Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:43, контрольная работа
Расчет по одной задаче.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ –«НИНХ»
Номер группы
Наименование специальности: «финансы и кредит»
Студент:
Номер зачетной книжки (студенческого билета):
Учебная дисциплина: Эконометрика
Кафедра: Высшей математике
Номер варианта контрольной работы: 33
Дата регистрации институтом: «___»___________200___г.
Дата регистрации кафедрой: «___»___________200___г.
Проверил:
2011 г.
В базе данных магазина, торгующего подержанными автомобилями, содержится информация об их потребительских свойствах и ценах. Для анализа зависимости цены автомобиля Y от его возраста X1 и мощности двигателя X2 из базы данных выбраны сведения о 16 автомобилях. Эти сведения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Номер автомобиля, i | Цена (тыс. у.е.), yi | Возраст (лет), xi1 | Мощность двигателя (л.с.), xi2 |
1 | 7,3 | 5,0 | 98 |
2 | 9,5 | 4,0 | 141 |
3 | 7,9 | 5,0 | 110 |
4 | 8,3 | 6,0 | 153 |
5 | 7,4 | 6,0 | 123 |
6 | 4,7 | 7,0 | 71 |
7 | 8,2 | 4,0 | 109 |
8 | 9,0 | 4,0 | 76 |
9 | 10,7 | 4,0 | 150 |
10 | 6,0 | 6,0 | 109 |
11 | 4,7 | 7,0 | 104 |
12 | 7,1 | 5,0 | 108 |
13 | 9,5 | 4,0 | 147 |
14 | 7,3 | 5,0 | 105 |
15 | 3,1 | 7,0 | 50 |
16 | 4,6 | 6,0 | 75 |
1.1. Построить поля рассеяний для цены Y и возраста автомобиля X1, а также для цены Y и мощности двигателя X2. На основе их визуального анализа выдвинуть гипотезы о виде статистической зависимости Y от X1 и Y от X2 и записать их математически.
1.2.
Методом наименьших квадратов
найти оценки линейных
1.3.
С помощью коэффициентов
1.4.
Проверить статистическую
1.5.
Построить доверительные
1.6. На
продажу поступила очередная
партия однотипных автомобилей.
2. Множественная зависимость.
2.1.
По методу наименьших
2.2.
Проверить статистическую
2.3. Рассчитать точечный и интервальный прогноз среднего значения цены поступивших автомобилей возраста 3 года и мощностью двигателя 165 л.с. с доверительной надёжностью 0,95.
3. Экономическая интерпретация.
На
основе полученных в пунктах 1 и 2 статистических
характеристик провести содержательный
экономический анализ зависимости
цены автомобиля от его возраста и
мощности двигателя.
Решение
1. Парные зависимости
1.1. Построим поля рассеяний для цены Y и возраста автомобиля X1, а также для цены Y и мощности двигателя X2.
Рисунок 1. Поле рассеяния (возраст-цена).
Рисунок 2. Поле рассеяния (мощность-цена).
На основе визуального анализа выдвигаем гипотезы о линейной статистической зависимости Y от X1 и Y от X2 и записываем их математически.
1.2.
Методом наименьших квадратов
найдём оценки линейных
Оценки параметров можно получить по формулам.
Составим расчётную таблицу.
Таблица 2.
i | yi | yi2 | xi1 | xi12 | xi1 ∙ yi | xi2 | xi22 | xi2 ∙ yi |
1 | 7,3 | 53,29 | 5 | 25 | 36,5 | 98 | 9604 | 715,4 |
2 | 9,5 | 90,25 | 4 | 16 | 38,0 | 141 | 19881 | 1339,5 |
3 | 7,9 | 62,41 | 5 | 25 | 39,5 | 110 | 12100 | 869,0 |
4 | 8,3 | 68,89 | 6 | 36 | 49,8 | 153 | 23409 | 1269,9 |
5 | 7,4 | 54,76 | 6 | 36 | 44,4 | 123 | 15129 | 910,2 |
6 | 4,7 | 22,09 | 7 | 49 | 32,9 | 71 | 5041 | 333,7 |
7 | 8,2 | 67,24 | 4 | 16 | 32,8 | 109 | 11881 | 893,8 |
8 | 9,0 | 81,0 | 4 | 16 | 36,0 | 76 | 5776 | 684,0 |
9 | 10,7 | 114,49 | 4 | 16 | 42,8 | 150 | 22500 | 1605,0 |
10 | 6,0 | 36,0 | 6 | 36 | 36,0 | 109 | 11881 | 654 |
11 | 4,7 | 22,09 | 7 | 49 | 32,9 | 104 | 10816 | 488,8 |
12 | 7,1 | 50,41 | 5 | 25 | 35,5 | 108 | 11664 | 766,8 |
13 | 9,5 | 90,25 | 4 | 16 | 38,0 | 147 | 21609 | 1396,5 |
14 | 7,3 | 53,29 | 5 | 25 | 18,5 | 105 | 11025 | 766,5 |
15 | 3,1 | 9,61 | 7 | 49 | 21,7 | 50 | 2500 | 155 |
16 | 4,6 | 21,16 | 6 | 36 | 27,6 | 75 | 5625 | 345 |
Сумма | 115,3 | 897,24 | 85 | 471 | 562,9 | 1729 | 200441 | 13193,1 |
Среднее | 7,21 | 56,08 | 5,31 | 29,43 | 35,18 | 108,06 | 12527,6 | 824,57 |
Следовательно,
1.3.
С помощью коэффициентов
Коэффициент парной корреляции определяем по формуле.
1) Проанализируем тесноту линейной связи между ценой и возрастом автомобиля.
Рассчитаем матрицу парных коэффициентов корреляции
Не существует линейная зависимость между Х1 и У, т.к. -1≤ rx,y ≤ 1 – не выполняется.
2) Проанализируем тесноту линейной связи между ценой и мощностью двигателя.
Рассчитаем матрицу парных коэффициентов корреляции
Проверим значимость коэффициента корреляции с надёжностью 0,9.
Проверка осуществляется по формуле:
1) В нашем случае для второго коэффициента
Условие выполняется, следовательно, коэффициент корреляции существенно отличен от нуля, и существует сильная линейная положительная связь между х2 и у.
1.4.
Проверим статистическую
Проверим с помощью критерия Фишера значимость уравнения регрессии (адекватность модели исследуемой зависимости):
1)
Рассчитаем коэффициенты детерминации для зависимости y от x2:
т.е. вариация цены на 59% объясняется мощностью автомобиля.
Рассчитаем фактическое значение F – статистики Фишера по формуле:
Пусть
доверительная вероятность р=0,
Т.к. FФ >Ft (0,1; 1; 14), то гипотеза Н0 отклоняется и признается статистическая значимость уравнения регрессии.
Проверим статистическую значимость параметров полученной модели:
Для парной регрессии существует связь между статистиками Стьюдента и Фишера:
Для зависимости y от x2 получаем: . Т.к. это значение больше =1,761, поэтому гипотезу о равенстве нулю коэффициента β1 отвергаем.
1.5. Построим доверительные полосы надёжности 0,95 для среднего значения цены автомобиля в зависимости от его возраста, а также от мощности двигателя. Изобразим графически линии регрессии и доверительные полосы вместе с полями рассеяний.
Доверительные интервалы среднего значения цены для рассчитываем по формуле.
где - соответственно верхняя и нижняя границы доверительного интервала в точке; - значение независимой переменной x1, для которой определяется доверительный интервал; - квантиль распределения Стьюдента с доверительной вероятностью 1-a и числом степеней свободы n-2. При a=0,05 t0,95;14=2,1448.
Значение стандартной ошибки Sy определяется по формуле:
где ; - остаточная дисперсия уравнения регрессии.
Рассмотрим первое уравнение парной регрессии.
Составим расчётную таблицу