей мере углубить математическое понятие числа. Счет и измерение не должны противопоставляться друг другу. Каждый из этих видов деятельности решает свои задачи и взаимно углубляет понятие числа. Чтобы измерять, необходимо уже владеть счетом, например подсчитать количество мерок при измерении длины, массы, вместимости сосудов. Поэтому прав Ж. Пиаже, который подчеркивает, что развитие счета и понятия числа несколько предшествует измерению.
Вопрос о роли измерения в формировании первых математических представлений издавна ставился в работах великих ди-дактов: Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и в работах крупных методистов-математиков: Д. И. Галанина, А. И. Гольденберга, В. А. Латышева и др.
Советские педагоги: Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер и другие — также указывали на необходимость практического ознакомления детей дошкольного возраста со способами измерения разных величин. Е. И. Тихеева считала, что к разного вида измерениям следует привлекать детей уже пяти-шести лет: «Очень легко практически познакомить их с метром и научить обращению с ним» 2.
Л. В. Глаголева придерживалась того же мнения: «Семилетки должны научиться измерять сантиметровой линейкой и дециметром линии, стороны квадрата, прямоугольника; метром длину и ширину класса, длину дорожки в саду или грядки на огороде. Дети должны уметь начертить в тетради линию определенной длины, отмерить доску, полоску бумаги указанного им размера и др. Они должны уметь вымерять стаканами литр и бутылку; иметь понятие о килограмме хлеба, картошки, сахарного песку и т. д.» . Л. В. Глаголева знакомила детей со следующими мерами: метром, дециметром, сантиметром, рекомендовала учить измерять руками, шагами, на глаз, чашками, стаканами, ложками и другими мерами; знакомила с монетами в 1, 2, 3,5, 10, 15,20 копеек и др. О возможности знакомить детей с различными единицами измерений (метром, литром, килограммом) свидетельствуют и более поздние исследования.
Деятельность измерения
В практической жизни дети часто
оказываются перед
В школьной программе предусматривается в первом полугодии I класса формирование измерительных навыков наряду с навыками счета элементов дискретных множеств. Счет и измерение способствуют развитию понимания количественных отношений как дискретных, так и непрерывных величин. «Мера» становится критерием количественного выражения величин.
Учитывая, что в школе уже в первом полугодии дети должны уметь чертить отрезки и фигуры по указанному количеству сантиметров и производить различные измерения метром, необходимо, чтобы уже в подготовительной группе дети поняли смысл и значение употребляемых ими слов, наименований единиц линейного измерения (метр, сантиметр).
Задачей дошкольных учреждений является подготовка детей к обучению в школе. В этих целях, в частности, необходимо учить детей шести-семи лет измерению условными мерками с тем, чтобы они более глубоко поняли в школе значение общепринятых мер (мер длины, массы, объема).
Вывод:
Элементарные знания по
2. Обновление и качественное
улучшение системы
3. Дидактические игры дают
Практические рекомендации
1. Познание свойств детьми 4-5 лет
происходит наиболее успешно
в активных действиях по
2. Использование логических
3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
4. Практическая деятельность
5. Игры на освоение счёта очень
разнообразны: подвижные, конструктивные,
настольно-печатные и другие. Для
освоения сравнения, обобщения
групп предметов по числу
6. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий.
7. Для эффективного повышения
уровня математических знаний
предлагается методика
8. Целенаправленное развитие
Заключение
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
- научное обоснование
- определение содержания
- совершенствование материала
по формированию
- разработка и внедрение в
практику эффективных
- реализация преемственности в
формировании основных
- разработка содержания
- разработка на научной основе
методических рекомендаций