Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:36, курсовая работа
Для решения уравнений третьей и четвертой степеней мы хотим предложить вам метод неопределенных коэффициентов. Суть этого метода состоит в том, что заранее предполагается вид множителей – многочленов, на которые разлагается данный многочлен. Этот метод опирается на следующие утверждения:
два многочлена тождественно равны тогда и только тогда, когда равны их коэффициенты при одинаковых степенях х;
любой многочлен третьей степени разлагается в произведение линейного и квадратного множителей;
любой многочлен четвертой степени разлагается в произведение двух многочленов второй степени.
1. О методе неопределенных коэффициентов 3
2. Функциональные уравнения и метод неопределенных коэффициентов 4
3. Использование метода неопределенных коэффициентов при выполнении тождественных преобразований выражений 12
1) Расположение многочлена по степеням 12
2) Представление произведения в виде многочлена стандартного вида 12
Разложение многочлена на множители 13
Упрощение выражений 13
Избавление от иррациональности в знаменателе 14
О решении одного класса кубических уравнений 15
4. Заключение 16
5. Список используемой литературы 17
¦(¦(x))
= ¦
(1/n + √x)2 = 1/n
+ √ (1/n
+ √x)2 2 =
2/n + √x 2
.
Для композиции двух функций (n=2) предположение выполняется.
Предположим, что k, k=3, …, n –1, равенство
¦(¦(…¦(x)…)) = (k/n + √x)2 (11)
k
выполняется для всех x ³ 0. Тогда
¦(¦(…¦(x)…)) = ¦ ¦(…¦(x)…) = ¦ (k/n + √x)2 = 1/n + √ (k/n + √x)2 2 =
k + 1
= (k +
1/n + √x)2,
т.е. равенство (11) выполняется, если функция ¦ применяется k+1 раз. В силу метода математической индукции равенство (11) выполняется при всех k=1, 2, …, n. Если k = n, то из этого равенства получаем равенство (9).
О т в е т: ¦(x) = (1/n + √x)2
Задача 7. Найдите все функции ¦: R → R, являющиеся решениями функционального уравнения
¦(p + x) - ¦(p – x) = 4px, (12)
где p – произвольное фиксированное число.
Р е ш е н и е. Методом неопределенных коэффициентов легко установить, что квадратичные функции g(x) = ax2 + 2(1 – a)px + c, где a и с – произвольные действительные числа, являются решениями уравнения.
Для исследования вопроса о существовании других решений уравнения предположим, что ¦(x) – его произвольное решение. Пусть j(x) = ¦(x) – g(x). Тогда, подставляя функцию ¦(x) = g(x) + j(x) в уравнение (12), получим тождество:
(g(p + x) – g(p – x) + (j(p + x) – j(p – x)) = 4px, из которого следует, что функция j должна быть решением функционального уравнения
j(p + x) – j(p - x) = 0.
Решением этого уравнения является функция j(х) = Ф(х – р), где Ф – произвольная четная функция:
j(р + х) – j(р – х) = Ф((р + х) – р) – Ф((р – х) = Ф(х) – Ф(- х) = 0.
Следовательно, функциональное уравнение (12) имеет множество решений
¦(х) = ах2 + 2(1 – а)рх + с + Ф(х – р), где а, с – произвольные действительные числа, Ф(х) – четная функция.
О т в е т: ¦(х) = ах2 + 2(1 – а)рх + с + Ф(х – р),
а , с – произвольные действительные числа,
Ф(х)
– четная функция.
3. Использование
метода неопределенных
коэффициентов при
выполнении тождественных
преобразований выражений
Рассмотрим примеры, иллюстрирующие использование метода неопределенных коэффициентов в школьном курсе математики.
1) Расположение многочлена по степеням.
¦(х) = a0 + a1(х – х0)+ a2(x - х0)2 +…+ an(x - х0)n.
Задача
сводится к отысканию
Задание 1. Расположите многочлен ¦(х) = х4 + 2х3 – 3х2 – 4х + 1 по степеням х + 1.
Р е ш е н и е. Полагаем:
х4 + 2х3 – 3х2 – 4х + 1 = а4(х + 1)4 + а3(х + 1)3 + а2(х + 1)2 + а1(х + 1) + а0
откуда х4 + 2х3 – 3х2 – 4х + 1 = а4х4(4а4+ а3 )х3 + (6а4 + 3а3 + а2)х2 + (4а4 + 3а3 + 2а2 + а1)х + (а4 + а3 + а2 + а1 + а0) и
а4 = 1
4а4 + а3 = 2
6а4 + 3а3 + а2 = -3
4а4 + 3а3 + 2а2 + а1 = -4
а4 + а3 + а2
+ а1 + а0 = 1.
Из системы находим:
а4 = 1, а3 = -2, а2 = -3, а1 = 4, а0 = 1.
Таким образом,
¦(х) = (х + 1)4 – 2(х + 1)3 – 3(х + 1)2 + 4(х + 1) + 1.
2)
Представление произведения
в виде многочлена
стандартного вида
Задание 2. Не выполняя действий, представим в виде многочлена стандартного вида произведение
(х – 1)(х + 3)(х + 5).
Р е ш е н и е. Произведение есть многочлен третьей степени, коэффициент при старшем члене равен 1, а свободный член равен -15, тогда запишем:
(х – 1)(х + 3)(х + 5) = х3 + ах2 + bx – 15,
где а и b – неизвестные коэффициенты. Для вычисления их положим х = 1 и х = -3, тогда получим:
а + b – 14 = 0,
9а - 3b – 42 = 0.
Откуда а = 7, b = 7. Следовательно, (х – 1)(з + 3)(х + 5) = х3 + 7х2 + 7x – 15.
3) Разложение многочлена на множители
anxn + an – 1xn- 1 +…+a0 = an(х – х1)(х – х2)… (х – хn) (an ¹ 0),
где х1, х2, …, хn – корни многочлена.
Если многочлен n-й степени имеет k корней (k< n), то
¦(x) = an(х – х1)(х – х2)… (х – хk) g(x),
где g(x)
– многочлен (n - k)-й степени.
Задание 3. Дан многочлен х4 + 3х3 – 15х2 – 19х +30. Разложим его на множители, если известно, что все его корни – целые числа.
х4 + 3х3 – 15х2 – 19х +30 = (х – а)(х – b)(x – c)(x – d),
полагая числа а, b, c, d его корнями. Раскрывая скобки в правой части, имеем:
х4 + 3х3 – 15х2 – 19х +30 = x4 – (a + b +с + d)x3 + (ab + ac + ad + bc + bd + cd)x2 – (abc + abd + acd +bcd)x + abcd.
Откуда
a + b +с + d = -3
ab + ac + ad + bc + bd + cd = -15
abc + abd + acd +bcd = 19 (1)
abcd = 30.
Решим систему (1), рассуждая следующим образом. Так как корни нашего многочлена – целые, то из последнего уравнения системы заключаем, что они должны быть делителями числа 30. Следовательно, их следует искать среди чисел ±1, ±2, ±3, ±5, ±6, ±10, ±15, ±30. Проведя испытания, установим. Что корни нашего многочлена -2, -5, 1 и 3. Следовательно,
х4 + 3х3 –
15х2 – 19х +30 = (х – 1)(х – 3)(x + 2)(x +5).
4) Упрощение выражений
Задание 4. Разность √|40√2 - 57| - √40 √2 +57 является целым числом. Найдем это число.
Р е ш е н и е. Так как 40√2 – 57 < 0, то |40√2 - 57| = 57 - 40 √2 . Тогда
А = √ |40√2 - 57| - √ 40 √2 +57 = √57 – 40 √2 - √57 + 40 √2 .
Положим 57 - 40√2 = (а + b√2)2, где а и b – неизвестные коэффициенты. Тогда 57 - 40√2 = а2 + b2 + 2√2ab, откуда
a2 + 2b2 = 57